По струнам жизни

Вася Смолич
Известный физик Альберт Эйнштейн на вопрос о том, что такое время, дал вполне конкретный и содержательный ответ: «Время - это то, что показывают часы». Усомниться в правильности такого утверждения вряд ли представляется возможным.  На то он и физик.
Рассматривая время с точки зрения философии, можно заметить, что под этим термином понимается не только мера движения материи, но и жизнь как отдельного человека, так и человечества в целом. А самая главная задача, стоящая перед людьми, - достойно пройти по жизненной дороге, шагая уверенно и размашисто.
Вы когда-нибудь наблюдали за детьми? Видели их беззаботную улыбку? Малыши по-настоящему счастливы, ведь они еще не знают цену времени. Кажется, что можно бесконечно долго копаться в песочнице или наряжать кукол. Обед материализуется на столе после первого голодного вопля, а чистая рубашка каждое утро ждет ее маленького хозяина в шкафу. Каждая минута времени – свободная, нет никаких обязательств и проблем.
Как вдруг безоблачная детская пора сменяется школьными годами, и ничего не понимающего ребятенка родители передают в требовательные, профессиональные руки педагогов. Новоиспеченный первоклассник все так же жизнерадостен и весел. Ему в новинку заниматься математикой и изучать грамматику, и эта ответственность за чисто выполненное домашнее задание, первые опоздания и драки на переменках кажется чем-то увлекательным. К счастью, времени у него на все немногочисленные дела достаточно. Пятый класс встречает всегда неожиданно. К знакомым уже занятиям по музыке и ИЗО прибавляется история, иностранный язык и география. К тому же хлопотливые родители отправляют на всевозможные дополнительные секции и кружки, на обучение игре на гитаре, аккордеоне или на плавание. И репетитор по алгебре отнимает массу времени. Разве есть пятикласснику дело до замысловатых теорем, предложенных Роуте и Декартом?..
Школьник, еще не зная, как бороться с нахлынувшими проблемами, старается просто избавиться от самых скучных и «надоедливых» мероприятий. У него это получается. И вот парадокс: родители, старающиеся обеспечить ребенка модной одеждой и «Анной Ивановной», проводят дни напролет на службе, забывая о других родительских обязанностях. Заставляя ребенка тупо следовать установленным в доме правилам, мама с папой просто не могут объяснить их необходимость. А где уж тут проконтролировать передвижения своего чада за день?! «Анне Ивановне» он предпочитает встречи с такими же приятелями-прогульщиками.
К окончанию школы подросток уже научился изыскивать оптимальные для себя варианты развития событий. Он уверен в правильности и неоспоримости своего выбора. Твердо знает, что ему понадобится для продолжения дальнейшего обучения и, готовясь стать известным историком, откровенно «забивает» на физику с химией. Институтские годы проходят примерно так же.
Уже потом, пройдя армию, имея за плечами хорошее образование, обзаведясь семьей, человек учится самому главному – дорожить каждым мгновением. Руководствуясь четким распорядком, можно заметить, что оно поистине бесценно. Происходит смена ценностей. Посиделки с друзьями больше не занимают лидирующие позиции в списке важного. На первые места встают семья и работа. Однако полностью исключать общение с приятелями глупо, им тоже должно быть место в жизни. Встречи с товарищами уже не такие частые (и происходит это не только потому, что жена, наделенная менталитетом бензопилы, стеной стоит на пути в пивной бар). Но их вполне хватает, чтобы обсудить все злободневные вопросы, не опускаясь до сплетничества, которое может стать неизбежным атрибутом каждодневного общения. Однако нечастый совместный отдых на даче никому не повредит.
На протяжении всей жизни человек учится планировать свое время. Как правило, старшее поколение более подковано в этом вопросе. Отправляя ребенка на секцию или дополнительные занятия к педагогу, родители хотят научить его не только плаванию или биологии, но и организованности. А дети в старшем возрасте с благодарностью вспоминают родительские наставления, в тихий субботний вечер доставая из футляра аккордеон…