Приезд на Валаам

Татьяна Квашнина-Незавитина
 
                Раннее утро. Причал. Тихая гладь. Молчаливые чайки на воде. Издалека плывет над островами звон колоколов. Среди темных лесных вершин виднеется вдали светлый храм Никольского скита. Звон, вероятно, оттуда. Для меня он - как праздник. Свежий успокаивающий ветер с Ладоги освежает мысли и вызывает вздох облегчения. Улыбки не хватает на лице места, и я, как платочек, отпускаю ее по ветру.
Воды залива ласкают тело острова, стоящего сплошными каменными опорами в глубинах озера. Сверху, над скалами, наполненные огромной жизненной силой, поднимаются к небу сосны и ели на страже тишины и молитвы. Они обхватывают длинными корнями огромные валуны, прорастают сквозь щели в камнях в глубины недр.
 Их сила удваивается от тесного братства с молчаливыми, как монахи, скалами. Солнечные стволы сосен осветляют лес, наполняют воздух благодатным смоляным запахом и создают необыкновенную светоносную его прозрачность.
Слабое, чуть слышное рокотание катера говорит о том, что уже давно начались утренние труды Валаамского монастыря. Монахи и трудники раньше всех встретили молитвой рассвет, а иные и не ложились, молясь о нас, грешных, всю ночь.
Сбылись мои светлые мечты о поездке на дивные острова. Праздник подготовки к отъезду незаметно превратился в удивляющую реальность. И вот я здесь в атмосфере странной и приковывающей к себе.
Ликующий протяжный крик проснувшихся чаек несется над волнами, создавая живую заполненность пространства. Они встречают теплоход. Сейчас новой толпой забурлит причал. Все устремятся наверх, на горку, где, сливаясь с небом, голубеет куполами храм Преображения Господня.
 Его золотой крест торжественно возносится к небесам. Белоснежные стены храма словно соревнуются в легкости с облаками. Тонкий верх колокольни над куполами – вдохновенный взлет над святой землей Валаама.
Темно - зеленые волны освобождаются от груза, посылают свои всплески к берегам. Теплоход, как поплавок, покачивается на волнах, выпуская всех стремящихся сюда: и паломников, и туристов. Огромное озеро напоминает запахом море и радует меня глубиною и силою своих вод, успокаивая мерным покачиванием волн.
 Неужели я на Валааме? И почему здесь так все знакомо, будто прибыла я на место, с которым когда-то рассталась, и теперь оно радостно встречает меня, напоминая свежий ветер Родины.
Запах тысячелистника и полыни, поля белых ромашек и таинственная нежность лесных колокольчиков, желтые пятнышки пижмы и густота трав украшают острова летним разноцветьем.
Глаза и душа запечатлевают увиденное остро и зорко, чтобы все осталось в сердце.
Вот один валаамский муравей передает палочку другому. Увидела чернику, спрятавшуюся под кустом. Переспевшая на солнце клубника уже накормила кого-то своим сочным бочком. Возле дорожки примостилась семейка маслят.
Идешь по острову и ощущаешь благодатное состояние. Прохладу леса и наполненность чувств… Душа полна ожидания.… Невольно обращаешь взоры на счастливые лица паломников.
Начало августа. Контрастная смена солнца и дождя. Обилие папоротников по зеленому лесу. За каждым поворотом новое удивление: озера, мостики, скалы, монашеские скиты.
Поднимаюсь по дикому склону. Дорогу преграждают сваленные сосны. Нагибаюсь, пробираясь под ними. Молюсь, опасаясь змей, прислушиваюсь к таинственной тишине. Иду нехожеными полянами. Собираю ягоды не россыпью, а с веточками, как приносил мне когда-то отец. Хочу угостить приехавшую с нами монастырскую братию.
Вдруг открывается давно нехоженая тропа. Выхожу по ней на берег необычайно красивый и пустынный. Плоские камни, как вымощенная площадка, плавным наклоном уходят в воду. Качание прозрачной воды делает подвижными все углубления в камнях. В них краснеют старые листья. В щелях между огромными камнями высвечиваются водяными протоками маленькие оранжевые камешки. Вода ласкает ноги, вызывает состояние восторга. Окунаюсь в прохладную воду Ладоги, дающей свежесть телу, радость душе.… И иду в храм «Преображения Господня». Вот мой первый путь и первый день по исцеляющему Валааму.



На фотографии: Храм Преображения Господня