Моя Сибириада. Часть 1. Первые шаги...

Владимир Параносенков 2
                ПЕРВЫЕ ШАГИ В НОВОЙ ДОЛЖНОСТИ.


            Моя служба в военном училище началась со знакомства с документами по новой должности и людьми. На первом совещании политического отдела присутствовали, кроме уже знакомых мне Виктора Лашина, полковников Вьюшина и Пронина, ещё три полковника, несколько молодых офицеров с комсомольским значком на кителе, один капитан, два прапорщика и несколько женщин в гражданском платье. На совещание были приглашены два начальника кафедры и заместители командиров учебных батальонов по политической части, секретари бюро ВЛКСМ батальонов и начальник музея подполковник запаса Виктор Вдовкин. Это были те люди в военном училище, те самые офицеры и вольнонаёмные, непосредственной работой которых была работа по политическому и нравственному воспитанию курсантов, повышению уровня их культуры, а также работа по оказанию помощи командирам в укреплении воинской дисциплины и порядка среди офицеров, прапорщиков, гражданских служащих и членов их семей, работа по связям с местной и региональной властью, работа с партийными организациями, с общественностью и молодёжью города.

           В мои обязанности входило кураторство над клубом, начальником которого  был капитан Геннадий Мелехов, библиотекой, которой руководила интеллигентная красивая женщина Мария Васильевна Кузина. Я поддерживал тесное взаимодействие с двумя кафедрами - кафедрой Марксистско-Ленинской подготовки, которой тогда руководил полковник Мулик Владимир Васильевич и кафедрой партийно-политической работы, педагогики и психологии, возглавлял которую полковник Калаев Анатолий Васильевич. На меня возлагались задачи по связям нашего ВУЗа с общественностью города и области и со средствами массовой информации.

           Среди самых молодых работников политического отдела был Александр Спицын. Конечно, помощник начальника политотдела училища по комсомольской работе , энергичный молодой старший лейтенант Александр Спицын заочно знал меня по работе в комсомольском отделе политического управления войск и был рад общению со мной, видя во мне опытного старшего товарища, хорошо разбирающегося в этой непростой и интересной работе с комсомольцами и молодёжью и всегда готового прийти на помощь.

           Надо отдать должное - со всеми этими людьми, присутствовавшими тогда на совещании политического отдела, а также с другими работниками штаба военного училища, курсантских батальонов, сотрудниками военных кафедр и других служб и подразделений у меня сложились хорошие служебные и дружеские взаимоотношения.

           В первый же день я поближе познакомился с нашей машинисткой политотдела Людмилой Александровной Кожало и работником партучёта Людмилой Николаевной Коломоец. Это были весёлые, но в то же время очень серьёзные и ответственные работники политического отдела. Они работали в одном, разделённом перегородкой кабинете партучёта, где росло необычное для военных кабинетов дерево лимона с зреющими крупными зелёными плодами настоящих лимонов.
   
           Одними из первых офицеров учебного отдела, кабинеты которых находились по соседству с кабинетами политического отдела, с кем мне пришлось поближе познакомиться были майоры Виктор Васильевич Егорушкин и мой тёзка Владимир Иванович Мельников, а также седой, не по годам, подполковник Смочков Владимир Петрович и серьёзный на вид подполковник Соколков Евгений Александрович.

          Обучение и воспитание будущих офицеров-профессионалов в военном училище это одна из важнейших задач военного вуза. И все опытные офицеры политического отдела и учебного отдела старались работать в одной упряжке, понимая свою роль в этой важной работе по подготовке молодых офицеров для внутренних войск страны.

          С майором Виктором Васильевичем Егорушкиным мы быстро нашли общий язык и вскоре стали друзьями. "Егор Майорушкин" так шутя называли мы своего коллегу по службе. Серьёзный с виду офицер, Виктор Васильевич всегда был хорошим примером для подражания курсантов и других офицеров и прапорщиков в военной службе, особенно в вопросах исполнительности и дисциплины. Это очень ответственный и обязательный офицер и порядочный друг. Коммунисты управления Новосибирского высшего военного командного училища внутренних войск не случайно несколько лет подряд избирали его своим руководителем партбюро партийной организации.

          Позже Виктор Васильевич  Егорушкин познакомил меня со своей супругой, педагогом Ириной Николаевной и их двумя маленькими дочками. Мы были ровесниками и у обоих у нас были примерно одинакового возраста дочери, о которых мы всегда с радостью часто вспоминали. О детях мы с любовью говорили везде, где бы ни находились; на полевом выходе или в служебной командировке, в учебном центре в Искитиме или просто в перерывах на службе в училище.

          Проживали мы в разных районах города. Виктор с семьёй жили в своей трёхкомнатной стандартной квартире в панельной хрущевке на Пединституте в Октябрьском районе. Я через три месяца после прибытия на новое место военной службы получил небольшую трёхкомнатную квартиру на улице Шмидта, на седьмом этаже в новом девятиэтажном кирпичном доме в Первомайском районе. Нередко в разговорах о детях мы сожалели, что наши ровесники-дети учились позже в разных школах и не могли поближе познакомиться.

         Сами мы частенько встречались и вне служебного времени, когда вблизи от дома строили гаражи и подсобные хозяйственные постройки, а позже сооружали небольшие дачи в садовом дачном обществе " Чёрная берёзка", копали и строили погреба вблизи дома. Виктор Васильевич любил всё строить своими руками, мастерил по квартире, сам построил гараж, когда решил приобрести свой первый подержанный "Москвич". Мы старались держаться вместе и помогали друг другу не только в службе, но и по личным вопросам, периодически возникавшим в семье.

         Помню, как в один из выходных дней мы устанавливали в районе Пединститута небольшой металлический гараж Егорушкину Виктору Васильевичу. Вместе с нами тогда работал ещё один офицер, чуть помоложе нас-старший лейтенант Александр Николаевич Краюшин. Это был здоровяк, обладающий недюжинной силой, который мог безустали целый день работать не только в кабинете, но и физически. Друзья в шутку называли Александра "Саша Рембо". Александр действительно был похож на Рембо. Гора мышц и стройная фигура атлета, необыкновенная природная сила, спокойствие и в то же время высокая подвижность - всё это логично сочеталось в военном человеке.

         Александр был родом из Рязанской области и до поступления в Новосибирское высшее военное командное училище жил в деревне, поэтому держать лопату в руках, как и работать с землёй, трамбовать щебень, переносить и двигать тяжёлые сварные металлические щиты он мог. В свободное время Александр любил побаловаться со штангой и гирями, но мог появиться с друзьями и на волейбольной площадке. Однако, только лишь за компанию, ибо волейбол для него был несколько неудобен.

         Быстро и умело мы спланировали место под гараж и выровняли  землю. Виктор Васильевич заказал машину гравия и привёз найденный мною на продаже недорогой старенький металлический разборный гараж. Это был действительно небольшой сварной гараж, поржавевший от времени и купленный за бутылку водки у безрукого Сергея- одного из владельцев автостоянки на Первомайке. Виктор Васильевич руководил нашей работой, сам активно копал землю лопатой и при этом много и удачно шутил. За несколько часов гараж был установлен и готов был принять к себе любого "коня".

        Надо отметить, что всё это не стоило больших денежных затрат и обошлось для Виктора Васильевича в каких-то пару бутылок водки.  Кто помнит те лихие девяностые, тот знает, что и водка, наряду с другими продуктами питания, была в дефиците и продавалась в магазинах только по талонам. Сигареты и спиртное были в ходу. Водка обменивалась на всё. Это тогда была своеобразная, так называемая, "жидкая валюта".

         Немного позже Александр Краюшин с должности командира курсантского подразделения был назначен в учебный отдел на планирование учебных расписаний. Кропотливая это была работа. Весь день три офицера с помощниками расставляли цветные металлические кружочки, треугольники и прямоугольники на огромной, во всю стену кабинета, доске. В одном кабинете с Краюшиным трудились офицер моего возраста Александр Оскарович Сайк и тихий, спокойный старший лейтенант Алексей П......
         
         Компьютеров тогда в училище небыло, автоматизации никакой небыло, а курсантских взводов и рот в ВУЗе было много. План всех их действий на каждый час надо было вручную отразить и зафиксировать на этом огромном табло. Затем это расписание переносилось на бумагу, отпечатывалось в типографии, которой руководил прапорщик Виктор Петрович Чупахин. Готовое Расписание в отпечатанном виде выдавалось во все подразделения, на кафедры и в отделы штаба. Вся жизнь военного училища строилась на базе этого учебного расписания - важнейшего, вымученного путём огромных усилий целой группы офицеров учебного отдела основного документа. Все офицеры, учебные подразделения, кафедры, службы, подразделения обслуживания учебного процесса и отделы военного училища планировали свою работу на месяц по этому документу, исходя из Расписания.


( Продолжение следует )

Вл. Параносенков г. Новосибирск
Апрель 2016 года.