Зорге и ленд-лиз

Александр Анайкин
Несомненно, у читателя сразу же возник вопрос: «Какое отношение резидент ГРУ Рихард Зорге, работающий в Японии, имел к поставкам товаров американцами в СССР»?
Действительно, никакого, до тех пор, пока не был арестован японской контрразведкой. А что изменилось? Да очень многое. Дело не в том, что Зорге оказался провальным агентом, дело в политической меркантильности руководства СССР.
Вспомним, когда был арестован Рихард Зорге. Это случилось 18 октября 1941 года. А теперь вспомним, что произошло 13 апреля 1941 года. А вот в апреле был подписан Советско-японский пакт о нейтралитете. Этот документ был для СССР настолько важен, что Сталин лично прибыл на Ярославский вокзал Москвы, чтобы проводить японского министра иностранных дел Есукэ Мацуока.
Мне могут сказать, что договор договором, но ведь должна же быть у государственных служб какая-никакая этика. Нехорошо отказываться от своих разведчиков, бросая их на верную погибель. И не важно, насколько ценен и квалифицированным был агент, всё равно отрекаться от людей, которые работали на вас верой и правдой, рискуя жизнью, просто непорядочно.
Не знаю, насколько советские руководители придерживались норм этики, но вот то, что они постоянно помнили о материальной выгоде, это несомненно. А где же материальная выгода у СССР в смерти своего разведчика. Скорее уж можно говорить о выгоде военной, трудно вести боевые действия на два фронта. А признание СССР Зорге своим разведчиком могло бы порушить нейтралитет, который был так нужен СССР в тот момент.
Всё так, но был и меркантилизм. Не будем забывать о значении тихоокеанского маршрута, по которому к нам поступали товары по ленд-лизу и от некоммерческих организаций Америки. Например, от неправительственной организации «Американская помощь воюющей России». Половина всего грузопотока доставляемого из Западного полушария, приходился именно на этот маршрут вдоль берегов Японии. Американские суда не могли курсировать по данному маршруту, их попросту японцы топили. А вот корабли под советским флагом могли курсировать из США к Владивостоку вполне спокойно. Основным условием безопасности являлось отсутствие на борту оружия и боеприпасов. И этим СССР пользовался. Советские корабли курсировали беспрерывно. Более того, американцы передали нам сто двадцать пять своих судов, на которые мы, подняв советский флаг, поместили команды советских моряков. И начали возить беспрерывно грузы. Речь идёт о миллионах тонн грузопотока. Ведь американцы нам поставляли не только продукты, но и всевозможное оборудование для предприятий. Даже заводы нам строили.
А вспомним, что значила для нас в то время провизия. Ведь наши люди буквально умирали с голоду. Например, по подсчётам американцев, количество пищи, которую получали трудившиеся в тяжёлой промышленности рабочие, едва дотягивало до двух третей необходимого. А это были самые большие пайки. Но вспомним и о том, что рабочий день на советских предприятиях имел двенадцатичасовую продолжительность. Люди работали без отпусков и выходных. Наши карточки для иждивенцев мы сами прозывали «смертниками» - пропусками на тот свет.
Положение с питанием в СССР было настолько тяжёлым, что 21 ноября 1943 года нам пришлось снизить нормы выдачи хлеба по карточкам. Эту акцию мы провели без шума и помпы, просто засекретили данный факт. Приблизительно так, как это было во времена Хрущёва, когда хлеб представлял из себя некое подобие мякины, но то, что в муку добавляют несъедобные добавки, нигде не сообщалось. Вот то же самое произошло и в 1943 году.
Да что там говорить, даже получение самого элементарного продуктового пайка порой требовало элементарной взятки. А качество хлеба, как я уже упомянул, было вообще ниже всяких допустимых норм. Да что там военное время. Достаточно вспомнить хотя бы наши восьмидесятые, когда люди тоже не могли отоварить свои талоны.
Чтобы понять серьёзность ситуации с пропитанием, достаточно обратиться к криминальной хронике, которая в последние годы стала чуточку доступна для наших людей. Хотя мы и пытаемся как-то облагородить действительность той поры. Например, у нас, освещая криминальную обстановку той поры, ведут разговор про банды. Но дело то в том, что грабили народ не только организованные бандиты, дезертиры, но и само население озверело настолько, что просто воровало друг у друга всё, что годилось хоть немного в пищу. Подростки, организовывались в группы и нападали на всех, у кого можно было отнять хлебные карточки, паёк, хоть какую одежду. Отсутствие освещения в домах и на улицах, способствовало безнаказанному разгулу преступности. Творилась просто вакханалия уголовщины. Куда там нашим девяностым до того времени. Тем более, что оружия было пруд пруди. Чтобы понять объём воровства среди населения, достаточно вспомнить хотя бы наши коммуналки, где люди порой воровали продукты друг у друга. И это в мирное время, это отношения между соседями. Ведь порой советские люди замки вешали даже на кастрюли.
И вот в такой ситуации будет советское правительство признаваться в наличие широко разветвлённой шпионской сети в стране, мимо берегов которой советские суда ежедневно доставляют в страну массу ценных грузов в огромном количестве? Нет, не будет.
Давайте посмотрим на ситуацию здраво. На одной чаше весов спалившийся шпион, а на другой чаше возможность спокойно перевозить миллионы тонн грузов на миллиарды долларов.
Конечно, Зорге такую логику не понял, он вообще не узнал, что СССР просто отказался от него и его группы. Нет, мол, у нас в вашей стране восходящего солнца наших шпионов. Как можно, ведь сам Иосиф Сталин дружески под локоток провожал вашего министра. Сталин даже Риббентропа так не обихаживал в своё время, как вашего Есукэ Мацуока. О каких шпионах может идти речь между друзьями.
Конечно, наше руководство понять можно. И я удивляюсь, как это такой грамотный человек, как Рихард Зорге не дотумкал до такой элементарщины. А вроде был умный человек.