Праздник Ветра пейзаж

Татьяна Квашнина-Незавитина
Поэтическая симфония о ностальгии по Ветру.
Рассказ о дружбе девочки с Ветром и её удивительных открытиях
               
Счастье, как Ветер, только почувствуешь, и…нет его…

                Время, путь, молитва и Ветер посылаются Богом для утешения

I
В окно залетел праздник.

За окном школы звенел капелью солнечный апрель. Шёл урок географии. Как только учительница произнесла слово «ветер», -  неожиданно распахнулись сразу две форточки. Класс ахнул от совпадения! Шальной весенний Ветер лавиной и праздником ворвался в комнату. Он пробежал по стенам, качнул «Календарь природы», зашелестел таблицами, висевшими на рейках, перевернул и сбросил листы с учительского стола, ошеломил напором и обдал холодом. Пока учительница искала скатившуюся со стола указку, чтобы закрыть форточки, ребята скакали от радости. От сквозняка распахнулись двери. С парт покатились карандаши, полетели промокашки. Весёлый переполох захватил всех. Началось движение: возня, беготня, ползание под партами.
Я, как заворожённая, смотрела на всё происходящее. Необычная встреча с Ветром показалась мне открытием. Он сметал на пути все ограничения. Я почувствовала его свободу и возможность передвигаться в пространстве. Он за секунду перелетал от одной стены к другой. Мне тоже захотелось стать быстрой  и сильной, как Ветер.
Вот бы раздвинуть стены, вылететь на океанские широты и путешествовать вместе с Ветрами по течению "гольфстрим" в неведомые страны.
Но куда отсюда полетишь? Школьная доска в классе закрывала два окна, из которых мог бы открываться замечательный вид на реку. Хотелось снять её и вырваться, хотя бы взглядом, на речные просторы, ощутить в полёте огромность неба, провести ладонью по линии горизонта…
 Те дни, когда ликует душа от ветреных порывов и, кажется, что только Ветер тебя понимает и любит, я стала называть праздником Ветра.

II
Игра в прятки

…Весна вытянула шею и заглянула в мое окно.
Я готовила уроки и не подозревала, что она уже рядом. Писала, поглядывая на переулок, ждала стука форточки и дуновения Ветра.
Я прячусь от него, улыбаясь, а он находит меня даже дома. Знает, что я его люблю, и, потому, так рвется в окно. Вот он! Неожиданно распахивает форточку и бросает в меня свежий ком маленьких ветров, запахи полей, нарваные кусочки облаков и улетает тотчас за угол дома. Будет наблюдать: ищу я его или не ищу. Конечно, ищу! Сержусь, бросаю уроки. И, пока высыхают в тетради недописанные чернилами буквы, кричу ему в форточку: «Я тебя заметила, заметила! Ты - за углом!»
А он уже ничего не отвечает, чтобы я помучилась и прождала его до самого вечера, пока не выучу уроки. Я занимаюсь и жду его, а форточка больше не открывается. На улице тепло – тепло и Ветер, наверное, гуляет где-то в поле по травам, греет спину и совсем забыл обо мне.

III
Весенние заботы Ветра

Я знаю, что он устал. Было много важных дел: тучам запретил хмуриться, солнце на свободу выпустил, теплом оживляющим подул, птиц позвал из-за синих морей.
Назвался попутным Ветром и помог им до родины добраться. Сам за это время по родным местам соскучился.
Прилетели птицы! Гвалт весенний устроили! Расселяются! Ветер им в помощь прошлогоднюю солому рассыпал по переулку. Собирают ее птицы, радуются. Весело от щебета стало.
Солнце обрадовалось! Распустило горячие лучи. Ветер  согрелся. Лег под кустом. Отдыхает…  Тучкой изумительной любуется.  Охраняет ее, чтобы самовольно куда-нибудь по небушку не уплыла. Всем хорошо, а ему особенно!
Радуется, что у ребятни скоро летние каникулы начнутся. Вот забавы-то будет! Теплынь стоит! Столько счастья впереди…

IV
Встреча на островах

Последний школьный день! Жаркий, безветренный. Куда же спрятался Ветер? Хотела обрадовать его: уроков больше нет! Мы можем вместе носиться по холмам.
 Бегу на высокий берег реки, туда, где Ветер отмечает все свои праздники. Здесь, на вершине, я его и встречу. Там нет домов и Ветру спрятаться негде. Вот он – настоящий! Пронесся надо мной со свистом, скатился с пригорка, примял цветы на склоне, покрутил на тропинке песочную пыль. Промчался по кустам полыни и вернулся обратно. Протопал по деревьям на огородах. Зашумели они, заволновались. Потом скатился по ветвям, как с горки, и побежал дальше. 
Наблюдаю за ним. Он чувствует это. Подлетел ко мне, подёргал за шляпу, взлохматил волосы. Задирается!
 Для пущей важности прямо на глазах погнал тучи, покачал деревьями на другой стороне реки. Я рассмеялась и перестала на него сердиться. Вижу: занят делом шалун. И меня веселит!
 Лечу с горы во весь дух, а он не пускает. Создает преграду. Упирается! Играет со мной. 
Кто быстрее из нас добежит до реки? Как ни старалась, Ветер опередил меня: создает рябь на воде, играет на прозрачных гармошках реки, вырывает из рук соломенную шляпу. Он невидим, но присутствует. Он – «живой», но непостижимы его действия. Он прекрасен, но неуловим!
Бог создал для нас природу, как признание в любви, а Ветрами ему помогают управлять Ангелы. Летят они, гонимые дуновением Божьим, и переносят Ветер на крыльях своих, а нашей душе передают внутренний восторг полета.
Моя бабушка говорит, что всё на Земле  -  от Бога. Значит, и Ветер, как и вся природа – творение Божие и, наверное, безмолвный свидетель сотворения мира? Я только догадываюсь об этом. Мне еще многое неведомо… 
Я спросила у неё: «Откуда берётся Ветер?» Она мне сразу, без задержки, ответила: « Бог « …изводит ветры из хранилищ Своих», а, может «из сокровищ Своих». Давно читала, точно не помню». (Деяния.17, 28)
Всё так таинственно…
  Кое-что и я знаю про Ветер из уроков географии. Есть у Ветра задание, важнее которого в природе нет: он помогает временам года изменять облик Земли. Без него это было бы невозможно! Почему? Догадайтесь! 
Для себя я открыла ещё один секрет. Человек и природа - единое целое, потому что созданы они рукой Божьей и единым замыслом Его о прекрасном мире. Если мне хочется уединения и тишины - иду к реке. Там - всегда чудесное настроение! Птицы! Ручей! И радость!
Бегу по берегу, к броду под школьной горой. Ветер носит над рекой голоса и смех купающихся ребятишек, и я уже догадываюсь, кто там восторженно кричит.
 Тропинка через холмы ведет меня к мелководью. Густые заросли тальника делают ее таинственной. Что там за поворотом? Далеко ли еще идти?
  Вдруг – неожиданный блеск воды… Покачивание лодки у берега… Прозрачное дно… И умиротворение…
            Брожу по песчаным островам на середине реки. Лежу на горячем песке, уткнувшись лицом в ладони. Ничего вокруг не вижу и не ощущаю, кроме тепла солнечных лучей. И вдруг чувствую: меняется что-то. Горячие лучи солнца сменяются трепетной нежностью Ветра. Его касания почти неуловимы. Ветер проверяет: сплю я или нет. Начнет напоминать о себе тихо-тихо, чтобы проснулась и заметила его. На реке он не по моей просьбе, а просто сам по себе. Домик у него здесь: летний, ветерочный, на речных островах.
Я тоже, как и Ветер, люблю эти места… Пересыпаю крупный песок. Ищу под ногами ракушек на речном дне. Наблюдаю в теплых заводях за играющими мальками. Именно здесь, над просторами лучистой реки, летает свободный и счастливый Ветер. Я это вижу, и сама меняюсь, наполняясь радостью.
Пока этот летний шалунишка обдувает меня прохладой, чувствую состояние лёгкости и полёта. Бегу – будто лечу.
Волосы быстро высыхают, мокрые следы на песке исчезают на глазах.
 
V
Говори с ним, сколько хочешь!

Отсюда не хочется уходить! Брызги! Смех! Беготня загорелой ребятни по воде и песку.
 Подставь ладони Ветру! Поймать и удержать его невозможно! Он будет скользить между пальцами, самый, что ни есть, реальный. Говори с ним, сколько хочешь! 
Ты можешь довериться ему и поделиться своими переживаниями. Ветер тотчас же их развеет, и ты даже не вспомнишь, о чем так долго печалилась.
Не бойся слов, которые вырвались у тебя наружу! Он знает, что ты умеешь любить, и этого не надо стыдиться. Ведь ты в радости от этой любви… Глаза твои сияют, а не прячутся в слезах, и вздох твой счастлив… Мальчик, у которого ты пересчитываешь родинки на левой щеке, сидит с тобой за одной партой.
Ты можешь спросить у Ветра о чем-то важном, о чем не решаешься спросить ни у кого. Он не остановит тебя, не прервет, не покажет на часы. И очереди желающих поговорить с ним тоже не будет.
Только на вопросы твои он не ответит и не покажется, проси - не проси…  Нежное Ангельское дуновение утешительно коснется твоей щеки, и ты закроешь глаза в ощущении земного блаженства. Здесь ты поймешь, что блаженство - это Ветер и тишина. Душа твоя успокоится, и появятся в ней благие мысли.
А, может, тебе лучше и не знать ответов на эти вопросы... Придет время, и ты сама ответишь на них. Господь скрывает что-то от тебя по промыслу своему, и посылает Ветер для утешения твоего. Не грусти! Все проходит. И эта пора пройдет. Ветер станет твоим  новым другом…

VI
Хочешь, я тебя с ним познакомлю?

 Он веселый и задорный, обязательно вытворит что – нибудь смешное и интересное! Нечаянно, конечно, но все получается само собой и очень неожиданно!
 К обеду затрепетали листья на тополиной аллее, заскрипела  калитка от ветра. «Дождь собирается!» - подал он знак. Бегу снимать бельё. Что за чудо? По двору из угла в угол носится индюк под простынёй. Возмущается на своём языке проделками Ветра.  Выскочил из будки пёс. Всполошились куры. Кот Барфоний пулей взлетел на ворота.
  А Ветра как не бывало! Всех всполошил и скрылся!
 Я знаю его хитрости. Он в наших местах особенный! Непредсказуемый! Степной. Люди привыкли к нему и просто не замечают, как он чудит. Но стоит только кому-нибудь приехать к нам в гости, сразу слышишь: «Какие у вас Ветра! Как вы тут живёте?»
«А мы не замечаем. Разве у вас не такие?» - спрашиваем гостей.
… Иногда, кажется, что Ветер исчез. Но он тут, как тут - за воротами. Ты его только позови, и он тотчас же найдет тебя, где бы ты ни была! Будто не улетал!
Спрячься за высокую ограду и присядь в затишке. Нет! Ты не усидишь, тебе будет любопытно, где же он притаился? Сама выглянешь и заликуешь от встречи с долгожданным Ветром: он тебя нашел или ты его? Вы оба не можете друг без друга.
Ах! Это воздушно-ветреный поцелуй, от которого слетела  шляпа!  Знает, что я его люблю! Посмотрите на него! Устраивает на дороге завихрения. Поднимает в небо дорожную пыль. Вижу-вижу, как он перебегает с места на место. Крутится маленьким волчком, а потом пыльной спиралью поднимается наверх. Наверное, хочет показать воздушные замки, где сам набирается сил и вдохновения.
Если я замечаю его действия, машу ему рукой. Общаться на языке ветров я пока не умею. Иногда он дует так сильно, будто поднять хочет. Просишь: «Ещё! Ещё!» А его уже и след простыл.
По утрам он прохладный, как небеса наверху. Поднимаюсь с ним мысленно, словно пёрышко, в неведомые высоты чистоты и созерцаю прекрасную нашу Землю. Вот дорога, на которой я только что стояла. За лесами – пшеничные поля. Далеко - далеко блестит река, по краям - зелёные кружева деревьев. Белой полосой вдоль неё тянутся дома. По линии оврага можно найти мой дом.
Ветер научил меня смотреть на всё с высоты и издалека. Самое главное – мой дом -  становится ещё дороже, а мелкое и вовсе не разглядеть. Велосипед, который мы не поделили с братом, не видно совсем…
Так я научилась выделять главное в  жизни. Это избавило меня от многих переживаний.
Ветер, как поэт, - все понимает! И настроение моё чувствует. Я ему доверяю. Он умеет по-своему уговаривать. Иногда не хочется куда-нибудь идти, а он дует в спину и гонит: «Быстрей,  быстрей!» Бежишь с радостью, да ещё и вприпрыжку. А обратно – хочешь - не хочешь, а домой возвращаться надо. Но дело сделано. Говорю ему: «Спасибо!»

VII
Дождь

Только что прошел щедрый дождь. Это - особый праздник. Дар Божий! Самое время погулять! Посмотреть, как трава пьёт воду. Луж в траве почти не бывает. А деревья жаждут воды ещё больше, корни их глубоко под землёй…
Возвращаюсь домой не по улице, а в обход, по высокому берегу реки. Любуюсь далями. Далеко на западе тучи переваливаются по небу, будто небесные «коровы» с переполненным выменем.переполненные  влагой. Где-то за лесом делятся щедрым дождём, светлеют и убегают белыми барашками по небу, меняя формы.
 Над моей головой плывут посветлевшие облака – помощницы Ветра. Он им «паруса» для странствий расправляет и посылает в дорогу. Дожди везде нужны… Их тоже приносит Ветер, если есть на то Небесный посыл. Ветер-регулировщик контролирует движение по небу. Поторапливает медлительных: «Облака-путешественники, освободите пространство! Радугу выпускать надо».
Ветер и сам странник, но и труженик одновременно. Нелегки его повседневные заботы. Это нам кажется, что всё просто. 
Но внимательный человек и в небе, и на земле увидит его таланты и многообразие дуновений.

VIII
Лагерь

Лето припекало. Родители решили отправить меня на отдых в летний лагерь. Автобус едет за Мальцев кордон - за лесничество. Впереди овраг и ветхий мост через него. Закрываю глаза от страха. Оказывается, я - трусиха. Но вот всё позади.
Лагерь встречает меня высокой деревянной аркой с приветливой надписью «Добро пожаловать!»  Расположился он среди берёзовых лесов. Здорово! Но линии горизонта нигде нет… Я вздохнула. Хочется раздвинуть лес, чтобы видеть далёкое пространство. Мне не хватает здесь высокого берега реки и не достаёт какой-то внутренней свободы. Это чувствуется ежедневно!  Лагерь - не для меня! Но приходится терпеть.
Начались дни, переполненные событиями: утренние линейки, новые знакомства, лагерные костры, походы, ограниченные купания в реке, скачки по кроватям в тихий час, страшные рассказы по ночам.
Наш отряд разместили в корпусе недалеко от заросшего деревьями оврага, по дну которого протекал ручей. По лагерю ходили страшные истории о таинственных огнях возле родника. Вечером никто из ребят за водой не ходил. Только утром дежурные наполняли водой умывальники.
Я обследовала родник. Деревья здесь были выше других. Они будто держались за небо, боясь его потерять.
 Родник оказался для меня единственным местом, где я любила проводить время. Ветра в низине не было, но там журчала и пела вода. Прислонившись к дереву, я наблюдала, как качаются  макушки берёз. На их вершинах жил мой любимый Ветер…
На дне оврага  - много гнилых деревяшек от старых пней. Я  собрала мусор и прочистила веником тропинку. Никто не мешал. К ужину всё закончила.
Вечером взрослыее ребята решили попугать малышню страшными огоньками в овраге. Но у них на этот раз почему-то ничего не получилось. Они удивлённо пожимали плечами и не могли понять, куда девались «светильники». Перед дорожкой к роднику скопилась очередь, несмотря на время отбоя. Пришла воспитательница, и очень просто объяснила свечение огней: «Это - природное явление: в гнилой древесине образуется фосфор. Он светится в темноте. Но почему он не светится сегодня, я понять не могу».
И никто понять не мог! На дно оврага все смотрели сверху, к роднику в тот вечер никто не спускался. Все боялись.
 Я лежала под одеялом и улыбалась, потому что знала одну маленькую тайну.

IX
Небесный гербарий

       Лагерный сезон закончился. Лето и без него было великолепным! Не хотелось с ним расставаться.
В сентябре – новые заботы. После обеда копаем картофель. Вечером едем с отцом на велосипедах за боярышником. У отца – это любимая  ягода. До ближайшего леса - тридцать минут. Дорога с отцом – в радость!
Солнце ещё не село. Притихший и молчаливый лес наполнен закатными тенями от деревьев. Паутинки на кустах не колышутся…  В глубине берёзового леса находим заросли боярышника. Собираем ягоды. Тяжёлые, яркие кисти ложатся в ладонь. Пробую. Вкусно необыкновенно!
Восторгаемся с отцом разноцветными кустами боярышника. На одних -  ягоды жёлтые, на других – бордовые. Они сливаются по цвету с такими же листьями, и кусты от этого выглядят праздничнее других деревьев. Вязкая с косточками ягода не приедается. Она насыщает. После сбора ягод расположились на траве. Пьём из термоса чай. Оглядываемся вокруг. Клубничные листья на полянах выделяются  вишнёвым цветом. Кое – где, словно отголосок лета, попадаются поздние цветы. 
 Пока светло - гуляем по кромке осеннего леса. Ноги путаются в пожелтевшей траве. Ярко-оранжевый шиповник просится в бидоны, но там уже нет места. Собираем его в карманы.
 Странная тишина в лесу.
 «Ну, что, Ветер, ты тоже молчишь? И у тебя осенняя печаль? Не хочется обрывать листья, а придётся? Снег на листьях может обломать ветви…»
  Природа мудра. Ничего напрасного в ней нет.
Виновато, неслышно подходит Ветер к деревьям, потому что знает: в это время листья прощаются со своими родителями… 
 Я сочувствую им, потерявшим свой «дом». Облетает берёза. Трепещут на осиннике редкие листья, но и они уже покрыты пятнами увядания…
Ходит Ветер на цыпочках по лесу и не узнает его. Сорвет золотисто-розовый лист и остановится, чтобы полюбоваться его красотой. Покачает в ладонях, как ребенка, и унесет неведомо куда: прячет от осени в свой небесный гербарий, на память о прошедшей любви…
Природа замерла на какое-то время, от происходящих с ней перемен. Ветер тоже не находит себе места. Шевельнёт вершинами берёз и опять замрёт. Наверное, с высоты он видит лучше меня, как сюда, по желтеющим травам, незаметно приближается осень.
Я - то знаю, что ей не спрятаться. На ней -  яркие одежды, а в корзине – особенные ностальгические Ветра от уходящего лета. Всем заметно, как меняет красавица оттенки своих нарядов. Кружится осень над деревьями и собирает на платье разноцветные листья. Любуется. Смеется. Ветер за собой зовет… Заденет куст боярышника и наполнит его кисти яркой проникающей прозрачностью. Разбросает по саду спелые яблоки. Понежит, побалует теплыми вечерами…
Покличет в небо журавлиные стаи, чтобы глядя на них, чувствовали люди, как нелегко прощаться с Родиной, даже на время. Провожая птиц, сама заплачет холодными дождями, передавая горечь расставания красной рябине. Загрустят люди, звери и птицы, увидев на небе тёмные осенние тучи.
Осень улыбнётся и утешит всех, по-женски, лаской солнечного бабьего лета, а в сердце Ветра оставит взгляд из синевы сентябрьского неба.
Я и сама в эту пору, как осенний лист, трепещу от неведомой тоски. Чувствую себя частью сменяющегося ритма природы и ощущаю волнительные кружения и подъемы на шлейфе Ветра.
По холодному дыханию неба чувствую, как меняется характер его дуновений. Простительна его сезонная суровость. Свежесть и прохлада идут на смену летней жаре и усталости. Начинается время засыпания земли и деревьев. Они родили урожай и нуждаются в отдыхе. Только мы, люди, хотим, чтобы лето не уходило.

X
Он ни в чем не виноват…

Приближающаяся зима делает Ветер свирепым и холодным.
О его летней нежности никто уже не помнит, и все перестают его любить. Но он ни в чем не виноват…
Не меняй своего отношения к Ветру. Он не может отменить Небесные приказы.
В лютую стужу сжался Ветер, холодно-одинокий, как замёрзший человек. Трясется от холода на выпавшем снегу. Спрятался за высокий сугроб и дует себе за пазуху, чтобы согреться. Кажется, что он невесомый, послушный, смиренный…  И дым над трубами будто засыпает без него. Стоит недвижимым столбом. Это мороз крепчает. Но если Ветер замерзнет окончательно - всякое терпение его кончится. Стоя - любой замерзнет! Начнет он двигаться по дорогам, сугробам, спрыгивать с крыш, танцевать на проводах, бушевать в деревьях, чтобы согреться. Всё будет сметать на своем пути! Люди в дома попрячутся, птицы под крыши забьются. А то и вовсе растворит он свои ветряные ворота в небо, и повалит оттуда такой невиданный снегопадище, что и дома до крыш засыплет, и деревья до вершин.
Сестёр в помощь позовёт: Вьюгу и Метель. Но старый дедушка Снегопад смягчит мороз. Ветер на время успокоится, и будет медленно опускать на землю большие снежинки. Поймёт, что нужно донести до земли эту хрупкую красоту неповреждённой.
Как только угомонится Ветер - выйди к нему, скажи доброе слово. Он ждет его, как и все мы. Затаил дыхание, будто и нет его. Постучит легонько в окно ставнями и опять замрет. Хочет увидеться! В окна заглядывает, а они узорами морозными затайнены. Невиданное белое травоцветье заполонило стекло. Сердится Ветер, хлопает калиткой, громыхает кровлей, а ты все не выходишь! Но если чуть приоткроешь дверь, влетит он порывом, обдаст снегом и спрячется за трубу. Играть зовет! Задудукает в нее. Завоет. Запоет от счастья…
Выбежишь ты на трубу посмотреть, а он сорвется от радости с места и поднимет свою счастливую круговерть. За соседнюю крышу спрячется. Ищи его опять! Не найдёшь! Он уже в поле убежал или за реку.

XI
Школьная ёлка

Такого мороза в начале января 1963 года никто не ожидал. Минус сорок два. Две недели не прекращаются метели с морозами. Гусеничные бульдозеры не успевают после метели прочищать дорогу.
Почти все зимние каникулы третьего класса я просидела дома. Но сегодня в Явленской восьмилетней школе праздник. Закутанная шалью, я иду на школьную ёлку вместе с отцом. Пронизывающий степной ветер сбивает с ног, задерживая продвижение по глубокому снегу. На улице уже темнеет. Прохожих нет. Свет из окон не освещает дорогу, потому что у всех закрыты ставни. Кажется будто мы одни, несмотря ни на что, идём сквозь зиму на долгожданную встречу с Дедом Морозом.
 Снежный иней облепил ресницы. Руки в двух варежках сильно замёрзли. Щиплет от мороза щёки. Лоб и брови не выдерживают ледяного ветра. Натягиваю шаль до самых глаз, закрываю подбородок и щёки. Замёрзла так, что уже нет терпения. Переживаю: «Придёт ли кто-нибудь на ёлку? Многие ребята живут дальше, чем я».
У отца побелели щёки. Он растирает их варежкой. Наконец-то «добежали» до школы. На снегу много детских следов. «Пришли ребятишки!» - радуюсь я. «Отец обметает мне валенки от снега, а я держу новогодний костюм. Моя варежка приклеивается к дверной скобе, потому что я дышала сквозь неё на замёрзшие пальцы. Отрываю её. Разноцветные ворсинки остаются на снежной наледи ручки.
 Клубы холодного воздуха врываются в большой коридор, где стоит украшенная гирляндами ёлка. Вообще-то, это не ёлка, а сосна. Настоящие ели у нас, в Северном Казахстане, не растут. Они вымерзают здесь от сильных морозов. В лесхозе леснику удалось вырастить одну ель выше дома. Мы ездили на неё любоваться. Но и сосну к нам тоже привозят издалека. 
В помещении жарко натопили печи, чтобы дети могли переодеться в праздничные костюмы. Странно видеть после такого мороза «порхающих бабочек» и «снежинок» в лёгких платьицах.
На уроках труда и рисования мы готовили праздничную выставку. Наша учительница Светлана Георгиевна Морозова поручила мне сделать рисунок на тему разучиваемой песни «Шёл медведь к своей берлоге». Медведь у меня долго не получался, и я переключилась на дятла и белочку, наблюдающими за происходящими в лесу событиями. Ребята обступили меня, давая советы. Мальчишки, наступая девчонкам на валенки, изображали медведя, который нечаянно наступил лисе на красивый хвост.
Боясь посадить кляксу чернилами, я взяла новое перо и старательно подписала над рисунком строки из песни. 
Шёл медведь к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
 Я любила рисовать. На новогоднюю выставку попало сразу несколько моих работ.  Их я решила сохранить на память об этом весёлом празднике.
После уроков девочки вырезали снежинки и клеили их водой на окна. Снежинки сразу примерзали и не отклеивались. Мы весь месяц на уроках труда мастерил к празднику ёлочные игрушки, разноцветные цепочки. 
С пионервожатой разучивали «Танец Гороха». В танце участвовали не только девочки, но и мальчики. Со мной в паре танцевал Лёня Шаповалов. Наши мальчики проявили смелость, согласившись участвовать в праздничном концерте. Репетиция затянулась надолго, потому что время уходило на смешные курьёзы и налаживание дисциплины.
И вот мы выступаем возле ёлки… 
  Мой рост не вписывался в панораму танцующих школьниц. Девочки-горошины  "катались» по сцене. Я больше походила на гороховый стручок, чем на саму горошину, и «торчала» среди них, как неведомый огородный «фрукт». Я пригибалась и присаживалась, но танцевать от этого было ещё труднее. Мой рост казался мне не достоинством, а недостатком. Но этого никто не замечал. Зрители бурно аплодировали. Родители радовались празднику больше, чем дети. Среди них улыбался и мой отец. Он утешал меня после танца, ласково называя «длиннолапкой» и «тростиночкой - соломиночкой». Я сияла от его любви и забывала о своих переживаниях.
 Звучала музыка. Кружились хороводы. Ребята подходили к ёлке и отыскивали на ней игрушки, сделанные своими руками. Бумажные фонарики и цепочки перемежались с редкими стеклянными шарами. Картонные звери, покрашенные серебряной краской, вертелись от холодного воздуха входной двери. Под ёлкой стояли Дед Мороз и Снегурочка, сделанные из ваты и марли. До праздника фигурки хранились в кабинете директора, там же, где горн и барабан, в стеклянном шкафу. Трогать их запрещали. Игрушки были старыми, потёртыми, но нам казалось, что нет на свете ничего красивее этих фигурок. 
 …Одноклассница Лида Миллер помогает мне переодеться в новогодний костюм. К вечеру мы готовились вместе. Голубые марлевые платья, сшитые и покрашенные мамой Лиды, мы украсили южными плодами. У меня – корона из виноградной лозы. По платью нашиты бумажные гроздья винограда. У Лиды  - головной убор и подол в оранжевых абрикосах. Костюмы делали по ночам. Приходилось закрываться в маленькой комнатке от младшего брата Вовы, который тоже хотел «красить», тыкая пальцами в краски. Лишних кисточек у нас не было.
Входим в зал. Гудение со всех сторон! Мы – не снежинки и не Снегурочки. Мы -  жаркое лето среди суровой зимы. Жюри присудило нам за костюмы первые места. Дед Мороз вручает нам большие коробки с игрой «Кто впереди?» Хотелось немедленно начать игру. Мы уже распаковали кубики и фишки. Но нас позвали читать стихи. Дед Мороз раздавал за выступление подарки.Я прочла наизусть стихотворение, выученное  из журнала «Огонёк» за 1959 год.   

Приходил к нам Дед Мороз,
Он сосульками оброс.
В шапке мохнатой,
Седой, бородатый,
Ростом невысокий,
Крепкий, краснощёкий.
Мы сидели с ним под ёлкой.
Разговор был очень долгий.
Говорили об ученье,
Об отметках поведенья.
Хочет дед, чтоб ученик
С малых лет к труду привык,
Хочет, чтоб прилежным рос, -
Вот какой наш Дед Мороз!

Новогодние кульки, приготовленные для нас, выглядывали из большого картонного ящика. Зелёная ёлка, напечатанная на сером бумажном пакете, казалась нам чудесным украшением подарка.
 Большие яблоки к нам привозили только в январе, к Новому году. (Мы жили в Западной Сибири, на севере Казахстана). В их ароматном запахе для многих и заключался Новый год. В прижатом к груди кульке яблок не оказалось... 
 Все шептались и переглядывались. Вошёл весёлый директор с ящиком,от которого пахло яблоками. Поднял крышку...
 И вдруг... лицо его изменилось... от переживаний. Улыбка исчезла. Директор помрачнел и с растерянностью посмотрел на нас. Мы вытягивали шеи, чтобы заглянуть в коробку, но увидеть ничего не смогли. Ящик унесли. Через несколько минут в зал опять вошёл наш директор. В его руках был поднос, на котором  лежали оттаявшие бесформенные яблоки бурого цвета.
Мы понимали, что ехать за яблоками в такой мороз за сто километров в город Петропавловск было подвигом нашего учителя. Он хотел нас обрадовать.
  Яков Иосифович останавливался перед каждым учеником и умолял взять по «яблоку». Нашему дорогому директору мы отказать не могли. Протягивали руки к подносу, брали «подарок» и смущённые съедали его тут же. Мне не запомнился вкус перемороженных яблок, но запомнилась самая счастливая новогодняя ёлка, на которой были эти необыкновенные яблоки детства.
Во время зимних каникул я поехала к подруге на день рождение. Возле снежного тоннеля, пробитого огромным трактором «Кировцем», автобус снизил скорость. У нас без таких тракторов не обойтись. Колёса у трактора – в человеческий рост, лопата-отвал - шириной с дорогу. Быстро справляется он с работой, сдвигая в кювет горы плотного снега. За окнами автобуса – снежная стена и ничего не видно. Полумрак. Я прижалась к стеклу и посмотрела вверх, оценить высоту "стены", но верха сугроба так и не увидела. Тоннель быстро закончился, и мы выехали на расчищенное шоссе.  Оказывается, Ветер плавно соединил сугробом верхушки двух берёзовых рощ, находящихся через дорогу. Вот так поиграл!
 Я знаю, что он – сильный: столько снега с небес на землю доставил, да еще и разложил по всем лугам, крышам, лесам, чтобы никому не обидно было. Я восхищалась его стараниями.
 Катаюсь с друзьями с горы. Ветер летает туда-сюда, будто на разговор вызвать хочет: «Угадай, где я? Не туда смотришь! Не заметила. Ну, держись! Шапка с головы слетит - сразу заметишь! То-то! Побежала!»
«Озорник!" - кричу я ему. Куда от тебя денешься! Заметила! Спасибо за горки, дружище! Придет весна, как управляться будешь? Столько дорог сушить!» - спросила я у Ветра, осознавая огромный объем его работ.
Вздохнул Ветер так сильно, что снежная пыль поднялась. Начала возмущаться, что полежать ей спокойно не дают.
Я не надеялась на ответ, но в ветреном небе всё-таки расслышала его свистящие слова: «Наше дело - помогать матушке-земле. Стараться для кормилицы будем! Солнышко на помощь позовем. Такова жизнь у всех Ветров. Сколько километров нами исхожено, а, сколько еще пролететь предстоит - и не счесть…  Поручений у нас много от Небесного Хозяина. Да и нравится нам заботиться о земле - кормилице.
Нет ничего веселее, чем по дорожке бежать да дела вершить! Всегда попутчики найдутся. А интересно-то как! Мир посмотреть хочется и землю преобразить!»
Покрутился Ветер возле горки и исчез.

XII
Круглый конверт
 
  Прошли морозы и новогодние праздники, но ожидание чуда сохранилось. Хотелось ярких огней и продолжения каникул.
Дули невыносимые февральские Ветра. Они рвали провода, переносили снегом дороги. В домах даже днём были закрыты ставни, чтобы сохранить тепло. Комнатный полумрак гнал на улицу. Я привязывала ремнями к валенкам коньки "снегурки" и выходила на скользкую дорогу. Расставленные в стороны руки были парусами. Долго я катилась, понимая, что возвращаться будет нелегко.
Были дни, когда сильные Ветра выдували до блеска поверхность реки. С подругой Таней мы спускалась с горы на санках до самой реки. Ложилась на лёд, восхищались его прозрачностью, а потом катались по нему в валенках, без коньков.
  С группой ребят возвращались домой. Руки в двух варежках замёрзли невыносимо!!! Растираю снегом отмороженные пальцы. Отстала. Нагнулась рукавицы поднять, а из-под снега  – конверт виднеется. Никогда не видела таких конвертов! Штамп диковинный - волнистые полоски, будто Ветер нарисован. Адресата нет. Текст – странный.
  «В конце февраля жди от меня необычное послание.  Из  сокровищ Неба я отправлю тебе тонкие нити воздушных потоков. Это будет подарок из весенних запахов марта. Я его назвал «Предчувствием весны». Ты догадаешься, в какое время доставят от меня этот привет. В этот день, после прилета теплых Ветров на землю, захрустят под ногами прозрачные льдинки.
Вскоре наступит настоящая Весна. С горы влажных Ветров спустятся дожди. Ты увидишь первую радугу. Порадуйся блеску ручьёв. Посмотри, как снова оживут лесные чащи, зашевелятся на солнечных пятнах проснувшиеся мухи. Почувствуй свежий запах земли, ее желание плодоносить. Природа снова возродится и обновится от прикосновения Божественной руки небес.
 К тому времени мы, Ветра, просушим все дороги и твои любимые тропинки».
Меня осенило: «Такое письмо мог написать только Ветер!»
Я поверила ему и запрыгала от радости. С нетерпением начала ждать таяния снегов, выискивала на улице запахи весны, хотя зима ещё не кончилась.
 Вскоре осел снег. Прилетел Ветер-Апрельник. Шустрый. Неугомонный. Подышал над пригорками. Вытаял первые проталинки. Засветились от радости белые подснежники. Дороги просохли. Началось веселое муравьиное движение.
 Я села на оживший после зимы бугорок и нарисовала весенний день с ослепительно-голубым небом. От деревьев на земле - яркие светотени. Посветлевший лес вдалеке… Теплые Ветра одели его в светло–зеленый наряд, поэтому он тоже светится от счастья. Солнечно на улице – солнечно на рисунке!
         Бегу проверить высохшие тропинки. Перепрыгнула через ручей. Не могу оторвать взгляда от белого кораблика. Флажок на нём в виде детской ладошки. Капитан еле за ним поспевает.   
«Чем сильнее Ветер, тем смелее капитан!  Привет - привет!», – кричу я ему.
 Он улыбается мне в ответ.
На горе собрались мальчишки. Старший брат поднимает в небо воздушного змея, склеенного жареным картофелем. Никто и не верил, что у него получится смастерить змея без клея. Носит Ветер белый квадратик над рекой, играет его длинным хвостом. Братишка кричит и подпрыгивает от восторга. Малышня запускает самолётики.
А девчонки - вот смешные! Носятся стайкой с разноцветными  лентами по холмам. Вьются легкие полоски на Ветру, создавая неповторимый праздник детства.
               
XIII
За руку с Ветром

… С того чудесного времени прошло несколько лет. Они не изменили моего отношения к Ветру. Я дружила с ним по-прежнему. Что-то очень важное из счастливого детства сопровождало меня в дальнейшую жизнь. Наверное, детское мировосприятие, которое создаёт постоянную внутреннюю радость. Это уже не спрячешь!
  Я взрослела, и многое переоценила в своей жизни. Но моя маленькая традиция оставалась неизменной. Возвращаясь домой после дальних дорог,  бежала на высокий берег реки, где ждал меня неугомонный Ветер.


…Посмотри, какой солнечный день! Пробеги, взявшись за руку с Ветром! Пусть захватит дух от быстрого бега. Ты возрадуешься и запоёшь от радости движений, красоты жизни! Сколько открытий, сколько светлых воспоминаний останется после этого дня!  Тебе захочется писать музыку и стихи. Рисовать вечные облака…
 Пригласи в своё творчество Ветер. Он окрыляет, вдохновляет, даёт ощущение внутренней свободы, а иногда - и счастье озарения.
 Если хочешь, давай отправимся вместе с ним в путешествие.  И не нужно для этого собирать чемоданы. Просто присядь у дерева и последи за облаками…
К тебе придут иные размышления, чем прежде: о смысле жизни, о совершенствовании себя, о тщетности всего мирского.
Я изменилась и мерила мысли завещанными мне (от бабушки) словами: «Всё на Земле от Бога». В этих словах было и смирение и, найденная ею истина. 
Я только шла к этому открытию.
 Жизнь не стоит на месте. За плечами Земли – тысячелетия: сменялись династии царей, уходила слава побед, исчезали богатства, законы и государства. Оставались только вера и любовь, да облака все так же плыли над Землей, вдохновляя художников и поэтов. Облака и Ветер – это вечное…  А над ними – Великое Небо… И нет ничего торжественнее его.
Подними руки и подержи в ладонях небесную синеву. Сохрани в душе её ликующий свет. И никогда не уходи из детства!
Выбеги из дома и найди свой Ветер! После встречи с ним ты заметишь, как чисты стали мысли, как легковесно настроение.  Он   ждет тебя везде: в проеме ворот, на крыше, на дереве, на холме, на краю села.
Заберись на возвышенность! Посмотри вокруг хотя бы пять минут на свой двор и дом, на село, озеро, лес, на свою школу. Тебе не захочется уходить с этого места. «Уйдут» ненужные мысли, а ты – останешься, потому что начнешь думать о Родине. О малой Родине своей!
Ты увидишь сломанное дерево у плетня и старый родительский дом, немощную старуху в переулке и бездомную собаку. Тебе очень захочется что–то изменить в своей жизни и в жизни близких тебе людей. Ты вспомнишь, как напрасно обидел маму и не помог отцу ворошить сено. С этой высоты, пусть даже маленькой, ты почему-то обратишь взор и на себя.
Помолчи… 
Пусть эта «высота» станет местом твоего молчания и встречи с Ветром. Повернись ему навстречу и разверни «руки – крылья». Запомни то состояние радости, когда он дул в твоё лицо. Ты услышишь его порывистые призывы: «Что же ты стоишь? Не бойся! Давай полетим вместе над твоим домом и закружим в небе, счастливые - от восторга и высоты».
Проведи рукой по линии горизонта, погладь вершины елей, коснись взглядом озёр, «приласкай» маленькие болотца, охвати любовью сердца всё, что откроется перед твоими глазами. Засияешь в радости! Глубокое дыхание заволнует грудь.
Бесконечные голубые дали, ощущение простора, состояние внутренней свободы, которое подарит тебе Ветер, сделают тебя неунывающим человеком.
Ветер обнимет тебя, и ты станешь сильнее в этот миг. И не будешь искать в нем жалости к себе. Будешь дарить любовь, а не требовать её.
«Лети» навстречу Ветру! У тебя не останется времени для печали. Ты ощутишь от бега легкость в теле. Хорошее настроение изменит твой день. Праздничный румянец заиграет на щеках.
Беги туда, где тебя любят, где живет романтик Ветер. И не важно, какое сейчас время года и сколько тебе лет. Ты дружишь с Ветром, и это - здорово! Он – честный друг. Деятельный. Толковый. Верный…
Если тебе тяжело, далеки друзья, не понимают близкие, и ты отчаянно одинок после предательства, вспомни, что есть простое средство воспрянуть  - обыкновенный Ветер!
  Однажды в отчаянно-печальный день, когда раздиралась душа от слёз, и я ничего не видела вокруг себя, ко мне прилетел Ветер…
Нежнейший Ветер…
Среди тихого солнечного дня маленьким дуновением он коснулся заплаканного лица, будто спрашивал: «Могу ли я тебя чем-то утешить?» Я повернулась к нему в полном удивлении, принимая его неожиданный подарок. Ласковые волны ветреных порывов изменили моё состояние. Для меня это было великим природным утешением, равным чуду.
Замечал ли ты, как меняет настроение Ветер? Он будто умеет нам сострадать? Это бывает и в холодную пору. Но мы иногда ворчим на него совсем несправедливо, отворачиваемс, кутаемся в шарф, запахиваем пальто. А ведь порывистый Ветер исцеляет порой от тоски лучше всякого врача. Он не жалуется на нас никому и прощает нашу нелюбовь.
Кому-то не нравится Ветер… И люди не нравятся… И обстоятельства… И нет терпения переносить и то и это… Может, просто нет смирения в душе, к воле Божией. Скептик не доверяет Богу дать ответы на вопросы, которые бы разрешились наилучшим образом.
Доверься милосердию Божию. Попроси прощения. Признайся в своей слабости. Не суди человека, на которого держишь обиду. Подними его как можно выше к Богу своим смирением.
Он шагнёт тебе навстречу.
 Многое изменится в твоей жизни. Ты задумаешься о новом жизненном пути, а, может, и о дороге к храму, как о самой важной и мудрой дороге в твоей жизни. 
Открой окно…
 Слышишь, как звонят колокола? Они посылают в сердца особый праздник спасительной веры. Ветер разносит по просторам  ликующий священный  звук! Русь звонит в твоё сердце!
 Уйдёт печаль. Возрастёт радость. Появится надежда. Прислушайся к жизни… и просто постой у окна… 
Пусть ворвется в комнату Ветер, а ты, окрыленный пространством, будешь все нетерпеливее освобождаться от ненужного и в душе, и в жизни. Почувствуй новизну состояния! Комната наполнится свежестью, а душа оживет! Новое высокое чувство родится в ней!
 Впереди еще столько хорошего!
Любишь простор? Спеши к морю на праздник Ветра. Морской прибой сделает счастливой эту встречу. Ух! Как он окатил тебя водой! Но ты смеёшься и радуешься, потому что чувствуешь, как велика сила Ветра, которой он делится с тобой.
Если живешь вдали от моря, выйди в степь! Ветер очарует тебя запахом чабреца и волнами пшеничного поля.
  Ты живёшь в горах?  Пошли Ветру звонкое: «Здравствуй!». Он пронесет эхо радости через все горы и донесет твой привет одинокому старику, сидящему на пороге дома.                               
  Приезжай ко мне в гости! Войди в шумный лес, качающий вершинами. Ветер устроит тебе качели на макушках берез. Пробеги через луг вместе с Ветром! С ним - весело! Празднично! И от этого легче жить!
… Бегу домой в предчувствии какого-то чуда.
 О! Что это на моем окне? Новое письмо! Знаю! Знаю от кого! Читаю… и замираю от счастья:
 «Ты вдыхаешь сейчас великие жизненные силы, которые посылаются Богом из глубины Небес. Ты дышишь, ты живешь и радуешься. Попутных тебе Ветров в поисках истины. Я хочу быть твоим Другом. Я знаю: ты  –  на правильном пути.
 До свидания. До встречи на любимом холме.
                Твой Ветер»




Автор рисунка "Ветер" русский художник из Румынии Виктор Пивоваров