Лежа наступай...

Юлия Староселец
"Сбит с ног - сражайся на коленях.
Идти не можешь - лежа наступай".
Думаете, это принципы только советского десанта?
Не только.

********
В свое время, мне довелось пройти обучение на медсестру запаса.
Обучение было обязательным.
Мальчиков готовили как офицеров, девочек - как медсестер. Без сдачи экзаменов диплом получить было нельзя.
Мысль первая - зачем оно мне надо???
Мысль вторая - это обязаловка. Ладно, выучим, сдадим.
Спустя несколько занятий - "Как это интересно!"

Занятия вела пожилая преподавательница. Совсем седая, лет 60-70, но в отличной физической форме.
Она была спокойна, выдержана, не заставляла нас зубрить, и учила нас огромному спектру данных.
Мы получили данные о многом:
- как самостоятельно диагностировать болезнь;
- как читать анализы;
- как оказывать первую помощь при распространенных заболеваниях;
- как выхаживать больных (добиться исцеления благодаря правильному уходу);
- бинтовать, делать уколы и капельницы, обрабатывать раны и делать перевязки;
- принимать роды;
- оказывать реанимацию, в том числе, младенцам;
- спасать людей из-под завалов, после аварий;
- как лечить в походно-полевых условиях.
Только операции нас делать не учили))) Сложные операции. Мелким операциям учили.
И многое-многое другое.

Самым удивительным для меня была ориентация на простейшие лекарства. Но их учили применять по необходимости.
Сначала надо было сделать правильную обработку, а потом правильный уход.
И только при наличии показаний можно было переходить к лекарствам.
Нас учили исцелять с помощью простейших средств - соли, соды, перекиси, йода.
И да, с их помощью можно добиться многого.
Ну, а если под рукой вообще ничего нет, надо опустить глаза вниз и найти там лекарственные растения. Применить их. Эту тему обозначили. Развивала я ее сама, потому что здесь скрывалось Царство лекарственных растений. Это отдельная обширная тема для изучения.
И да, справочник фармацевтических препаратов я тоже научилась читать и понимать.

Спустя годы я поняла, что из нас готовили медиков первичного звена на случай войны и катаклизмов. Мы должны были оказывать первую помощь в самых сложных условиях. Или в самых отдаленных местностях, где нет врачей.
Естественно, простейшие лекарства. А откуда в войну другие взять?
А может, их и не будет. Тогда подручные средства.
А если и это закончится, тогда - лекарственные растения.
И это было наследие и опыт советской военно-полевой медицины. В 20 лет не хватало жизненного опыта и знаний, чтобы это понять.

Некоторые наши барышни морщили напудренные носики: - "Зачем мне надо это старье? Врачи везде доступны. И лечат современными лекарствами".
Седая преподавательница совершенно спокойно рассказала, что к ней приезжают её выпускницы спустя лет 20 после окончания ВУЗа, и очень её благодарят.
Рассказала одну историю про роскошную жизнь судьи. Работа высокооплачиваемая, дом - полная чаша, семья, дети, машина. Всё прекрасно. Зачем ей доисторическая медицина?
И вот на своей скоростной машине, вместе с семьей и детьми, они попадают в аварию на безлюдной трассе. Повреждения машины серьезные. Семья в машине, из машины вылетела одна судья. Пришла в себя. До населенных пунктов далеко. Мобильников в те годы не было. Дорога пустынна.
Что делать?
Всплыли старые знания. Вытащила мужа и детей из машины. Они без сознания.
А повреждения при аварии могут быть таковы, что неправильная первая помощь приведет к смерти. И не оказывать помощь нельзя, потому что это может привести к инвалидности или смерти, но по другой причине.
Что же делать?
Быстро применить знания студенческой поры. Так она и сделала.
Оказала первую помощь, как смогла, из подручных ресурсов. Там и медики подъехали.
И благодаря её действиям, семья выздоровела, обошлось без тяжелых последствий.
Она приехала благодарить преподавательницу за сохранение жизни её семьи, благодаря хорошему обучению. По её словам, травмы были таковы, что речь шла о возможной инвалидности. Однако, обошлось.
После этой истории девочки притихли.

А мне и так было очень интересно.
Информация текла в сознание сама. Да, я вела конспекты, но писала в них детали. Дозировку лекарств и так далее.
Основные принципы впитывались сами, легко и непринужденно.
В конце курса я все сдала на одном дыхании. Было даже жаль, что это закончилось)

А вот ценность этих знаний и такого медицинского мировоззрения я оценила спустя 20 лет.
Когда у меня появились дети, я стала посещать поликлинику по обязанности. Есть такая обязанность у мамы маленьких детей.
И вот тут я с изумлением узнала, что теперь в медицине правит Её Величество Таблетка.
И желательно последного поколения. Ядрёная, отключающая все симптомы с одной штуки, с морем побочных эффектов.
Я воспитывала в себе выдержку и терпение, слушая, чем мамы кормят своих детей. При насморке, простуде, прорезывании зубов... Всё с назначения врача, никакой самодеятельности.
Нас-то учили сначала выхаживать, а потом давать легкие препараты.
А теперь всё просто: - "Скушай таблеточку, и всё исчезнет. А как снова почувствуешь что-то, скушай следующую".
Профилактика, уход... Все исчезло. Осталась Её Величество Таблетка.
И не только у детей, кстати. Просто взрослые люди чаще имеют трезвый взгляд и недоверчивое суждение. Не все, но некоторые. А взволнованные мамы - это совсем другая категория.

Я никого не хочу учить или осуждать. Каждый живет своей жизнью.
Меня изумляет другое.
Эти знания исчезают вместе с врачами старой школы.
Умение так лечить - это просто и надежно, как автомат Калашникова.
Но здесь нет прибыли.
А в современном мире прибыль - мотор всего социального устройства.
Всё, что не несет в себе прибыли, должно быть похоронено навсегда.
И вот тут я ощутила себя жрецом древней религии, которая под запретом и исчезает)))
Очень странное чувство.
Быть сопричастной к древним полезным знаниям, и видеть, как они исчезают у тех, кто должен был их сохранять.
А я что? Я вообще мимо проходила))) Меня поймали и заставили их изучить.

И они оказались самыми востребованными и полезными за все годы после окончания ВУЗа.
Сначала я применяла их на автомате. Да и поводов особых не было.
Да, смогла себя несколько раз вытащить за шиворот из тупиковых, по меркам современной медицины, ситуаций.
Но я воспринимала это как должное. В этом не было для меня ничего удивительного.
Кстати, это признак 100% усвоенного знания. Называется "Неосознанная компетентность".
Сначала человек ничего не знает о знании. Это "Неосознанная некомпетентность".
Потом он узнает, что он чего-то не знает. Это "Осознанная некомпетентность".
Потом он учится. Это "Осознанная компетентность".
Потом это становится частью его навыков, и он применяет это, не задумываясь. Это "Неосознанная компетентность".

Если бы не тотальное поклонение Её Величеству Таблетке, я бы и дальше действовала на уровне неосознанной компетентности. И не поняла бы, каким сокровищем мне довелось владеть.
Более того, сами знания - это поверхностный слой. Да, мне их хватает, чтобы решать 85% проблем, возникающих передо мной в области здоровья. И только 15% требуют обращения к врачам. В любом случае, я общаюсь с ними иначе, чем незнающий человек. И вопросы задаю совсем другие. Иногда врачи мне помогают подсказками в незнакомых мне областях. И я благодарна им за это. Рада, что общалась с думающим компетентным человеком, а не в смысле собственной гордыни)

Обучение советской военно-полевой медицине внесло свой вклад в мое мировоззрение.
Я увидела, что отступать некуда.
Что человек сам отвечает за свое здоровье и состояние.
Что медицина и врач - не волшебники, а таблетка - не панацея.
Что таблетка не может быть первым и единственным рубежом обороны.
Что профилактика и уход имеют огромное значение, а таблетка может удачно дополнить их, но не заменить.
И у меня нет идеи, что достижения фармации лишили человека страданий и дали ему бессмертие) Естественный отбор никто не отменял, вместе с законами природы.
Нас вообще не учили преклонению перед фармацией.
Исцеление и здоровье - это работа. Системная и большая. И докапываться надо до причин, а не заставлять исчезнуть следствие.
И да, если не помогает таблетка, хотя с нее не надо начинать, надо искать другие способы лечения. Сражаться можно и лежа;-)

И все мои дальнейшие изыскания и достижения базировались на этом фундаменте.
Как я теперь понимаю, совершенно естественно выросли увлечения натуральной косметикой, естественным оздоровлением, мягким исцелением и прочее...

Для чего я все это написала?
Чтобы поблагодарить ту седую преподавательницу.
И людей, составивших так программу ВУЗа.
И обстоятельства, приведшие меня к этим знаниям.

Спасибо вам!

********
Пусть все ваше добро вернется к вам сторицей!