Норик Степанович Искандарян

Илья Миклашевский
Норик Степанович умер год назад, 23 сентября 2002 года, не дожив двух месяцев до своего 95-летия.
Слава Богу, он избежал участи многих даже не только одиноких людей: ни на минуту в свои последние дни он не оставался один. Он слег за неделю до смерти; был ли это инсульт - мнение врачей разошлось.
В его квартире теперь живут чужие люди, вещи выброшены, что-то забрала дальняя родня.
*
До последних дней Норик Степанович не терял интереса к жизни. Он всегда любил помогать людям: то устраивает кого-то в больницу, то кому-то помогает занять удобное место на рынке.
Я сам, познакомившись с ним в 97 году, пользовался его гостеприимством в общей сложности в течение 5 месяцев (когда в следующий приезд в Кисловодск после нашего знакомства, я остановился в гостинице, он обиделся: разве вам плохо было у меня; и настоял, чтобы я снова перешел к нему).
Он был окружен людьми, которые ему охотно во всем помогали, но все-таки страдал от одиночества; вероятно, он привык к гораздо более мощному людскому водовороту вокруг себя. Но друзья состарились, поумирали, близких родственников не осталось...
Последние годы Норика Степановича были омрачены тяжбами из-за квартиры; 6 судов (странно, что может быть 6 судов по одному и тому же делу, но это факт). В 98 году на него было организовано нападение: трое зашли в квартиру, избили его, всё перерыли и заслышав шаги, спрыгнули с балкона (Норик Степанович не запер дверь, потому что ждал мед.сестру и не хотел лишний раз вставать из-за болей в суставах). Вероятно, те, кто организовали это нападение, расчитывали, что он его не переживет. Но они просчитались, наоборот, сильный стресс привел к тому, что прекратилось мучительное обострение полиартрита (правда, Норик Степанович не соглашался со мной, он считал, что помогла желчь, которой он мазал суставы). В конце концов пришли к мировому соглашению: Норик Степанович продал квартиру с правом доживания и отдал часть вырученных денег тем, кто на нее претендовал.
*
Своей жизнью Норик Степанович посрамил материализм. Я видел выписку из его истории болезни; из объективного описания сосудов головного мозга следовало: человек в полном маразме. Но этого о нем, кажется, не говорили и враги. Я долго думал: в чем его секрет? Видимо, дело не только в том, какой у человека мозг, но и в том, как он им пользуется. Видимо, Норик Степанович умел сосредоточить остаток сил на главном. Много труда требовал быт (лишь в последние два года он прибег к постоянной помощи). В то же время круг его интересов был очень широк. Единственный изъян: ему трудно было мгновенно переключиться с одной темы на другую.
Я узнал от него немало интересного из истории Армении. А современная политика интересовала его настолько живо, что мы чуть не поссорились из-за отношения к Ельцину (резко отрицательного у него и нейтрального у меня). Он много размышлял о том, что такое Путин (и в конце концов, кажется, пришел к отрицательной оценке).
*
Есть мнение, что долго живут те, у кого жизнь спокойная и легкая. На самом деле это совсем не так. Норик Степанович был тяжело ранен (саблей по шее) в конце двадцатых годов в Крыму, на забытой ныне войне. В 36 году арест, пытки. Потом - 10 лет лагерей, где, кроме всего прочего, тоже получил черепно-мозговую травму. После лагеря - несколько лет без прописки, под постоянной угрозой нового ареста. Наконец, Сталин умер, и жить всем стало полегче. Норик Степанович женился на мед.сестре, ухаживавшей за его братом - летчиком, покалеченным во время аварии. Любимая жена умерла на несколько лет раньше его; Норик Степанович говорил, что просил Бога не умереть раньше ее, потому что она (его ровестница) в последние годы нуждалась в его уходе.
Последние 35 лет своей жизни Норик Степанович прожил в Кисловодске. Любил принимать гостей. Когда в Абхазии началась война, в Кисловодске появились беженцы оттуда; многим он помогал по мере сил.
Похоронен Норик Степанович на старом кисловодском кладбище на Седлогорской улице, рядом с женой.
*
Страница памяти Н.С. Искандаряна на сайте "Темного леса":
http://temnyjles.ru/KMV/Iskandar.shtml