Бабушкин сад Василия Поленова

Алина Алексеева-Маркезин
В. Поленов.Бабушкин сад. 1878. Государственная Третьяковская галерея, Москва

      В. Д. Поленов — один из зачинателей «пейзажей настроения» в русской живописи. В конце 1870-х годов он создает такие схожие по настрою полотна, как «Бабушкин сад», «Московский дворик» (1878, ГТГ) и «Заросший пруд» (1879, ГТГ).
Они были показаны на выставке передвижников, где один из критиков «Московских ведомостей» точно подметил их новаторские особенности:
«Такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам прежде всего „настроение“ и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия».
      Живописный пафос «Бабушкиного сада» близок лирике А. Фета и романам И. С. Тургенева, посвященным уходящему исконному быту дворянства.

       «Бабушкин сад» писался в Москве, на картине изображен тот же усадебный дом на углу Трубниковского и Дурновского переулков, что и в «Московском дворике», созданном в том же году.
      Перед нами уголок патриархальной Москвы, где тихо дремлет, грезя о невозвратном, обветшалый барский дом с колоннами. Это одно из обедневших дворянских гнезд, рассыпанных тогда по всей России.

     Почувствовать, что время накладывает свою неизгладимую печать не только на человека, но и на особняк, нам ненавязчиво помогают детали: облупившаяся штукатурка на колоннах, поврежденная лепнина на фронтоне, неровности ступеней. Но несмотря на все это, благородная простота его архитектурных форм еще не потеряла своей привлекательности. Удивительно гармонирующая с человеком красота этой архитектуры помогает утвердить красоту бытия и одновременно подчеркивает быстротечность жизни.
        Картина «Бабушкин сад» относится к пейзажно-бытовому жанру. Две жанровые фигурки художник ввел в пейзаж. Белокурую девушку в розовом — внучку — Поленов писал со своей любимой сестры-близнеца. А образ согбенной старушки в старомодном чепце в чем-то сливается с дорогим художнику обликом  бабушки Василия Дмитриевича (по материнской линии)В.Н.Воейковой.

     Эта картина — лирическое размышление художника о слиянии человека с природой. Именно так воспринимаются люди на фоне пейзажа. Сад — символ не только исторической памяти, но и вечного обновления жизни. Как бы вторя смене поколений, вновь и вновь расцветает природа. Пышно разросшаяся зелень сада занимает большую часть картины, ибо в этой зелени проявляется неистребимая сила жизни. Поэтому Поленов главным образом и показывает именно молодую поросль, свежую и сочную, оставляя за пределами изображения стволы старых, изуродованных временем деревьев.
 
    Уметь видеть — это тоже большое искусство. Однако, кроме умения видеть, необходима способность чувствовать, а главное — размышлять.
Столь незамысловатая на первый взгляд картина Василия Поленова «Бабушкин сад» очень глубокая по содержанию. Она заставляет задуматься о многом:о жизни и её быстротечности,о разрушении и созидании,о смене эпох,о памяти сердца,о единстве человека и природы.