Червячок

Сергей Целищев
Жил старик со своею внучкой. Внучка в школу ходила, старик по дому хозяйничал. Захотел как-то дед внучку рыбкой побаловать. Настроил удочки, приготовил садок под рыбу, взял лопату и пошёл к навозной куче червей накопать. Копнул раз, копнул другой, и вывернул комок с червяками. Хватает червей, как курица, и в банку кладёт, хватает и в банку кладёт. Схватил пальцами большого толстого червяка, а тот перевернулся и запел человеческим голосом:

«А вы не трогайте, не трогайте меня,
Не ковыряйте мой навоз лопатой зря.
И так жестоко не хватайте нас рукой,
Вы заморили всех червей свой ухой».

– Чего тебе от нас надо, старик? – спрашивает червяк.

– Да вот, рыбки хотел поймать.

– Отпусти нас, дед, и иди домой, будет тебе рыба.

Отпустил старик червей и пошёл домой. Приходит и глазам не верит – стоит у крыльца полная бочка с живой рыбой. И щука там, и судак, и лещи, и окуни, один лучше другого. «Вот чудеса!» – подумал старик. Пришла внучка из школы, увидела рыбу и спрашивает:

– Дед, а дед, откуда здесь рыбы то столько?

– Ты не поверишь, внученька, – сказал дед и стал рассказывать как дело было.
– Ах, дедушка, дедушка, не мог ты ещё у червячка и вечернее платье для меня попросить. Дедушка, миленький, сходи к червячку, попроси для меня платье вечернее. У нас в школе осенний бал завтра, а мне надеть нечего.

– Ну хорошо, внученька, – сказал старик, – только где ж я его теперь найду?
– Да ты уж постарайся, дедушка, – говорит внучка.

Взял дед лопату и пошёл к навозной куче. Только собрался он копать, как вылез из навозной кучи тот же червяк и спрашивает:

– Чего тебе от нас снова нужно, дед?

– Да вот, мил червячок, внучке платьице бы вечернее к завтрему, уж очень ей хочется на осенний бал попасть.

– Ладно, старик, иди, будет ей платье.

Приходит дед домой и видит – внучка его, как принцесса, в новом сверкающем платье, так и крутится перед зеркалом, так и вертится, и взгляда от себя оторвать не может. Увидела она деда, повернулась к нему и говорит, сияя от радости:

– Смотри, дедушка, какое у меня платье! Правда, красивое?
– Правда, внученька, правда, – улыбнулся дед.

Внучка крепко обняла дедушка и вприпрыжку убежала в свою комнату.
Через два дня приходит внучка из школы и говорит:

– Дедушка, сходи к червячку, попроси его, пусть он меня певицей сделает. Я так петь хочу, так петь хочу. А у Катьки Ряхиной пусть голос пропадёт. Пусть мне все ребята завидуют.

Пошёл старик к навозной куче, услышал его червяк, выполз наружу и спрашивает:
– Чего ты опять хочешь, старик?

– Да тут вот какое дело, мил червячок. Захотелось внучке моей знаменитой певицей стать, вроде Аллы Пугачёвой, понимаешь, чтобы сама Катька Ряхина ей позавидовала.
– Ладно, иди домой, старик, будет твоя внучка певицей.

Пришёл дед домой, а внучка вне себя от радости:

– Послушай, дедушка, как я пою.

На  утро следующего дня подходит внучка к деду и говорит:

– Посмотри, дедушка, какая у меня некрасивая фигура, сходи к червячку, попроси его, пусть меня стройненькой сделает. И круглой отличницей.

Пришёл дед к навозной куче и стоит в нерешительности. Выполз к нему червячок и говорит гневно:

– Ох, и надоел же мне ты, старик! Ну что тебе ещё от нас нужно?
– Да вот, внучке моей фигурку бы постройнее, да школьную успеваемость на «отлично».

– Ладно, – говорит червячок, – будет твоей внучке всё, чего она просит, но помнит, старик, если ещё раз придёшь просить, каменным идолом станешь.
Вернулся старик домой и внучку узнать не может. Стоит перед ним внучка как статуэтка точёная, осиная талия, просто глаз не отвести.

– Дедушка, – говорит внучка, – сходи к червячку, попроси его , чтобы мы в достатке жили.
– Нет, – отвечает старик, – не пойду, если я попрошу его ещё раз, то каменным идолом стану.

– Не станешь, дедушка, попроси! Ведь такое счастье, какое нам выпало, только в сказке бывает.

Подумал дед и решил: «Пойду! Я жизнь свою в нужде прожил, пусть теперь хоть внучка без нужды проживёт, да на мир посмотрит». Обнял дед на прощанье внучку и пошёл к навозной куче.

Выполз к нему червяк и спрашивает:

– Неужто пришёл? Вот уж не думал, что опять к нам пожалуешь. Чего же на этот раз вы от нас с внучкой хотите?

– В достатке жить, – ответил старик.

– В достатке? Ну что ж, будет вам достаток, – сказал так червяк и скрылся в навозной куче.

Ждала внучка дедушку домой, ждала, да так и не дождалась. Вышла она из дома и пошла искать дедушку. Вдруг видит – стоит за скотным двором идол каменный.

– Что же я наделала, – заплакала внучка. Подбежала к идолу и стала кричать:

– Прости меня, дедушка, прости меня, неразумную!

Но дед крепко стоял на своих неподвижных ногах и безразлично смотрел куда-то вдаль своими мёртвыми каменными глазами.

– Как же так, дедушка? Как же я жить то без тебя буду? Червячок! Где же ты, червячок? Возьми себе назад, всё что ты дал. Только верни дедушку.
Выполз к ней червячок и говорит:

– Дай слово, что забудете меня и не обидите моих братьев.
– Даю честное слово, червячок, что забудем тебя и не будем обижать твоих братьев, – упав на колени, обещала внучка.

– Ладно, забирай назад своего дедушку и уходите, – сказал червячок. И исчезая в навозной куче, запел:
«А вы не трогайте, не трогайте меня…»