Свобода - не воля

Игорь Рябоконь
Вспоминается. Хрущёвская оттепель ознаменовалась для меня тем, что всё чаще случались ситуации, когда под давлением внушений реальной жизни одолевало непреодолимое желание  подстрелить влёт  чью-то  крылатую фразу.
Когда однажды  на семинаре по марксистско-ленинской философии я впервые услышал  знаменитое определение: "Свобода - есть осознанная необходимость", у меня почему-то мелькнуло в голове: "Выходит, гладиаторы, провозглашающие: "Аве, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя!", абсолютно свободны, потому что осознают необходимость умереть на потеху диктатору, этому возносимому до небес животному, превыше всего ценящему чувственные и плотские удовольствия.
  Нет уж! Увольте! Если так, то свободе я предпочитаю волю. Потому что воля - это полное отсутствие необходимости осознавать как необходимость для себя что-либо из того, что мне не по душе, но очень необходимо кому-то другому, возомнившему себя небожителем.