Судьба у каждого своя

Антонина Царёва -Брызгалова
      На дворе весенний солнечный день. Природа просыпается от зимней спячки. Как-то не очень хотелось в этот чудесный день уезжать из дома. Но ничего не поделаешь, поезд через 2 часа.

    Дорога предстояла долгая. Я думала об одном, чтобы попутчики попались разговорчивые. Я любила под стук колес слушать их интересные рассказы, анекдоты, а то и просто чепуху.

   Села в вагон, расправила постель, пока народу мало. Поезд отправлялся от станции назначения. Включила музыку и стала ждать своих соседей по купе, рассматривая проходящих мимо. Мне всегда везло с соседями, на что я надеялась и в этот раз.

В мое купе вошли две женщины с разницей в возрасте лет 10-15. Когда они расположились, я вежливо предложила им чай, но они отказались и все время молчали. Мне всегда казалось, что общее чаепитие сближает людей и делает их более раскрепощенными.
 
Не знакомые, значит, подумала я. Но ничего познакомятся и разговорятся. Дорога сближает и объединяет. Под музыку я начала засыпать, но все время прислушивалась к их разговору.
Давай хоть познакомимся.
- Валентина – ответила женщина постарше.
А тебя как звать величать?
- Зоя Сергеевна Крылова.
А я, Валентина Михайловна Москвина.
- Ну, вот и познакомились.
- Ты куда едешь-то, Валя?

- На родине давно не была, решила могилки навестить, да и знакомых проведать.
- Так я тоже туда, я там много лет жила, сказала Зоя.
- Значит, земляки.

И тут они словно узнав друг друга, обнялись и чуть не прослезились. Надо же какая встреча! Я как уехала от туда, так ни кого и не видела.
- Давай сначала чайку попьем, предложила Валентина.
- Буди соседку-то.

Я присоединилась к их чаепитию. Меня всегда интересовали истории, услышанные в поезде. Они казались более правдоподобными и без лжи. А зачем в дороге врать? Встретились, поговорили, а когда еще увидятся, да и встретятся ли?... Они начали вспоминать соседей, перебрали уже чуть ли не всю деревню. Но у меня из услышанного ни чего не вызвало интереса.

Я надела наушники и начала дремать. Они продолжали чаепитие и тихо вели разговор, выложив на стол все свои припасы. Валентина сделав глоток чая, спросила Зою.
- Знаешь ли ты Катерину?

Я выдернула наушники, стала внимательно прислушиваться к разговору, боясь пропустить что-то важное и интересное.

Катерина была красавица и работящая. Но не повезло ей, муж погиб перед войной. Осталось у нее две девочки 4 и 2 лет. А после войны родилась еще девочка, Танюшей назвали. Валентина, запивая пряник чаем, продолжала.
    - А какая красавица была малышкой.
Зоя в ответ.

  - Какая разница, красивая – некрасивая, их всех тогда (вы****ками) звали. Матерей их презирали, сколько пережили и натерпелись такие женщины. Это сейчас, продолжала Зоя, жуя сосиску, незаконно рожденными называют. Ни матерей, ни их деток никто не обижает и пальцем на них не показывают.
 
  - Да, Зоя, тогда другие времена были. Как Катерина это все пережила? Может потому что человек она была хороший, душевный, всегда готова была прийти на помощь.

   Зоя поставила на стол недопитый стакан чая.
- Так у нее ведь были еще две старшие дочери, наверное , помогали?

Когда родилась малышка, старшей Верочке было 12, она всегда помогала матери, сестренку очень любила. Вторая младшая дочь Катерины вообще невзлюбила малышку, и откуда у нее столько злости и ненависти к ребенку.
- Ты, Зоя моложе меня на много, да и жили в разных концах деревни. Мы с Катериной были как подруги, хотя и разница в возрасте большая, дожевывая конфету, произнесла Валентина.

   Любили они с этим мужчиной друг друга и работали вместе на одной ферме. Так и появилось на свет это дитя – плод их любви. Только вот мужчина вскоре уехал и никто его больше не видел. А когда исполнилось 4 года Танюше младшей дочери, ушла из жизни мама Катерины.

  Она очень любила младшую внучку, да и с дочерью жили, как говорят, душа в душу. Жизнь Катерины после смерти матери, которая  не имея швейной машины свою семью обшивала и многих соседей своими руками, стала еще сложнее.  Это было большое подспорье. Знаешь, Зоя, я вот думаю, как так в одной семье такие разные дети вырастают.
   
   Жизнь продолжается…..

Вера и Лиза закончили семилетку. Пора получать Лизе паспорт. Вера первая уехала в город и устроилась там на работу. Лиза уехала через год, надеясь тоже на успех.
   Но к тому времени из деревни уже стало уезжать много молодежи. Вскоре запретили выдавать паспорта. Их получали только студенты.  Через 3 года обе вернулись домой, только Вера с паспортом, а Лиза так  и не успела его получить.

Валентина продолжала жевать картошку с огурцом, рассуждая как бы про себя. Пока их не было , Катерине дали телку, со временем она отелилась, и жизнь начала потихоньку налаживаться.
 
Когда старшие дочки вернулись домой, Танюша пошла в 5 класс. Может, потому что Лиза осталась работать дома дояркой, она еще больше ожесточилась на младшую сестру. И характер её изменился в
 худшую сторону.
Отставив кружку в сторону, Зоя спросила.
- Откуда ты все это могла знать, может наврали люди?

Знаю Зоя, знаю и не понаслышке, я сама видела. Да как ты могла видеть? – спросила Зоя. А вот видела! У Катерины была корова, я тебе уже говорила, и я у нее брала молоко. Пришла, хозяйки нет дома, корову ушла доить. Самовар на столе, Танюшка собиралась пить чай. Села я в угол у печки, и сижу, жду тихонько.

Валентина, убирая со стола, тихо продолжила рассказ.

  -Вдруг дверь распахивается, на пороге появляется Лиза.
- Чего тут расселась и жрешь? Быстро выматывайся из-за стола и убирайся от сюда. Ты не наша!

Меня она конечно не заметила. Танюша, опустив голову, чтобы я не видела ее слез, вышла из-за стола, залезла на печку. Я тихо вышла на улицу. Потом встретив девочку на улице, позвала ее к себе и спросила.
      - Что произошло?
  Она засмущалась и ответила.
- Ни чего, все нормально.
 
   Мне все это показалось странным, и я нашла к Тане подход. Мы разговорились. Вот тут-то она мне все и рассказала. Что когда матери нет дома, Лиза всегда со мной поступает так.

    После школы она всегда спешила домой, чтобы успеть поесть, пока сестра не пришла на обед, а если не успеет и матери нет дома, то все повториться сначала.

Валентина перебирала вещи, а между тем продолжала разсаз.
  - А как ты голодная целый день? – спросила я.
  - В школе на перемене дают чай с хлебом. Мне хватает, да и дома когда нет сестры, я успеваю чего-нибудь поесть.
  - И это продолжается уже давно?
  - Да около 2-х лет – как они вернулись.
- Так почему ты матери ничего не скажешь?
- Я говорила – ответила Таня.
- И что тебе сказала мама?
- Она обняла меня, заплакала и сказала –  Танюша мы живем на ее деньги, я не могу ничего поделать. Придется потерпеть.

- Вот я и терплю. Ходила в интернат при школе, но меня не взяли. Брали только тех, у кого большие семьи и отцы инвалиды.

Вскоре Таня увидела меня, сказала Валентина. Первая подошла ко мне.
- Тетя Валя у меня приятные новости. Лиза сказала, что будет брать меня с собой на вечернюю дойку на ферму, помогать ей доить коров. Если я буду справляться и подою двух-трех коров, то она будет успевать на танцы.
Я обрадовалась за девочку. Через неделю она остановила меня.
 
- Тетя Вера! У меня получается. Мы  приходим после дойки  домой и вместе ужинаем. И вообще она на меня меньше кричит.
- Зоя, я увидела на лице девочки неподдельную радость и улыбку, которую я не видела никогда раньше. Она была ей к лицу.
Зоя расправила свою постель и сказала.
- Давайте спать ложиться, разболтались тут.
- А утром расскажите мне продолжение? – спросила я.
    Меня все это не только заинтересовало, но задело за сердце, и хотелось услышать продолжение.
Проснувшись пораньше, я старалась прислушиваться к их разговору. Они молчали, молча накрывали на стол. А может они вчера разговорились под рюмочку водки, выпитой за встречу.
Тут я не выдержала, спросила Валентину: «А вы знаете что-нибудь об этой семье?».
- Я как уехала из этой деревни, так больше ничего и не слыхала.
Такой конец рассказа озадачил меня.
- Ну, неужели вы ни чего не знаете?
- Про Татьяну, ответила Зоя – не знаю. А  Лиза вышла замуж к нам в деревню, мы к тому времени тоже сменили место жительства.

О вчерашнем разговоре все молчали. Меня разбирало любопытство. Начать первой разговор как то не прилично. Время летело быстро, мы приближались к конечной точке, а значит к расставанию.

   Я посмотрела на Валентину, та словно поняв мой взгляд, спросила у Зои, что та хотела рассказать про Лизу. А да, я чуток забыла. Расскажу вкратце, времени мало.

  Она вышла замуж, родила двух детей сына и дочку. Дети росли послушными и были помощниками родителям. Лиза не могла нарадоваться им. Детки растут быстро. Вот и не заметили, как выросли.
 
  Дочь Маша училась в областном центре в институте. Встретила парня. Бывали у Лизаветы дома, но мать даже и не подозревала, что дочка беременна. ,       молодой человек  узнав это уехал в другой город.

   Родители не хотели забирать из роддома дочку с ребенком домой. Но соседи уговорили, времена сейчас нормальные, да и семья их благополучная, так что ребенок не будет обузой. Некоторое время они жили у родителей.

  А потом Маша с сынишкой вышла замуж. Зоя, собирая сумку, быстро продолжала рассказ. Лизка первое время, конечно, очень переживала, она, наверное, помнила свое отношение к сестре.  Муж Маше попался порядочным . Они поженились, и он усыновил мальчика. Потом у них родилась дочь, он в их  души не чаял.

Лизавета часто говорила, что довольна зятем, внука ни когда не обижает, да дочку ничем не попрекает. Так что живут они очень хорошо. А что творится на сердце у Лизаветы, это одной известно.

-Валька давай быстрее, сейчас наша станция. Мы распрощались.
Поезд прибывал к моей станции. Пора собираться и выходить.
На душе было как-то неприятно. Я ждала интересного рассказа, а получилась очень печальная история. Жизнь многообразна.
Сколько людей – столько судеб, у каждого своя.