Демоны Глава 16

Михаил Рощин 2
До отделения Саша добрался довольно быстро, проехав большую часть пути на автобусе. Лишь за две остановки до пункта назначения на дороге образовалась нешуточная пробка. Если приглядеться, то становилось видно, что далеко впереди произошло какое-то происшествие на дороге, и ход машин был затруднён.
Водитель автобуса постоял несколько минут, ожидая разрешения вопроса, но, понимая, что движение восстановится еще не скоро, просто открыл двери. Так разрешалось делать, чтобы не задерживать особо спешащих пассажиров. Те, кто хотел, могли достичь своего пункта назначения пешком.
Саша минутку подумал, глядя на лениво покидавших салон пассажиров, и тоже двинулся следом. Пройти пару кварталов не составляло труда, а погода была довольно мягкой для конца января. Он вышел из салона автобуса, поправил воротник и двинулся по тротуару в составе людского потока.
Через пятнадцать минут от достиг цели. Отделение, где он побывал ночью, днём не особенно отличалось. Лишь только освещением да наличием на улице нескольких сотрудников. Они проводили его взглядом, пока он следовал к двери, но ничего не сказали, и потом вернулись к своему разговору.
Войдя внутрь, Саша остановился у окошка дежурной части. Позади прочного пластикового окна находился сотрудник, уже другой, не тот, что был ночью. Он вопросительно взглянул на вошедшего, ожидая вопроса.
- Меня вызвали, к Рябову. - начал Саша, наклонившись к окошку.
- Повестку. - попросил-потребовал полицейский. Звания его Саша не знал, знаки отличия он видел, но значение их ему было неизвестно.
- Он по телефону вызвал, сегодня утром.
Полицейский еще раз посмотрел на него, потом поднял трубку, наверное, внутренней связи, и набрал номер. Саша тем временем изучал его погоны. На синем фоне было две желтых полосы возле наружней стороны. Он для себя запомнил их внешний вид, решив, что нужно будет почитать про знаки отличия.
- Товарищ лейтенант, тут к вам парень пришел какой-то, говорит, вызывали.
Помолчал в трубку, потом бросил в сторону Саши: - Фамилия как?
- Савин, - быстро отреагировал Саша.
- Савин, - повторил полицейский в трубку. Потом кивнул головой и добавил: - Так точно.
Через минуту Саша с выписанным пропуском в руках поднимался на четвертый этаж здания. На проходной полицейский сказал ему, куда идти. Четвертый этаж, кабинет четыреста пятый.
Постучав два раза, он вошел внутрь. Кабинет был тесный, и большую часть его занимал стол, заваленный разными бумагами и канцелярией. Возле задней стены был шкаф с папками, различного цвета и толщины.
Во главе стола сидел сам обитатель кабинета. Он занимался изучением каких-то бумаг, и отвлекся всего на секунду на вошедшего гостя, жестом указал ему на стул.
Саша снял пуховик, присел и начал молча ждать, пока следователь освободится. Тот закончил читать бумагу, положил её в папку на столе и отодвинул в сторону.
- Я пригласил тебя, чтобы ты помог мне с ночным делом, - начал он.
На лице Саши отразилась смесь сомнения и удивления.
- Как? - просто спросил он.
Рябов придвинул к себе поближе папку, лежащую на краю стола. Она была значительно тоньше той, что он отложил, но по весу казалась намного тяжелее.
Следователь достал из неё несколько фотографий, и протянул их Саше.
- Посмотри внимательно на этих людей. Сможешь ли ты кого-нибудь из них узнать?
Саша взял в руки тонкую стопку фотографий, их было не больше пяти штук. По одной начал их раскладывать на столе. На всех были запечатлены разные люди, от двадцати до тридцати лет, и почти во всех было что-то общее. Что это было, Саша не знал, или просто опасался себе признаться.
Он указал пальцем на фотографию в центре выложенного им ряда. На ней был изображен молодой человек, лет двадцати пяти, с холодным взглядом, темными волосами, глубоко посаженными глазами и выступающими скулами.
- Вот, этот мне кажется наиболее знакомым. Мне кажется, это его я видел вчера на остановке.
Рябов взял снимок в руки, посмотрел на него. Легкая улыбка деформировала его губы.
- Очень хорошо. - Он спрятал снимок обратно в папку, закрыл её и посмотрел на Сашу. - Ты выступишь свидетелем?
- А кто это? - с опаской спросил Саша.
- Это человек, за которым мы довольно давно гоняемся, но никак не можем поймать за руку. А теперь у нас появился реальный шанс. И этот шанс - ты.
Саша недоверчиво покачал головой.
- А почему у вас не было возможности подобраться? Не потому ли, что свидетели куда-то исчезали?
Он сам не знал, откуда вдруг появилась такая мысль, но слова вылетели изо рта сами по себе, помимо его воли.
Рябов перестал улыбаться, наклонился над столом и тихим голосом сказал: - Ты что-то знаешь об этом деле?
Саша отрицательно покачал головой, потом спросил: - На том ноже была кровь убитого мужчины?
Рябов вернулся в исходное положение и холодно произнёс: - Ты чересчур любопытен, тебе не кажется?
- Нет, не кажется. Вопрос стоит довольно серьезный. Человек, против которого вы мне предлагаете свидетельствовать, опасен. Также опасен не только он, но и его окружение. Если вы мне не расскажете, кто это, то я отказываюсь сотрудничать.
Следователь вздохнул, еще несколько секунд посмотрел на собеседника, потом тихо начал говорить.
- Этот человек - сын одного криминального деятеля, к которому мы никак не можем подобраться. Он обладает большим влиянием, и запустил руки уже довольно глубоко во все сферы нашего города. Не буду скрывать, что и в нашем управлении есть его люди. Поэтому тема этого разговора останется закрытой для всех окружающих. Никаких письменных соглашений между нами не будет, это может быть слишком опасно для тебя и твоих близких. Только встречи тет-а-тет, и дача показаний лично мне. Идёт?
Саша оценивающе смотрел на лейтенанта. Ему казалось, что он видит саму сущность этого человека. Он был честен с ним сейчас, и вообще по жизни старался вести себя правильно. Ему хотелось помочь, он был хорошим человеком.
- Хорошо, я согласен. Только тогда вы уничтожите нашу вчерашнюю запись в комнате для допросов.
Рябов демонстративно развел руками, показывая невозможность отказаться от такого предложения. Потом достал из ящика стола маленькую кассетную пленку и протянул Саше.
- Если хочешь, забирай прямо сейчас и делай с ней, что тебе угодно.
Тот встал со стула, принял в руки пленку и спрятал её в кармане своего пуховика. Потом встал и собрался уже уходить, но в последний момент вновь подошел к столу.
- А кто эти люди на остальных фотографиях? - вдруг спросил он.
- Так, никто. Просто люди с улицы, которых сфотографировали, чтобы использовать в опознаниях для чистоты эксперимента. Чтобы свидетель имел возможность подумать и выбрать нужного.
Саша еще раз коснулся снимка, лежащего с краю.
- Тогда ладно. А то, если бы они были преступниками, то вот этот совершил кражу неделю назад, из торгового зала супермаркета.
Палец передвинулся к следующему снимку.
- Бытовое насилие. Избивает жену и трехлетнюю дочь, кроме того, вождение в нетрезвом виде.
Рябов с сомнением смотрел на своего гостя. Он вёл себя странно, и действия его были не понятны. Откуда он может знать так много деталей?
Следующий снимок.
- Приторговывает травкой, но ни с кем важным не общается. Бесполезный элемент общества.
И, наконец, он ткнул пальцем в последнюю фотографию.
- А вот этот, похоже, действительно случайный человек, за которым нет существенных грехов. Житейские склоки и конфликты, это максимум. Но закон он не нарушает.
Лейтенант оторопело смотрел на молодого парня. Тот раскладывал по полочкам жизнь человека, только лишь взглянув на его фотографию. И очнулся он лишь тогда, когда за парнем закрылась дверь кабинета.