Проблемы и перспективы развития театра в Белорусси

Макей Недолбайло
ЧАСТЬ 1
 
 В самом начале своей статьи, считаю долгом предупредить читателей, что она будет носить исключительно субъективный характер и возможно будет изобиловать историческими неточностями и неверными аналогиями. Но что поделаешь, ведь обсуждаемая тема сама по себе расплывчата и определить где правильный или неправильный театр или и каков его верный путь развития - дело и вовсе безнадежное. Поэтому данный авторский произвол с моей стороны, тут будет более уместен, чем высокоумное водянистое пойло, которое подается читателю со всех культурологических ресурсов, под видом так называемого "объективного анализа проблемы."

1. - МУЗЫЫЫКА.

На протяжении многих веков истории на Белорусской земле, сложился прочный образ характеризующий творческую личность. Независимо от вида ее творческой деятельности, являлась ли эта личность писателем - поэтом, музыкантом, художником, актером или танцором, звали ее просто и незатейливо - МузЫка. (С ударением на ы)

Многочисленные исторические и литературные источники, помогают нам составить точный психологический и социальный портрет данной личности, а так же определить ее место в обществе. Наиболее точный образ музЫки описан в поэме Я. Коласа - "Сымон - Музыка"
 Это прекрасное, поэтическое произведение, прочитав которое, все желающие найдут обширные сведения о культуре и быте белорусского края, а так же узнают о судьбе молодого музыканта из народа. Мне же остается просто сделать некоторые выводы, применительно к теме нашего исследования.

Итак в древние времена, в Белоруссии, музЫками назывались люди, наделенные талантом, созерцательностью и утонченным восприятием окружающего мира. Так уж сложилось что свои переживания и видимые образы, они чаще всего пытались донести до окружающих при помощи звуков. Т. е. - при помощи музыки.
 Почему именно музыки - понятно: Грамотность была достоянием избранных, поэтому сочинять стихи и предания было возможно только в устной форме. Что же касается изобразительного искусства, то достать лист бумаги или карандаш, не говоря уже о кистях и красках, средневековому белорусскому крестьянину - было делом немыслимым. Поэтому самобытные художники малевали (по меткому выражению Н. В. Гоголя) при церквях или вышивали узоры на полотенцах (рушниках), расписывали хаты петухами - что являлось прикладным искусством и не носило массового характера. Здесь необходимо в двух словах напомнить об условиях жизни белорусского народа времен Речи Посполитой, а после, в условиях владычества России. Основная масса людей всегда жила за чертой бедности, и в глазах шляхты или российских наместников, имела самый низкий статус, определяемый как быдло или холопы. Этот статус прекрасно описывает В. Короткевич, приводя пример, как замерзшие на охоте господа, вспарывали животы холопам, и грели в них свои озябшие ноги. Непосильная работа, высокие налоги, инфекционные болезни, многочисленные войны и разрушения, и в конечном итоге повальная нищета - совершенно не способствовали эстетическому восприятию мира. Убившись на сельхоз работах и дождавшись редкого праздника, белорус пил дешевую брагу, и тут то душа требовала эстетического наслаждения, а именно петь и плясать под звуки самодельных музыкальных инструментов. Вот для этой потребности и существовал в околотке специальный человек, имеющий музыкальный инструмент и владеющий им. Это и был - МузЫка.

 Можно предположить, что примитивными музыкальными инструментами, могли владеть и обыкновенные люди. Но владели они ими как правило не виртуозно, так как подобное искусство, нуждается в постоянном совершенствовании, а понятное дело, что музыкальных школ и "Самоучителей игры на гитаре" тогда и рядом не стояло. Поэтому ясно, что игра на самодельном инструменте требовала длительных тренировок и массу свободного времени, которого у нормального мужика, обремененному барщиной и семьей - просто не было. Из этой ситуации и вырисовывается социальный статус музыки: Это человек не работающий на общих работах, из за физической слабости, либо по причине телесного или умственного дефекта. Однако не следует рассматривать этот дефект, как умственную неполноценность. Просто такой человек, иначе чем другие, более образно, видел окружающий мир и стремился передать свое видение людям посредством творчества. В литературе по психиатрии есть немало любопытных исследований на тему: является ли творческий человек - отклонением от нормы. Так же музЫка, как правило не был обременен семьей. На то есть несколько причин. Во первых такой человек еще с детства считался странным и естественно был изгоем, что исключало его из нормального, раннего, взаимодействия между парубками и девчатами. Во вторых музыка - не считался завидным женихом. по причине неопределенности рода занятий. Он не пахал, не мастерил и не держал лавку. Ну и в третьих система семейных ценностей на основе христианства и домостроя, мешала музЫке плодотворно творить и попросту обременяла его. (Заметьте что браки творческих людей и сейчас редко бывают долговечны) К тому же такой институт как - "Женщина содержит мужика для своего удовольствия," в те времена, среди белорусского крестьянства еще не был развит. Поэтому музЫка был асоциальный тип, что называется "ни кола ни двора" и являлся маргиналом в обществе.

Однако это давало ему ряд привилегий. Он был вхож в "высший свет," так как праздники случались не только у простого народа, но и у сильных мира сего - у шляхты. Бал или другое семейное торжество, не обходилось без танцев, а музыкальных носителей и аппаратуры воспроизведения звука, понятное дело еще не было. (Вероятно существовали где то пианолы, а в последствии и патефоны, но это удовольствие было доступно разве что каким нибудь Радзивиллам) МузЫку звали ко двору, где он веселил общество. За эту службу его могли щедро наградить, но могли и запороть до полусмерти... там уж как повезет... МузЫка был освобожден от налогового бремени, поскольку не держал хозяйства и зачастую даже не имел своего угла. МузЫка был так же более информационно развит, так как путешествовал от деревни к деревне в поисках заработка и естественно варился в большем информационном поле, нежели чем его оседлые сограждане. (Напомню что не СМИ, не средств коммуникации тогда не было) МузЫкой передавали поклоны, приветы, новости, посылки. С развитием городов и городской культуры многие музЫки находили себе работу в частных театрах, при церковных хорах, на ярмарках и образовывали своего рода корпорации. Многим повезло вырваться за пределы белорусских земель и получить профессиональное образование и общественное признание. Но в основной своей массе это были неформальные личности. Их недолюбливал трудовой люд, считая бездельниками и дармоедами, церковь нарекала их антихристами и еретиками, (впрочем как и актеров), начальство побаивалось - за вольнодумство и свободный нрав. И только преступная среда благоволила музЫкам потому что разбойники несмотря на свое кровавое ремесло, люди как правило сентиментальные и всегда нуждаются в душевном излиянии.

Поэтому так и повелось что музЫка был востребован обществом, что называется "по щелчку", когда душа требовала. А в остальное время его судьба никого не интересовала. Более того, у замученных непосильным трудом людей, праздно шатающийся и играющий музыкант, вызывал раздражение и нередко бывал бит. Есть замечательная притча о музыканте жившем в городе, где все жители упорно трудились и отмечали все праздники в один день - один раз в год. И вот как то во время праздника о нем вспомнили, щелкнули пальцами "А подать сюда музЫку" - а он за этот год умер, от голода. Город навсегда остался без музыканта. С тех давних времен прошло много лет, но отношение к творческим людям в нашем обществе принципиально не изменилось. А что до театра то, с развитием технологий звукозаписи и индустрии шоу - бизнеса, многие музЫки стали жить гораздо лучше. А вот театр технически остался на прежних архаичных позициях. Та же сцена из досок, то же актерское тело и тот же набор эмоций, как и 1000 лет назад. Всякие технические вливания, типа, видео проекции, голографии, лазерных шоу и прочей дребедени, ничего принципиально не меняют. Человек остается человеком. Советская эпоха поднявшая артиста на высокий пьедестал духовного и идеологического творца - закатилась. Театры и филармонии, особенно провинциальные, областные, все больше напоминают сборище крепостных музЫк, не знающих что ждать от барина. Но об этом разговор дальше....

А сейчас, если взглянуть на Беларусь со спутника, то при сильном увеличении, в каждой области, на дорогах связывающих отдаленные села и маленькие городки, можно разглядеть маленькие автобусы, заполненные декорациями, костюмами и комплектом выездной аппаратуры. Каждый день эти автобусы курсируют от деревни к деревне, что бы дать представление или концерт, в сыром сельском клубе, в классе деревенской школы или жарком детском садике. В театре или в филармонии это называется "выезд"... Да забыл сказать в этих автобусах среди всякого театрального хлама, едут....едут как и 100 - 200 лет назад - музЫки. (Продолжение следует)