Новый Ближний Восток. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
Освобождение сирийскими войсками Тадмора – древней Пальмиры  является стратегической победой сирийской армии с далеко идущими геополитическими последствиями. Пальмира – это ключевой город Восточной Сирии, контроль над ним практически обеспечивает контроль над огромной территорией Сирии до иракской границы. Также Пальмира – это перекрёсток важнейших дорог в Восточной Сирии и крупный аэродром, взлётно-посадочная полоса которого уже принимает транспортные и военные самолёты.

Установление контроля сирийского правительства  над Пальмирой обеспечивает его контроль над Восточной Сирией и, с другой стороны, является крахом всех планов Саудовской Аравии и других арабских стран Персидского залива по прокладке через территорию Сирии нефте- и газопроводов из региона Персидского залива в Европу, что было основной целью инспирированной этими странами и Турцией военной международной террористической интервенции против Сирии. Именно поэтому боевики, захватившие Пальмиру, оказывали такое упорное сопротивление правительственным войскам – их спонсоры приказывали им удерживать Пальмиру любой ценой.

Процессы, происходящие на Ближнем Востоке и активизированные сирийской войной, неизбежно должны повлиять на ближайшее будущее региона.

Несмотря на стратегический перелом после освобождения Квейриса и Пальмиры, политические и геополитические результаты войны в Сирии пока не являются очевидными. Усиление российского и иранского присутствия в Сирии скорее всего, приведёт к окончательной победе в войне – полной или частичной.

Военная победа еще не означает победу политическую. Если до начала каких-либо мирных переговоров сирийские бандиты, называющие себя «сирийской оппозицией», воевавших с оружием в руках со своим народом, с оружием, полученным от иностранных спонсоров, будут контролировать хоть какой-нибудь небольшой клочок сирийской земли, которая сейчас горит у них под ногами, это будет означать возможность раздела Сирии уже  в ходе мирных переговоров.  Поэтому в сирийских и российских интересах было необходимо откладывать начало переговоров до полного уничтожения местных сирийских бандитов или до полного вытеснения их с сирийской земли.  Нынешние процессы замирения, идущие сейчас в Сирии, политически опасны, ибо оставляют местным бандитам шанс на сохранение их жизней и на возможность прихода к власти в Сирии мирным путём.

Второй фактор, который может существенно изменить картину региона – это предварительное согласие России на проведение выборов в Сирии сразу после войны, во время, когда раны, нанесённые войной, еще не заживут, и когда нынешние сирийские власти еще не приступят к возрождению страны, к строительству домов и реконструкции предприятий. При проведении выборов в Сирии сразу после войны к власти в Сирии могут прийти те самые бандиты, которые воевали со своей страной и со своим народом с оружием в руках. И тогда все усилия России, направленные на сохранение единой и дружественной России Сирии могут оказаться напрасными.

Целью российского военного присутствия в регионе является восстановление государственности и территориальной целостности Сирии. Одновременно с возрождением сильной и единой Сирии у стран, сделавших ставку на уничтожение Сирии появляются или уже появились те или иные проблемы, связанные с их участием в войне и ослаблением их влияния в регионе.

Сохранение в Сирии нынешнего руководства страны в долгосрочном периоде неизбежно повлияет на соседние страны региона, потратившие огромные ресурсы на уничтожение суверенитета Сирии. Падение мировых цен на нефть и природный газ, инспирированное странами Персидского залива- спонсорами террора в Сирии для ослабления финансовой мощи России, уже ударило по самим этим странам, находящимся на пороге бюджетных дефицитов, финансового кризиса и роста внешних и внутренних долгов. У всех этих стран в последнее время начали появляться финансовые затруднения, связанные с падением мировых цен на нефть и на природный газ, вызванные в первую очередь действиями самих  этих стран, последовавших за Саудовской Аравией и Катаром в политике противостояния России на Ближнем Востоке. Страны Персидского залива за годы нефтяного и газового бума создали современную инфраструктуру, но не создали альтернативных производств, альтернативную промышленность, альтернативные источники зарабатывания денег. Нефтяные и газовые деньги откладывались в фонды, которые при нынешних темпах расходования средств могут истощиться через несколько лет. Дешёвая контрабандная нефть ИГИЛа (организация, запрещённая в России), украденная у народов Сирии и Ирака и продаваемая через Турцию, насыщает общемировой спрос и противодействует возможному повышению мировых цен на нефть.

Политические проблемы, копившиеся в этих странах годами, под влиянием финансового кризиса и под влиянием новых проблем, вызванных войной в соседней стране, могут привести к кризису политическому. После усиления российского военного присутствия в Сирии и крахе несбывшихся надежд на прокладку через территорию бывшей Сирии нефте- и газопроводов из Персидского залива в Турцию и далее в Европу, короли, принцы, султаны и эмиры поехали договариваться в Москву, выстроившись в очередь на переговоры к президенту России Владимиру Путину.

Помимо конкретных вопросов всех этих правителей волнует один основной вопрос – сохранится ли их статус и сохранится ли их власть в будущем, в Новом Ближнем Востоке? Независимо от исхода переговоров руководителей этих стран с российским руководством можно предположить, что с восстановлением единой и сильной Сирии и с восстановлением статуса Ирана в регионе статус этих относительно небольших стран Персидского залива объективно изменится. Для самих этих стран вопрос о будущем модус вивенди будет полностью зависеть от политики этих стран по отношению к Ирану, к Сирии и от их политики по отношению к России.

Турция, проводившая  все последние годы правления Реджепа Эрдогана совершенно безумную агрессивную внешнюю и внутреннюю политику, направленную вовне против Сирии и внутри против турецких курдов, уже пожинает горькие плоды.  В Сирии режим Эрдогана поддерживает сирийских туркоманов, - немногочисленный тюркоязычный народ, проживающий в западной Сирии у границы с Турцией,  ИГИЛ (организация запрещённая в России) и «тапочников» - местных сирийских бандитов, называющих себя «сирийской оппозицией», воевавших со своей страной и со своим народом. Попытка руками сирийских туркоманов отколоть кусок северной Сирии и присоединить его к Турции в настоящее время уже провалилась. Сейчас правительство Сирии контролирует практически всю территорию расселения  сирийских туркоманов, часть из которых сбежала в Турцию, часть присягнула на верность  сирийскому правительству и охраняет свою территорию от набегающих из Турции бандитов. Незначительная часть сирийских туркоманов продолжает бессмысленное сопротивление на небольшом участке земли, прилегающем непосредственно к турецкой границе. Саму Турцию захлестнул поток беженцев из Сирии, вызванный войной, во многом спровоцированной и поддерживаемой Турцией.

Нефтяной бизнес Турции, основанный на воровстве иностранными бандитами и иракскими курдами соответственно сирийской и иракской нефти заканчивается по мере восстановления государственности Сирией и Ираком. В самой Турции усиливается борьба турецких курдов за создание своего независимого государства и за прекращение турецкой оккупации своих земель. Приближается финансовый кризис - http://afn.by/news/i/6065

"Европейским банкам угрожают серьезные проблемы из-за банковского кризиса в Турции. Такое мнение высказывают авторы статьи, опубликованной в британской газете Financial Times. Общая сумма внешнего долга Турции составляет, по оценкам экспертов, около $110 млрд. Более 70% от этой суммы - это кредиты, предоставленные европейскими банками. Неспособность ряда турецких банков и компаний обслуживать свои долги из-за кризиса может привести к огромным финансовым потерям для европейских банков, выступавших в качестве кредиторов Турции. Крупнейшим из кредиторов этой категории являются немецкие банки"

В этой ситуации краха надежд и несбывшихся мечтаний Реджеп Эрдоган, возможно, начал совершать неадекватные поступки и делать неадекватные политические заявления с целью оттянуть свой конец. Одним из таких заявлений стало заявление Эрдогана о подготовке к военному вторжению в Сирию, подкреплённому усилению турецкой военной активности вблизи границы с Сирией. Усиление военных действий Турции против турецких курдов, воюющих против турецкой оккупации и за создание своего независимого государства в политической перспективе является бессмысленным, так как курдская проблема в Турции не имеет военного решения.  Для полного краха Турции, для полного краха турецкого государства из-за проблем, созданных собственной безумной политикой, достаточно будет небольшого военного поражения, которое Турция может потерпеть в Сирии или от турецких курдов. Реджеп Эрдоган, который в начале своего правления мог создать спокойную и процветающую Турцию только на транзите в Китай и из Персидского залива, войдёт в турецкую историю как безумный правитель, ввергший свою страну в пучину трудностей и хаоса.

Саудовская Аравия, воспользовавшаяся отсутствием российского вето на решение Совета Безопасности ООН, одобрившего саудовскую агрессию против соседнего Йемена, терпит в Йемене одно поражение за другим. Хуситы, представляющее законное правительство Йемена, периодически наносят чувствительные поражения саудовской авиации и саудовским наёмникам из числа местных жителей. Бюджет Саудовской Аравии из прибыльного внезапно стал дефицитным из-за расходов на войну и из-за падения цен на нефть. Саудовская Аравия превратилась из инвестора в кредитора и забирает деньги из всех инвестиционных проектов. По подсчётам экономистов, финансовых средств, отложенных в различные фонды, при нынешних расходах и при нынешних мировых ценах на нефть саудовскому королевству хватит только лет на шесть. При этом ни о каких новых крупных инвестиционных проектах и ни о какой значительной финансовой помощи другим странам и организациям не может быть и речи – иначе деньги закончатся ещё быстрее.

Государство Израиль все последние годы вело свою маленькую отдельную войну против народа Сирии. Лечение международных и сирийских боевиков без последующего их интернирования и передачи для справедливого суда сирийскому правительству, электронная и неэлектронная разведка территорий Сирии и Ливана, авиаудары по объектам на территории Сирии, в ходе которых погибло несколько десятков солдат и офицеров сирийской армии и сирийского народного ополчения – это только видимые миру части этой войны. Из менее известных сторон деятельности Израиля в Сирии следует отметить скоординированные с международными террористами, оперирующими в южных провинциях Сирии, артиллерийские удары израильской армии по позициям сирийской армии в провинции Кунейтра, после которых следовали атаки террористов, а также продолжительные военные действия против законного сирийского правительства террористов из одной из группировок ИГИЛа (организация, запрещённая в России), находящихся на территории, непосредственно примыкающей к линии разделения огня между Израилем и Сирией, и не имеющих никаких путей снабжения через территорию Сирии.   

Целью государства Израиль  в Сирии является ослабление и, желательно, расчленение единой Сирии для сформулированного в израильской военно-политической доктрине сохранения своего абсолютного военного превосходства в регионе. Эти цели государства Израиль в Сирии противоположны целям России в Сирии – целям сохранения и возрождения единой, целостной и сильной Сирии. Ранее для сохранения своего абсолютного военного превосходства в регионе государство Израиль наносило авиационные удары по объектам сирийского ПВО, в том числе предназначенным для размещения на территории Ливана. Продолжится ли эта практика и в дальнейшем, или же Израилю придётся смириться  существованием единой, суверенной и сильной Сирии во многом зависит от позиции России и действий российских и сирийских систем ПВО.

В случае восстановления суверенитета сирийского правительства над всей территорией Сирии и сохранения нынешнего сирийского правительства у власти неизбежно встанет вопрос о взаимоотношениях Сирии с соседними странами, развязавшими и поддерживавшими международную интервенцию против сирийского народа, а также о взаимоотношениях России и Ирана со многими странами, поддержавшими и спонсировавшими военную интервенцию против независимой Сирии. Новый Ближний Восток, который рождается на наших глазах в Сирии, будет другим, и многим странам и самого этого региона, и остального мира нужно будет принять эту данность и менять свою политику в отношении Сирии, Ирана и России.