Об историчности Иисуса Христа

Евгений Терещенко
Мне кажется, при чтении Евангелий, наш ум и знания являются большой помехой. Когда мы подвергаем анализу священные тексты, или знакомимся с их интерпретацией в трудах светских ученых, мы упускаем в Евангелии самое главное, самое нужное для души. Но человеческое любопытство не знает границ, и мы никак не хотим ограничиться евангельскими текстами, а хотим узнать об Иисусе, как можно больше.

На мой взгляд, Иисус не является персонажем историческим. У него нет биографов – современников, оставивших нам достоверные данные о его жизни и внешности. Если бы Иисус был достаточно известной, исторической личностью, вокруг его имени не смогла бы возникнуть никакая религия.

Появление и напластование религиозных мифов возможно именно тогда, когда существует дефицит конкретной информации о какой-то необыкновенной личности, впечатлившей своих современников. Полагаю, поэтому, всякая конкретная информация о личной жизни Иисуса привела бы к разрушению христианской мифологии.

Исторические данные о жизни Иисуса можно насчитать по пальцам. Известно приблизительное время его рождения. Известно, что он родом из Назарета, известны имена его родителей, четырех братьев (Иаков, Иосия, Иуда и Симон), наличие, по крайней мере, двух сестер (имена мне неизвестны). Известно, что до определенного возраста Иисус помогал отцу, работая плотником, а затем стал странствующим проповедником. Его проповедь возмутила то ли правоверных иудеев, то ли римлян (есть разные версии) и Иисус был подвергнут казни через распятие на кресте. Все остальное это вымыслы, домыслы, придуманные истории. Во всяком случае, так принято считать у профессиональных историков, не доверять которым у меня нет оснований.

Сложнее обстоит дело с учением Иисуса, Нагорной проповедью и т.д. Предположу, что большинство высказываний Иисуса в Евангелии от Матфея являются его подлинными высказываниями. То же относится к Евангелию от Марка, которое в идейном отношении ничем не отличается от первого Евангелия. Евангелие от Матфея можно, на мой взгляд, назвать "эсхатологическим Евангелием". Возможно, оно представляет собой отклик на предсказание пророка Даниила о приходе Сына человеческого и суде над падшим миром. Иисус многократно, в Евангелии от Матфея, называет себя Сыном человеческим, пришедшим судить мир, что несомненно является центральной идеей этого произведения. В то же время, об искупительной жертве Христа в Евангелии от Матфея говориться чрезвычайно мало и вскользь.

Евангелие от Луки, на мой взгляд, можно назвать "Евангелием искупления". Сама идея искупления принадлежит апостолу Павлу, человеку образованному, хорошо знавшему древнюю иудейскую литературу. Христос, для Павла, это новый Адам, пришедший на смену ветхому Адаму, а последний это не конкретный земной человек, а некий "коллективный человек", "всечеловек", Адам Кадмон, по отношению к которому, конкретные земные люди лишь частички. Лука, как ученик апостола Павла, несомненно, хорошо знал его учение об искуплении и отразил его в своем Евангелии.

Евангелие от Иоанна, я бы назвал "Евангелием Святого Духа", также его можно назвать "Евангелием Троицы". В этом Евангелии также много говорится об искуплении, но его новизна и оригинальность, по отношению к другим Евангелиям, заключается в блестящей разработке идеи "Святого Духа", о котором в других Евангелиях упоминаний мало. Добавлю, что не будучи специалистом по Библии, я высказываю лишь свою личную точку зрения, которая может быть ошибочной.