(рассказ)
Авиация в Великой Отечественной войне сыграла выдающуюся роль в победе над фашистской Германией. Особую роль сыграли пикирующие бомбардировщики Пе-2, созданные выдающимся конструктором В. И. Петляковым. Первый полет Пе-2 - «Пешка» (такую кличку он получил на фронтах Отечественной войны) совершил 1-го мая 1940 года.
Рождение Пе-2 было не простым. Сначала он рождался как высотный, двухмоторный, истребитель с кодом «100». Затем он был доработан в качестве бомбардировщика Пе-2. Технические характеристики по тем временам были уникальные: скорость 540 км/час; дальность полета 1300 км; максимальная высота полета 8800м; общий вес авиационных бомб 1000кг. Экипаж самолета из трех человек: летчик (командир экипажа); штурман; стрелок-радист. Управление самолетом было как у летчика, так и у штурмана. Штурман осуществлял бомбометание. Пе-2 был самым массовым самолетом и прошел через огненные облака войны 1941 -1945 годов. Трудности были при взлете и посадки самолета ; не допускались ошибки пилотирования на низких скоростях. Однако самолет себя отлично показывал в небе, и за это ему прощали все недостатки. Такое рождение самолета придавало ему и черты истребителя, и превосходные качества бомбардировщика.
Такая наследственность помогла избежать гибели экипажа Пе-2 в тылу.
Для доставки важного и секретного груза Пе-2 был направлен в город Свердловск на военный завод. Экипаж был сформирован: командир ; майор Ветров Павел на Пе-2 сбрасывал на головы фашистов бомбы; штурман, майор Катаев Алексей Филиппович, на передовой воевал в качестве летчика истребителя, и имеющий опыт пилотирования на Пе-2; и стрелок, капитан Светлов Виктор, он ответственный за груз.
Члены экипажа Пе-2 познакомились друг с другом перед вылетом по указанному маршруту. Секреты умели охранять в период войны!
Был конец 1944 военного года.
Самолет спокойно взмыл в чистое и солнечное зимнее небо и взял курс на восток. Экипаж молча выполнял свои обязанности.
Солнечная погода и солнечное настроение быстро стали меняться. Небо затягивается низкой облачностью. Видимость земли пропала, и командир снизил высоту полета Пе-2 ниже облаков. Для ориентировки майор Ветров выбрал железнодорожный путь, идущий на Урал. На этом неудобства полета не закончились. Прозрачность воздуха ухудшилась, и пришлось еще снизиться. Снежный покров земли ухудшал видимость. Внизу под самолетом еле просматривалась железная дорога. Слева и справа от самолета небо сливалось с землей в единый цвет, и если бы не рельсы, видимые тонкой линией, то ориентация самолета экипажем полностью терялась.
По времени полета самолет должен был достичь Уральских гор.
Неожиданно, самолет вырвался из облачности, и над ним засияло яркое сибирское солнце. Пе-2 летел в глубоком ущелье уральских гор. Слева и справа подымались высокие горные хребты. Впереди железная дорога уходила в тоннель, уходящий под высокий горный хребет.
Командир самолета и штурман быстро оценили обстановку. Поднять груженый бомбардировщик по курсу над хребтом - задача практически не выполнима. Развернуть самолет в ущелье было трудно. Это под силу только истребителю. Майор Ветров растерялся: по его мнению, развернуть самолет ; задача не выполнима; попытаться поднять самолет по курсу над хребтом тоже маневр рискованный. «Да! попали в ловушку. Конец войны и так нелепо погибнуть. И приземлиться нет места! Как же быть?…., попробовать вверх!» ; промелькнула мысль в голове у Ветрова. Нервы напряглись до предела. «Вверх, вверх, пока не поздно, через хребет» ; решил Ветров.
- Так нелепо погибнуть, - проговорил Ветров и потянул штурвал на себя, поднимая нос бомбардировщика вверх, в небо.
Психическое состояние Ветрова от смертельной опасности продиктовало ему, казалось, один единственный вариант неоспоримо верный: «Вверх, только вверх через хребет».
Алексей Катаев - летчик-истребитель думал по-другому. Подъем самолета вверх будет уменьшать скорость и, следовательно, подъемную силу крыла и груженый самолет может не успеть набрать нужную высоту.
- Разверни самолет назад! Разверни! - Прокричал Катаев командиру экипажа.
Ветров проигнорировал слова Алексея и продолжал поднимать самолет. Тело Ветрова закаменело, и мышцы рук как металлические конструкции удерживали штурвал. Горный хребет приближался, и было видно, что самолет не сможет перевалить через хребет.
Катаев попытался взять управление на себя:
- Отпусти штурвал майор, я разверну самолет!
Эта фраза так же осталась без ответа. Самолет терял скорость, и обстановка приближалась к критической.
Убеждать Ветрова было некогда. Катаев понял состояние командира и решил пойти на экстренные меры. Выхватил из кобуры пистолет и ударом рукоятки в голову оглушил Ветрова. Мышцы ослабли, и голова опустилась на грудь.
Тем временем Катаев выровнял самолет в горизонтальное положения, и инстинктивно, пользуясь приобретенной практикой полетов на истребителях, повернул самолет вправо, так что его правое крыло чуть ли не касалось склона горной гряды, и стал выполнять крутой разворот самолета. Пе-2 едва не коснувшись крылом противоположной отвесной скалы, послушно развернулся, потеряв при этом высоту, и когда Алексей выровнял самолет в горизонтальное положение, он находился у поверхности железной дороги. Двигатели, работая на максимальную тягу, стали разгонять самолет. Впереди было свободное пространство! Алексей стал плавно набирать высоту, в небо, где была их сохраненная жизнь.
К Ветрову вернулось сознание. Прикрывая рукой голову, осмотрелся и спросил:
- Что случилось, мы где?
- На небесах майор, на небесах командир! Развернули самолет в ущелье. Скоро будем разворачиваться на заданный курс. - Ответил Алексей. - Берите, командир, управление «Пешкой», мы уже поднялись на достаточную высоту. Земля уральская нас ждет.
Самолет плавно развернулся и взял кур на Свердловск.
На свердловском аэродроме благополучно приземлились. Светлов передал груз получателю. В гостиницу, которую им уже приготовили, доехали благополучно. За ужином, неожиданно, Ветров поставил на стол бутылку водки. Стаканы тоже нашлись. Традиционная жидкость равномерно распределилась по стаканам и все молча взяли их в руки. Ветров свободной рукой потер ушибленное место на голове, заговорил:
- Да!.... Майор Катаев, крепко вы меня уговорили на разворот... Остались мы живы! Хоть и по башке получил, все равно спасибо. Вот за это и выпьем.
- Простите майор, другого решения не нашлось, времени небыло, теряли скорость. - Ответил Катаев и продолжил. - Только не мне спасибо. Спасибо Петлякову, оставил он в «Пешке», в наследство, задатки истребителя. Они, майор, помогли, спасибо Петлякову и «Пешке». За них и выпьем, и еще за победу!
Стаканы сошлись, звонко прозвучало стекло. Наступил промежуток молчания. Алкоголь несколько снизила усталость.
- Я, признаюсь, несколько струсил, когда самолет делал разворот в ущелье. Подумал, что происходит крушение. - Промолвил капитан Светлов, затем улыбнулся удивительно привлекательной улыбкой и закончил слово, делая ударение на последнюю фразу. - Задание мы выполнили успешно!
Светлов, приподнял стакан над столом, слегка ударил о столешницу и повторил:
- Выполнили задание! Живем!.... и будем бить врага..............
Алексей Катаев вернулся с войны. Капитан Светлов Виктор тоже вернулся живым, с многочисленными ранениями и с прежней привлекательной улыбкой.
Майор Ветров Павел не вернулся, погиб над Берлином, вражеский снаряд попал в Пе-2 и нанёс смертельную рану майору. Погиб герой войны, но не забыт, никто не забыт.
Кричит душа вам! героям, всем живым и погибшим: «Мы вас помним! И гордимся вами!».