Киев - матерь городов русских

Татьяна Квашнина-Незавитина
               Тревожно и величаво плывут облака. Ветер гнет травы долу на высоком холме. Серебрится Днепр у подножия его. Здесь стоит Киев – «матерь городов русских», как назвал его устами князя Олега в «Повести временных лет» летописец Нестор.
Давным-давно это было. И потому овеян Киев легендами, одна из которых рассказывает о расселении славян и апостоле Андрее, названном Первозванным, первом проповеднике христианства в Русских землях. Сказал он ученикам: «Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божья, будет град великий и воздвигнет Бог много церквей». Поставил он крест и Богу помолился.
«Неизмеримы пространства щедрой славянской земли, мощны они своей численностью», - писал византийский историк. Великая река поила и кормила славян, служила им торной дорогой, летом носила на себе ладьи, зимой – сани. Стояли по берегам села и городища славянские. Плодородная земля рождала богатые хлеба. Реки полны рыбы. Озера – птицей заполнены. Лес кормит всякого зверя. Он полон оленями, лосями, зубрами, косулями, кабанами, медведями, бобрами. Бортников лес награждает мёдом и воском.
Строился Киев на холмах, в кольце рек: Почайны, Сырца, Лыбеди, а внешними водными рубежами были Днепр, Стругна и Ирпень. Защищали реки славян, помогали связи держать с другими племенами и странами, а также хозяйство вести, потому и стал Киев столицей древнерусского государства.
Здесь скрещиваются торговые пути, формируются караваны лодий, плывущие «из варяг в греки»; в Византию по Черному морю, а через реку Березину и озеро Ильмень – на север, в варяжскую Прибалтику.
Тяжело погружаются лодии в воду, повезут они на юг товар славянский: меха, воск, мед, льняное полотно, изделия ремесленников и ювелиров. А вернутся из греков дружинники и князь Олег да накинут на сияющих жен своих дорогие ткани: тончайшие византийские паволоки, парчу, восточный шелк. Холопы будут выгружать на пристани Почайны серебро, олово, свинец, медь, бережно нести по сходням тюки с пряностями, благовониями и красящими веществами.
По пристани ходят сборщики пошлин, пересматривают и переписывают товар. Продавцы съестного предлагают приезжим блины и квас. Смерды (крестьяне) грузят деготь (тёмный смолистый жидкий продукт) и пеньку (прядильное волокно из конопли). Слышно, как горланит народ на пристани, предлагая товар. Чего тут только нет! Зерно, мясо, рыба, яблоки. Дары леса: сушеные грибы, лесные орехи. Чуть повыше к улице - щепные изделия: сита и короба.
 Заезжие торговцы, обменяв товар на товар, ищут подворья для ночлега и хотят повидать князя. Нет еще у киевлян своих монет, но в кошельках позвякивают греческие сольды, арабские диргемы, немецкие шляги (шиллинги). Обсуждая прибыль, вслед за возом с дровами поднимаются купцы и дружинники через земляной вал.  Вот они проходят через главные ворота и окидывают взглядом мощный дубовый частокол. Дуб век не сгниёт, и топором его не просто взять. Охая и удивляясь, рассматривают гости зигзагообразные проходы за несколькими воротами.
 На башнях покрикивает охрана: стерегут город от проезжающих да кочевников, стога и табуны осматривают за валами.
 Под ногами купцов дорожка разветвляется: нижняя ведет к Подолу, который застилает желтый и багряный дым. Ветры несут оттуда стук молотов и зловонье зольников, очищающих золой шкуры.  Кожемяки, играя огромными мускулами, мнут их. Выходят подышать на свежий воздух разгоряченные кузнецы. Отрок несет воду гончарам. Дружинник заворачивает к оружейнику секиру наточить. Повыше, где нет непролазной грязи, как на Подоле, сидят в своих мастерских чеканщики, ювелиры и портные. Поинтересуешься их делом, научат не скрытничая.
В средней части холма виднеются углубленные в землю бревенчатые жилища, крытые земляным дерном. Из дома выходит женщина с глиняной корчагой (глиняный горшок равный одному - двум ведрам), чтобы спустить в холодную яму запас пищи. Чужие люди на Горе разглядывают ее, оборачиваются, любуясь серебряными височными подвесками, дивятся покрою льняной одежды. Блеснули на солнце стеклянные бусы. Улыбкой провожает хозяйка незнакомых гостей.
Мелькают по сторонам дворы, огороды, голубятни. Женщины на травах стелют для отбеливания холсты. Некоторые из купцов просятся к ним на ночлег.
Провожатый небрежно машет рукой в их сторону и ведет гостей на княжий двор, что на самой вершине холма. Гостям выносят «хлеб да соль». Соль дорога, но в этом и честь гостю.
Восхищаются гости видами Киева. Три холма покрыты теремами высокими, хоромами сказочными, украшены резьбой и цветным узорочьем. Дворец стоит не хуже Цареградского, цветные радужки в окна вставлены.
- Чьи ж дома такие за воротами дубовыми, частоколами белыми?
- Боярские. Так дружинников князь одаривает.
На крыльцо выходит сам князь Олег. На нем багряная корзна (верхняя одежда), дорогие заморские сапоги из сафьяна (тонко выделанной кожи). Кланяется он гостям, зовет в горницы. Огляделись гости. Шапки свои чудные на резные лавки положили, ступают сапогами на половики тканые. Ведут их к столам. Узнают они византийские скатерти, краснолаковые греческие сосуды, но и киевские поражают красотой форм, причудливыми ручками. В резных ковшах приносят вино из меда и пряностей, в латочках (широких глиняных горшках) томленую сметану к мясным блюдам. Дичь подают на деревянных подносах.
Обходительно ведут себя с гостями вся челядь и сам князь. Обидеть гостя – преступление. Слышали гости, что и пленным здесь можно на волю выкупиться или жить друзьями. Сразу вести разговор о деле неприлично, хотя  приехали купцы за самым дорогим товаром – долблеными дубовыми лодиями, что рубят в лесу зимой славяне. Надёжны лодии у славян, частого ремонта не требуют. Носовая корма резными головами животных украшена, паруса крепкие – льняные, кожаными шкурами шитые. Обдумывают гости планы, осмысливают то, что увидели: такой град соградить – не одну сотню топоров иступить. Все постройки деревянные, зимой – теплые. В Византии все больше из камня дворцы да храмы делают.
Терпеливо молчат и  улыбаются гостям хозяева: не принято на Руси гостей расспрашивать. Если разговорятся сами, то послушают, если попросят – посоветуют и помогут.
Наелись гости и начали восторгаться положением Киева. Видит князь Олег, что разговорились они, помянул добром первых поселенцев: братьев Кия, Щека, Хорива-гусляра и сестру их Лыбедь, которые в честь старшего брата город на днепровских кручах назвали. А в честь сестры – реку. Честь за столом воздали и славянскому Рюрику – вождю варяжскому, что согласился помочь славянам наладить мир на обширных землях.
Князь Олег в Киев прибыл из Новгорода с малолетним сыном Рюрика Игорем, опекал его вместо умершего отца, землю ему для будущего правления подыскивал. Смолчал князь Олег только о том, каким бесчестным путем Киев захватил. Обманув и выманив из города к лодкам и «товарам» братьев Аскольда и Дира, поставленных на правление Рюриком, приказал их убить. Но среди славян считался поступок этот достойным воинственного князя.
Шли годы, подрастал молодой князь Игорь. Часто оставлял его князь Олег вместо себя, совершая военные походы. Вот и на этот раз, отправляясь с войной на Царьград, оставил его князь на престоле.
Две тысячи кораблей добрались до Босфора, но перекрыл греческий император бухту Золотой Рог длинными цепями, - не пройти кораблям к городу. Вышли войска на сушу, корабли вытащили, задумав хитростью город взять. Пока воины изготовляли колеса для кораблей, войско Олега разоряло окрестности Царьграда. Как изготовили всё, что задумали, дождались ветра в паруса и двинули весь флот по суше на столицу. Панический страх охватил жителей города, просили они не рушить их дома, а лучше взять дань. Это и нужно было князю. Хотели враги его отравить яствами, но и в этом случае князь оказался хитрее их, проведя разоблачение.
 В Киев князь Олег привёз из Византии первый документ молодого русского государства о мире и торговле с Византией. Это тоже было его значимой победой. Торговля объявлялась беспошлинной. Хлеб продавали втрое дороже. Воск и мед еще дороже. Меха оценили выше всякого товара. Славяне могли спокойно ходить по Царьграду без оружия и проживать в нем на время торговли.
 В знак своей победы прибил князь Олег свой щит на воротах побеждённого города. Слагали об этом на Руси песни и воздавали хвалу князю. Он вошел в историю доблестным воином и великим строителем.