Рабочая гордость

Инна Коротаева
     Это был самый обычный ноябрьский день. Совершал очередные обороты  вокруг Земли наш  спутник, давали сверхплановые  плавки мартены, перевыполняли нормы рабочие.

     И, пожалуй, никто, кроме школьников тутаевской школы № 1, не заметил, что на земном шаре  в этот день появился еще один завод.

     Сначала  в школе существовали кружки: столярный, слесарный, токарный, автодела. Все более послушным ребячьим рукам становились рубанок, тиски, руль автомашины. И все больше находилось в школе сторонников  новой идеи – создать в школе свой завод. Начали разговор об этом преподаватели по труду Август Николаевич  и Лев Николаевич Быковы и Алексей Георгиевич Лебедев – начальник центральной  механической мастерской  фабрики «Тульма». Он работает со школьниками уже четвертый год.

     Вот эти люди и увлекли ребят интересным и полезным делом.

     Прежде всего в школе  появился отдел кадров. Это Таня Грачева и Валя Батурина. У них не было отдельного кабинета, но зачисление  в штат нового завода происходило оперативно, без малейшей волокиты. Заявления принимались в перемены, в классе, начальника отдела кадров можно было поймать в коридоре, досконально расспросить об особенностях работы  в каждом цехе, тут же подать заявление. А потом на общем собрании  были утверждены из числа  ребят директор завода, начальники цехов, конструкторское бюро, бухгалтер, решено в будущем  изготовить пропуска для рабочих (фотокружок уже делает  фотографии для этих пропусков), табельную доску, начать записывать историю завода.

     Штат завода состоит из  124  человек. Работают 4 цеха: столярный, механических, транспортный, художественного выпиливания и конструкторское бюро. Самый первый  закон на заводе – хорошая успеваемость и отличная дисциплина. Время от времени на пятиминутку вызывают  рабочего, допустившего «брак» в учебе. «Герою» пятиминутки приходится нелегко: его безжалостно допрашивают, ругают, да еще вполне серьезно обещают  исключить  с завода на  1-2 недели, а то и больше.

     Механический цех начал свою работу с изготовления  нужных заводу инструментов: разметочных циркулей, ключей, кронциркулей, восстанавливали из утиля  тиски, делали гайки, болты и т.д.  А потом цех получил и первый настоящий заказ – 22-миллиметровые гайки для фабрики «Тульма», следующий заказ -  для транспортного цеха, восстанавливающего  списанную  автомашину: болты, гайки, рессорные пальцы. Сейчас в цехе делается действующая модель токарного  станка.

     Столярный цех сначала тоже изготовлял оборудование:  угольники, станки к лучниковым пилам. Выполнил  заказ двух  детских садов, изготовлено  по 75  деревянных лопаток, ширмы  для кукольного театра, по просьбе  учителей сделаны  ящики для чернильниц.

     Нужно сказать, что именно этот  цех открыл счет завода  в Госбанке, сделал первый взнос – 360 рублей.

     Транспортники считают свой  отдел самым интересным. Они уже отремонтировали одну грузовую машину. На легковой машине будет сделано два управления, третья машина будет стоять в кабинете  автодела.

     … В 8 часов начальники цехов собрались  на обычную «пятиминутку». Директор завода Саша Иванов коротко определил задания цехам.
Разошлись по своим местам начальники, раздали наряды подчиненным – и смена началась.

     Чудесно, по-весеннему пахнет черемухой в  столярном цехе. Нежно-желтые стружки  кудрявятся на верстаках. У цеха – важное задание.  Здесь изготовляются черенки лопат для  пришкольного участка.

     В механическом цехе работа в разгаре. У сверлильного станка – директор завода. Его лицо сосредоточено, руки напряжены. Такие же сосредоточенные лица у Валерия Воронова и Саши Соколова, наблюдающих за его работой. Ведь Саша Иванов не только главное лицо на заводе, но один из самых опытных рабочих. И сегодня Алексей Георгиевич поручил ему трудную операцию – просверлить отверстие в верхней каретке  суппорта  для модели  токарного станка.

     В тот вечер в транспортном отделе все собрались вокруг мотоцикла. Укреплен аккумулятор, последний раз проверено зажигание… Несколько хлопков, мотор чихнул и вдруг неожиданно залился на всю школу. А потом, дерзко нарушая все законы школьной жизни, мотоцикл выехал… в школьный коридор и медленно проехал несколько кругов. Вел его Виктор Изотов. И, видя, такое нарушение, не возмущались им директор школы,  ни учителя. Наоборот, лишь удовлетворенно кивали головами.
Политехнический мотоцикл готов! Действительно, собран мотоцикл из двух старых, собран весь руками ребят. Поэтому и был этот вечер  очередной трудовой победой транспортного отдела.

     В классе, где обосновалось конструкторское бюро тишина, только шелест бумаги и тоненькое поскрипывание  карандашей. Ложатся в папку все новые и новые чертежи: дверной крючок, угольник, рукоятка для молотка, болт и т.д. Чертежи потом идут в цех и воплощаются в дерево и металл.

     Быстро проходят два часа. И каждый раз, когда истекает срок работы, рабочие начинают хитрить: только бы еще подольше не выключать станок, не выпускать из рук рубанок. И старшим приходится  немало тратить сил, чтобы уговорить  рабочих покинуть цехи.

     Зато, окончив школу, вместе с аттестатами зрелости унесут выпускники большой запас  практических навыков, любовь к труду. А это так пригодится в жизни!

     Юность, 8 мая 1958 г.