Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть IX

Людмила Гулькина
                От судьбы никуда не уйти

                «Да, люблю!»– признаюсь я себе.
 
 Этот год преподносил мне много сюрпризов. В середине декабря я попала в больницу с аппендицитом. Операцию делали под местным наркозом, и  врачи  со мной в эти минуты разговаривали. Если бы я сказала, что мне не было больно – я бы слукавила. Особенно  чувствовала неприятное ощущение, когда хирурги возились в кишках. Конечно же,  я позволяла себе попискивать и просила, чтобы завершали поскорее. Наконец, хирург в зажатом  пинцете показал мне отросток кишки, по всей длине которой находились наполненные белой жидкостью мешочки. Я думала, что на этом мои мучения закончились. Но не тут то было - в ту же минуту я вдруг почувствовала что-то колющее. Мне объяснили, что начали зашивать и что придётся немножко потерпеть. После окончания операции меня похвалили за мужество и отвезли в палату. По дороге санитарка сказала: «Я думала, что  оперируют ребёнка» - видимо, я так художественно пищала.
                После выписки пришлось ходить на перевязку. В один из таких дней мы шли с подругой по мосту, а навстречу нам -  мой знакомый парень. Раньше нас судьба уже  сталкивала с ним.               
 Первый раз я его увидела в педучилище. Он был невысокого роста, подтянутый с чёрными, как смоль, слегка  вьющимися волосами, а  на белом лице множество веснушек. Он посмотрел на меня своими чёрными глазами и улыбнулся, отчего стал ещё обаятельнее. Но меня быстро остудили -  он ждал свою подругу, девочку  с   четвёртого курса.
 Следующая встреча произошла позже, в клубе, после нашего концерта.
Была зима, январь - месяц. Кто-то из оркестрантов сказал, что нас всех пригласили на День Рождения. И тут я увидела виновника торжества. Это был он, в морской форме,  с чуть пробивавшимися усиками. Невозможно описать, что произошло у меня внутри. Мы вошли в комнату, где нас ждал уже накрытый стол. После поздравлений и угощений начались танцы. Мы с ним танцевали весь вечер, а  иногда спускались в беседку, где  болтали и целовались. Потом он проводил меня домой, не хотел отпускать. Ох и напористый был парень! Но всему своё время... Он учился в г. Находке, в мореходной школе, а в этот раз приехал домой в отпуск. Как я и предполагала, он вскоре уехал.
 Прошло пять лет. В один из летних вечеров мы прогуливались с подругой по парку. Звучала музыка, то тут - то там раздавался детский смех  и повсюду влюблённые пары -  всё это навевало романтическое настроение. И вдруг у скамейки я увидела парня в белой футболке, на лице его сияла та самая улыбка. Повернуть в другую сторону я не могла -  мы подошли уже близко. Он заговорил с нами, и мы пошли рядом. Вечер  провели вместе. Он пригласил меня к себе домой на чай с конфетами. Упорства  у него было ещё больше, чем в первую встречу, но я настояла на том, чтобы он меня проводил домой. Когда мы прощались, я попросила его, чтобы он больше не приходил. Он сказал, что всё равно придёт, на что я ответила: «Меня не будет дома». Наверное, я уже за это время повзрослела и понимала, что мне нужен был человек с серьёзными намерениями, а у него ещё был ветер в голове.
 Встреча на мосту была уже третьей и решающей. Мы поговорили ни о чём... Из разговора я поняла, что он ещё не женился. Он спросил, как мы собираемся встречать Новогодний праздник. Мы с  подругой ответили, что ещё не решили. После перевязки, 31 декабря,   я помыла голову, искупалась. Вдруг кто-то постучал в дверь. Бабушка открыла и, загадочно улыбаясь, сообщила, что пришёл красивый мальчик. На пороге стоял он, и на лице его сверкала та самая улыбка. Он сказал, что мы достаточно нагулялись и пора подумать о серьёзном будущем, категорично предупредил, что зайдёт за мной и моей подругой в девять вечера.
 Новый год мы встретили с ним вместе. Теперь я была уверена, что он готов к серьёзным отношениям. Больше мы с ним не расставались, а в конце апреля наметили свадьбу. Вопрос, где проводить торжество, передо мной уже не стоял, директор разрешил провести свадьбу в актовом зале школы. Может  быть, решил таким образом  реабилитироваться. Свадебное платье мне шила моя подруга  Людмила. После распада ансамбля она стала петь в ресторане и,  благодаря ей,  у нас на свадьбе играл живой оркестр.

                День Свадьбы.
               
Для каждой девочки-невесты этот День особенно волнителен...
Прибежала подруга Эрика и начала мне помогать одеваться. После макияжа меня ожидало моё длинное свадебное платье. Оно было сшито из белого кримплена, рукава и кокетка на груди были гипюровыми. Но особенно мне нравилась длинная пышная фата. Пока я одевалась, бабуля накрыла  стол. Наконец,  приехал жених со своей весёлой, шумной свитой. Во дворе нас ждали украшенные машины. Мы сели в белый автомобиль, на облицовке радиатора   которого сияли два соединённых друг с другом обручальных кольца. Меня особенно тронуло то, что их выточил мой жених своими руками на токарном станке. Когда мы выехали на дорогу,  нас сопровождал эскорт из  трёх  мотоциклистов. Я чувствовала себя на седьмом небе. Мой жених в своём элегантном костюме был великолепен.
 В Доме Бракосочетания нам вручили свидетельство о браке, гости нас  поздравили, и мы все вместе отправились на прогулку.  Сначала возложили цветы у Вечного огня, а потом поехали на Вахшскую ГЭС - нашу местную достопримечательность. Вечером нас ждали приглашённые гости и накрытые столы. У входа стояли родители мужа. Его папа специально приехал к сыну на свадьбу из Куйбышевского района. Я его увидела в первый раз. Мой избранник был копией своего отца. Свекровь держала в руках расшитое полотенце, на котором возвышался красивый каравай хлеба и соль. Мы с женихом отломили по кусочку и, предварительно  посолив, угостили друг друга. Поклонившись родителям, направились в зал. Гости встретили нас аплодисментами,  и начался праздник. Столы, поставленные буквой «П», в буквальном смысле ломились от множества блюд. Мама Фёдора, Ирина Яковлевна, постаралась.  Поскольку старшим своим детям из-за тяжёлого послевоенного времени она не могла устроить праздник, то сейчас решила сделать достойную свадьбу. Тем более на знаменательное семейное торжество были приглашены и её бывшие односельчане из Оренбургской области.
 Надо сказать, моя свекровь была человеком с сильной волей. В те сложные годы всё лежало на хрупких женских плечах, надо было зубами держаться за жизнь и растить своих детей. Это было время, когда за украденный колосок хлеба сажали в тюрьму, а кушать хотелось, и детей надо было чем-то кормить. Низкий поклон всем этим людям, которые достойно выжили в эту тяжёлую пору и не сломались, сохранив при этом своё человеческое достоинство. Мама мужа не посчиталась с тем, что у меня была только одна бабушка, и организовала сама для нас этот праздник. Я никогда не думала, что когда-нибудь у меня будет такая королевская свадьба. Весь вечер мы принимали поздравления.
 Есть перед гостями было неудобно, да от волнения и не очень хотелось.  Вдруг чувствую, кто-то стягивает с моей ноги туфлю. А так как она сидела плотно на ноге, её настойчиво снимали, как мне показалось, вместе с моей уже ногой. Я  медленно начала спускаться под стол - жених удержал. Потом я увидела вылезшего из-под стола старшего брата  мужа, торжественно держащего в руках завоёванную туфлю. Теперь, чтобы мне её вернули, в выкупе  приняли участие все гости, которые вкладывали в неё бумажные купюры. Не знаю, сколько в неё вложили денег, но туфля  всё-таки нашла свою хозяйку.
 После свадьбы, весело погуляв, довольные гости разошлись.  Мы с моим теперь уже мужем почувствовали, что изрядно проголодались. Взяв с собой шампанское, курицу, отправились к моей подруге, которая мило предоставила нам на проведение первой брачной ночи свои апартаменты – двухкомнатную квартиру. К счастью, её дом находился рядом со школой. Наевшись от души, мы спали как убитые. Второй день свадьбы пришёлся на 1 Мая - Международный День солидарности трудящихся всех стран, который мы тоже хорошо отметили.
Жить мы начали у его мамы в заводском посёлке. Она уже на тот момент была на пенсии, но подрабатывала вахтёром в общежитии для рабочих. Квартира свекрови находилась в двухэтажном доме с деревянной лестницей. Маленький коридор разделял  две комнаты. Справа была комната свекрови, нам же была отведена  противоположная, так называемая, комната-столовая. Когда провели газ, то поставили перегородку, и получилась маленькая проходная  комнатка.  Жильцы, кто как мог, провели на кухню воду. Вот и все удобства – газовая плита и маленькая раковина с краном, откуда еле сочилась маленькой струйкой вода. Общественный туалет находился во дворе. Чтобы посетить это столь достопримечательное и нужное  заведение, надо было надеть на ноги галоши и взять с собой фонарик. Находчивые мастера на все руки сооружали из досок душевые кабины, наверх ставили бак с водой, за день  она нагревалась,  и  можно было купаться. Люди ко всему приспосабливались и не жаловались на тяжёлые условия. Жили, любили, рожали и растили детей…




                Уроки жизни

 Первый год был для меня сложным.   Надо было знать, что нравится, а что не нравится его маме. Я старалась всё делать  так, как требовала свекровь.  В итоге она сдалась, тем более что  мы с мужем  уже ожидали ребёнка. Фёдор мне всегда говорил, чтобы я начала называть её мамой. А я никак не могла решиться -  помог, его величество, случай.
 В этот день мы со свекровью пошли купаться в душ при общежитии завода. Я намылила лицо и уронила мыло, а так  как  мы были там не одни, мне пришлось обратиться за помощью  к свекрови: «Мама, подайте, пожалуйста, мыло!». С этой минуты  у нас всё пошло на лад. Во всех спорах с мужем - хоть и редких,  мама поддерживала меня.
Как-то раз нас пригласили на свадьбу.  Я чувствовала себя неважно, да и куда мне с таким животом? Мой ненаглядный нарядился и собрался идти один, но мама преградила ему путь, сказав: «Или вместе, или никто не пойдёт.  Куда иголочка, туда и ниточка». Преклоняюсь перед её мудростью!
 После окончания вечерней школы мужу предложили от завода поступать в Московский институт Управления. Мама, конечно, была против этой идеи, потому что я должна была осенью родить. Но он всё-таки настоял на своём, после чего, не сдав экзамен, вернулся домой. Я предложила ему поступить в наш Энергетический техникум, который он потом успешно закончил с красным дипломом.
 Мама с пониманием относилась к нам. Вот и тогда, когда я из-за беременности   уже не могла влезть в свою одежду, она сшила мне платье свободного покроя. Всегда с благодарностью вспоминаю, уже ставшую близкой мне - маму, которая учила меня житейской мудрости. Особенно я хорошо уяснила  для себя, что любовь в семье строится, прежде всего, - на Заботе друг о друге.
               
(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/22/1960