Электромобили в СССР разрабатывали в Риге, на заводе РЭЗ, а опытные образцы изготавливали в Калининграде (бывшем Кёнисберге).
Ведущими разработчиками электродвигателя на постоянном токе для электромобиля были Александр Безсмертный, Борис и Геннадий Митченко.
Электродвигатель наш был достаточно мощным, чтобы развить скорость легкового электромобиля на базе автомобиля «Запорожец» до восьмидесяти км/час, но кадмие-никилиевая батарея ограничивала дальность пробега и занимала всё заднее сидение Запорожца.
Прошло с тех пор 50 лет. Электромобили не вытеснили автомобили, хотя проще, дешевле и экологически чище загрязнителя окружающей среды - автомобиля.
Почему? Причиной тому нефть и нефтедобывающие страны, умышленно сдерживающие развитие экологически чистого транспорта ради наживы.
Индия не относится к нефтедобывающим странам и три четверти потребляемой нефти закупает за рубежом.
Поэтому Индия станет мировым лидером электромобилестроения и первой в мире страной с экологически чистым транспортом.
Индия планирует полностью перейти на электротранспорт к 2030 году.
В далёком 1953г. я поступил на отделение «Электротранспорт» в Новочеркасский Политехнический Институт (НПИ). Мы мечтали о полной электрификации транспорта всей страны, а не только железнодорожного, где СССР стал, а Россия остаётся до сих пор мировым лидером.
До 1961 года я работал конструктором на Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ), где китайцы проходили обучение с целью начать производство электровозов в своей стране. Индия и Китай тогда покупали электровозы в Советском Союзе.
В 1961 году меня пригласили работать в Ригу, на завод РЭЗ, где уже работал технологом мой двоюродный брат Борис. Я с радостью принял это предложение, но электромобилями нам пришлось заняться только через пять лет. Электропогрузчики и электротягочи для перемещения ракет, размещаемых в подземных шахтах были тогда важнее для страны.
Опытные образцы электродвигателей, изготовленных на заводе РЭЗ, проходили испытание на взрывозащищённость на Украине, в городе Донецке. Мне часто приходилось бывать в командировках в этом красивейшем городе. Мог ли я подумать тогда, что сам город станет когда-то взрывобеззащитным?
В 1995 году я стал пенсионером, создал общественную организацию «Экологическая лига», которая распустила свои щупальцы в Молдове, Украине, России и не только. Нам удалось нащупать путь социально-экологического развития регионов. Но ни один регион мира не готов пока к такому развитию.
Доживём до 2030 года, и посмотрим, что будет в Индии, в мире.
2016-04-19