Театр за потайной дверцей

Елена Шувалова
      Очень похоже, что идею театра, находящегося непосредственно в жилом доме, за некой потайной дверцей, А.Н. Толстой взял у Гофмана, из его новеллы "Дон Жуан". Приведём отрывок из этого произведения.

   "Пронзительный звонок и громкий возглас: "Представление начинается!" вспугнули мою сладкую дремоту, и я очнулся. Наперебой гудят контрабасы; удар литавр - взревели трубы; гобой тянет звонкое ля - вступили скрипки, - я протираю глаза. Неужто неугомонный сатана подхватил меня, благо я был под хмельком?.. Нет! Я лежу в комнате гостиницы, куда добрался вчера вечером, после того как из меня вытрясло душу.
   Прямо над моим носом болтается внушительная кисть сонетки; яростно дергаю ее, появляется слуга.
   - Ради бога, что это за какофония? Уж не дают ли здесь, чего доброго, концерт?
   - Ваше превосходительство ..., должно быть, еще не изволите знать, что наша гостиница соединена с театром. Через эту вот потайную дверь можно коридорчиком пройти прямо в двадцать третий номер - в ложу для приезжих."

   И  - пояснение: "Бамбергский театр соединялся коридором с гостиницей и кабачком «Роза», где любил сиживать с друзьями Гофман."

   Как мы помним, в "Золотом ключике" за потайной дверцей в каморке папы Карло так же обнаружился Театр! Театр "Молния"... Только к нему надо было спуститься по крутой лестнице в сорок ступенек.