Светочка

Ольга Кудряшова-Кашникова
- Вы Кудряшова? А Кудряшов – это Ваш муж? –Высокая, худенькая, немного сутуловатая темноволосая медсестра в белом полупрозрачном колпаке, с  маской  на лице внимательно посмотрела на меня, подняв черные глаза от листа назначений. В треугольничке шеи, не закрытом белым халатом, поблескивала золотая  цепочка с подвеской-гравировкой - “Света”.
Я давно уже не удивляюсь подобным вопросам. Когда мы с мужем только поженились, меня очень часто спрашивали новые знакомые или  сослуживцы:
-  Кудряшовы? Это те Руслан и Людмила, которые в лагере «Спутник» были главными эрудитами? И их бабушка нас в походы водила… (как вариант – лагерь Павлика Морозова, дом с садом на Челюскинцев, 25 школа)
- Ну я таки думаю, что да! – отвечаю я Светлане, улыбаясь.
- Ой, а я раньше работала в кардиологии, я его знаю! Он такой вежливый, терпеливый, внимательный! Прям сильно отличается от других больных! - медсестра простовато и словоохотливо сыпала коплиментами в адрес моего мужа, быстрыми  ловкими движениями отламывая стеклянные наконечники ампул, подносила их к свету и набирала шприцом лекарства.      
Этим диалогом год назад началось мое знакомство с медсестрой,  к которой я попала на капельницы. Как оказалось, Света перешла из кардиологического отделения санатория в обычный процедурный кабинет из-за перенапряжения.
- Я больше не могла выносить работу в кардиологии. Там дежурная медсестра постоянно на нервах, как на иголках. Столько тяжелых больных! За одну смену – несколько срочных вызовов, хватаешь тревожный чемоданчик и несешься откачивать    очередного инфарктника. А сколько их, бывает, лежат в палате интенсивной терапии и в реанимации! И такая ответственность, за каждого переживаешь. Я просто выдохлась, сил не осталось. Здесь работа поспокойней. Приходят на иньекции, на плановые капельницы. А меня постоянно зовут обратно в кардиологию, там новые девочки плохо справляются, начальство грозит меня перевести обратно, по приказу. А я не хочу, устала очень! – сибирской скороговоркой продолжает сетовать Светочка.
Я подумала – как часто пациенты жалуются на недостаток внимания, участия от медработников. А тут – обратная сторона медали – какую же крепкую нервную систему нужно иметь медикам, чтобы стойко, без эмоций, не расходуя энергию на сопереживание в бесконечном потоке болезней и страданий, проходящих перед их глазами, сохранять работоспособность, профессионализм и достойно выполнять свою работу – лечить, выхаживать, утешать. Как же трудно, подчас невозможно - найти, выдержать «золотую середину» - оставаться внимательным и участливым к жалобам пациентов и в то же время не принимать все близко к собственному сердцу. Со Светой произошло то, о чем я не так давно прочла на одном медицинском сайте – «выгорание».
Света подошла за ширму к моей кушетке с флаконами, трубками и шприцем, установила их на стойке, наклонилась ко мне со стерильной иглой.
- А не темно? – спрашиваю я, видя, что верхний свет выключен, а ширма загораживает свет из окна.
- Зачем мне свет?
- А как вену найти? – удивляюсь я.
- На ощупь! – ошеломляет меня Света, и, действительно, слегка притронувшись пальцами, находит нужный, незаметный на взгляд сосудик и, чуть кольнув, устанавливает иглу, прижимая пластырем, регулирует клапан капельницы.
- Светочка – ас! – восхищаюсь я.
- Спасибо! – смущается та и возвращается к своим рабочим шкафчикам и столику, на котором делает внутривенные.
- В это воскресенье будет благовещенье, с праздником светлым всех поздравляю! –из-за ширмы, откуда слышится позвякивание стеклянных ампул и пузырьков, объявляет Светочка нам, пациентам, лежащим на кушетках с закрепленными в венах трубками.
- Да, светлый праздник, Благая Весть о том, что в мир придет, родится Христос! – отзываюсь я.
Очевидно, Светочка пытается осмыслить мои слова, приземлить информацию,  соотнести с собственными познаниями и из-за ширмы слышится:
- В микрорайонах привезли святые мощи мученицы Матроны.. А говорят, Ангел принес Марии веточку какого-то дерева…
Мне приходится уточнить:
- Ангел принес Марии весть, что у Нее родится Младенец от Святого Духа, Спаситель, Который спасет весь мир от греха.
Светочка, озадаченная таким поворотом дела, слегка растерянно вопрошает:
- А Вы соблюдаете пост?
Из пациентов осталась только я, двое мужчин откапались и отбыли восвояси, поэтому принимаю вопрос к себе.
- Я? Я понимаю пост по-библейски: сокрушение сердца, раскаяние в своих грехах. «Раздели с голодным хлеб, скитающихся бедных введи в дом, - это пророк Исайия написал в Библии, - перестаньте  делать зло, научитесь делать добро». Это значит, прости всех, живи в мире, делай добрые дела, никому не желай и не мысли зла. Исследуй свои дела и помыслы, молись и исповедуйся в грехах Богу.
- А как простить всех? А особенно близких, которые не понимают, что делают?
- А вот это самое трудное. Не только простить, но и молиться за них. Потому что только Дух Святой может обличить, нам это не по силам, не наше это дело. Терпеть, любить и прощать, так, как это показал Христос.
Светочка перестала позвякивать стеклом, выглянула из-за ширмы, а потом вышла вся, глаза ее, и без того черные и выразительные, раскрылись еще шире. Похоже, она впервые услышала такое. Я продолжала:
- Что означает: добро побеждает зло? Ведь добро не мечом побеждает, а любовью и самопожертвованием, как Христос. Только глядя, как Христос терпел насмешки, издевательства, унижения и даже принял смерть, можно это понять. И, взирая на Христа, то есть беря с Него пример, можно перенести все невзгоды. Но это теория. А в действительности самое тяжкое – это проблемы с близкими. От них ведь не уйдешь, как от посторонних людей. 
Светочкины глаза наполнились слезами, но она сдерживалась, причитая:
- Да, от них никуда не денешься! Как это тяжело, когда твои родные так жестоки…
- Ой! – мы обе, увлекшись беседой, взглянули на трубку капельницы, в которой воздушная пробка зловеще подползала ко входу в мою вену.
Светочка быстро закрыла клапан и успокоила меня:
- Ничего, ничего, все нормально, она остановится сама, не пойдет в вену, не волнуйтесь.
Она аккуратно вытащила иглу из моей вены, обработала ранку, закрыла кусочком стерильного бинта и залепила пластырем:
- Будьте здоровы!
- Спасибо! И Вам здоровья! – я медленно поднялась с кушетки, разминая затекшие от неподвижности спину и ноги
В это время подоспел новый пациент,  малярийный из Африки, и медсестра занялась им. А я поблагодарила, распрощалась и заспешила в свой номер. Участливая Светочка вдогонку  успела передать привет моему мужу:
- Он у Вас просто золотой человек! И Вы оба – такие замечательные и добрые! Спасибо вам!               
За ширмой Света разговаривает с пациентом, делая внутривенное:
- Что это у Вас? Синяки? Тональный крем?
- Ну да. Бухой чувак какой-то попался. Я его даже пальцем не тронул, сделал замечание. А он развернулся и навесил безо всяких разговоров.
В разговор, кряхтя, вступил еще один немолодой мужской голос:
- Толку от замечаний! Вон, сосед курит, никого не слушает! Я уж и дежурной жаловался, а все бесполезно. Все курит и курит! Сегодня рано проснулся – дым разбудил. Такой резкий, противный! И не смог больше спать.
- Так вот, а живете с женой в разных номерах! А если б вместе ней - сосед не доставал бы! – это Светочка весело подкалывает старичка. Тот не обижается, отвечает в тон:
- Так ведь отдыхать друг от друга надо! Мы уже 63 года вместе. Вырастили детей, внуков, троих правнуков дождались! Раньше-то, в молодые годы, пока дети росли, отдыхали на Черном море. Морем лечились! А теперь-то мне уж 87.
С санаторием вот как получилось. Ей дали путевку, наверное, в последний раз, мы уж и не рассчитывали. Здоровье у нее похуже что-то стало. Сердце прихватывает… Ну и я купил себе тоже, чтоб вместе поехать.
- Стенокардия…- предполагает Светочка, - беречь себя надо, уже не тот возраст.
- Вот-вот! И я то же ей говорю. Так-то нормально у нее со здоровьем было, не жаловалась, сахарный диабет только, а это коварная штука. А жена у меня – настоящий трудоголик. Начальником цеха работала, там – план на первом месте. Костьми ляг, а выполни. Вот она и старалась всю жизнь. И теперь так же. Что для себя наметила – кровь из носу- надо сделать ей. Я уж говорю – старайся сработать хотя бы главное, а остальное – завтра, побереги себя! Но нет, куда там! План всегда на первом месте. А силы-то и здоровье не те уже! Вот и стало здоровье сдавать! – продолжал сетовать заботливый муж, мудрый пожилой человек.
Я поразилась: так позитивно мыслить в 87 лет,  без жалоб на собственное здоровье, только за беспокойство о жене. Не в пример многим жалобщикам и меланхоликам, ноющими в любой ситуации, подобно вечно унылому ослику Иа-Иа Заходера .