Татьяна Юшманова

Анастасия Чернова
ВЕТЕР СЕВЕРНЫЙ

Столичная художница влюбилась в старинные деревянные храмы и суровую природу далекого края


Художница Татьяна Юшманова родилась в Москве в семье математиков. Здесь прошло ее детство. Однако с юности она полюбила русский Север. На ее полотнах мы можем увидеть заснеженные избы, тихие и задумчивые лица селян и широкие поля, овеянные весенним светом и ветрами. Но главное – конечно, деревянные храмы, духовная основа русской глубинки, в судьбе которой отражена история всей нашей страны и каждого ее жителя.

– Татьяна, когда вы впервые побывали на русском Севере?
– Мне было 17 лет, когда удалось проехать по Архангельской области и увидеть много деревянных храмов и северных красот. Я полюбила эти места, поняла: вот оно – мое, родное. Именно на Севере у меня возникает чувство дома.


– А как вы пишете Север?
– Всегда стараюсь писать с натуры, делаю этюды, пейзажные зарисовки. К большой картине также пишу этюды, а саму работу выполняю уже в мастерской в Москве.

– Одна из самых ваших известных картин так и называется – «На Севере». Это реальное место?
– Да, это храм Николая Чудотворца в деревне Ворзогоры, 1636 года. Когда я впервые побывала в этой деревне, храм находился в плачевном состоянии: из пяти куполов сохранилось всего два, протекала крыша. В таком же состоянии была и колокольня. Я стояла возле разрушенного храма и услышала стук топора. Мерное «ток-ток-ток». Было ясно: там, наверху, что-то происходит. Тогда я поднялась по лесам и обнаружила на крыше несколько подростков и пожилого человека. Так мы познакомились с удивительной семьей, которую считаю вдохновителем нашего проекта. Местные жители, Александр Порфирьевич Слепинин и его супруга Изабелла Ефимовна, еще не будучи крещеными, поняли, что не могут жить в деревне с разрушенным храмом. Они стали искать средства на его починку. В итоге от регионального бюджета добились небольшой субсидии. Причем им в руки попала только треть этой суммы – тысяч семь-восемь. Но и этого хватило, чтобы купить материалы и начать хоть что-то делать. Через два года я вновь приехала на этюды – уже вместе с моим супругом отцом Алексеем, (прим.: священник Алексей Яковлев — руководитель добровольческой организации по возрождению деревянных храмов Севера «Общее дело», помощник начальника Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого) Мы решили, что и сами помогать можем, а также привлекать прихожан Тихвинской иконы Божией Матери, где он тогда служил. Работа закипела. Поменяли двери, окна. После того, как один прихожанин выделил серьезную сумму денег, удалось профессионально отреставрировать купола. Теперь это пятиглавый храм, в нем состоялись уже две Божественные литургии.

– Тогда же пришла идея этой картины?
– Когда осенью я писала этюды, по небу постоянно пролетали птицы, гуси, лебеди. Несколько дней без перерыва, и днем и ночью, одна стая за другой. Меня это потрясло, и тогда зародилась идея картины. На ней храм изображен еще в лесах, он только готовится к восстановлению.

Во всей деревне нашелся только один человек, который согласился подпилить и свалить купола. Жарким летним днем он залез на крышу и приступил к делу.

– Удивительно, что два купола все-таки сохранились!
– С этим связана особая история. В советское время храм превратили в склад, и было решено снести купола. Во всей деревне нашелся только один человек, который согласился их подпилить и свалить. Жарким летним днем он залез на крышу и приступил к делу. Шел 1933 год, все взрослые были на хозяйственных работах, и только дети, местные мальчишки, наблюдали, как он, разложив инструменты, подпилил один купол, второй, третий… И тут вдруг увидел: далеко внизу загорелась его изба. Тут же все бросил, побежал к себе и зашел в дом. Обратно уже не вышел. Мальчишки, чтобы не допустить пожара в деревне, разбежались по крышам своих домов. Деревня тогда была большой, избы стояли очень тесно. Однако сгорел только один дом и его хозяин, дальше огонь не перекинулся. Снять оставшиеся два купола желающих не нашлось. Так они сохранились до наших дней, а теперь появилась возможность точно воссоздать недостающие.
– От картины «Весна. Дождались» так и веет теплой радостью…
– Это работа 2015 года, на ней изображен кусочек жизни Севера, не привязанный к конкретному месту. Такую сцену можно увидеть почти в любой из далеких северных деревень, которые располагаются по большим рекам. Мне захотелось создать памятник старикам, которые не желают покидать свои дома в любимых деревнях. Они живут и радуются каждому дню, хоть жизнь у них и не простая, а некоторые брошены своими детьми. Мы с батюшкой много путешествовали; встречаясь со старожилами, наблюдали немало подобных ситуации. И нас всегда удивлял внутренний свет, исходящий от этих людей, доброта, вера в Бога, чуткость, любовь к ближнему. Чудесные люди живут на Севере!

– Я заметила, что на многих ваших картинах действие происходит в апреле. Наверное, весна – это любимое время года?
– Я люблю писать пограничное состояние природы: раннюю весну и осень, первый снег, и последний тоже. Эти моменты, быстро меняющиеся в природе, меня привлекают тонкостью настроения, неожиданной красотой оттенков. Но больше всего, наверное, люблю осень со всеми ее переливами красок – от очень ярких до увядающих и бледных.

– Что бы вы хотели бы пожелать читателям «ПМ»?
– Никогда не унывать, черпать силы в великой истории нашей страны, не забывать, что у нас есть не только города. Основная Россия – сельская, деревенская. Несмотря на плачевное состояние деревни в наши дни, верить и надеяться, что все будет хорошо. Как говорил Суворов: «Мы русские, с нами Бог!»

Анастасия Чернова

Справка:  Татьяна Сергеевна Юшманова родилась в 1979 году в Москве в семье математиков (и за последние 100 лет все в ее семье были математиками, физиками, химиками). Крестилась на Валааме в 18 лет.

В 1997 году с отличием окончила Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств.

В 2003 году окончила с красным дипломом Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
Еще учась в институте, много путешествовала по России и особенно полюбила Север, где ее покорило радушие людей и неповторимое деревянное зодчество, в котором народ отразил свое сердце, душу, поэзию и тончайшее чувство природы.
«Православная Москва»,  2 июля. 2015