Краткая история закабаления Украины МВФ

Александр Дудчак
(Сокращенная версия в АиФ: )

Началом истории неравного брака между глобальными финансовыми организациями и Украиной можно считать дату 3 июня 1992 года. В тот день Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О вступлении Украины в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций».
С ликвидацией геополитического конкурента Запада – Советского Союза, активно начался процесс установления контроля над постсоветским пространством. С помощью инструментов «мягкой силы», политики вовлечения в различные специально созданные Западом программы и международные организации, внедрения своих симпатиков и агентов в государственные и деловые структуры, происходил насильственный разрыв экономических политических, культурных связей между бывшими республиками Советского Союза. В разной степени в разных республиках это удавалось. Руководству новых «суверенных» государств навязывались неолиберальные доктрины, способствующие ликвидации местных отраслей  промышленности и сельского хозяйства. Транснациональные корпорации проникали на внутренние рынки, как раковые метастазы, уничтожали изнутри государственный суверенитет и экономику стран.
Одним из важнейших направлений в стратегии установления контроля над государством было вовлечение в сотрудничество с Международным валютным фондом. Это не происходит одномоментно. Страны, попавшие под управление МВФ, проходили определенную процедуру «предпродажной подготовки», которая сочетается с организованными в стране политическими процессами. Так было и с Украиной.
В течение более чем десяти лет с момента вступления в МВФ активного взаимодействия с этой организацией у Украины не было, как не было и катастрофического роста долгов перед международными кредиторами у Украины.
При президенте Л.Кучме, в 2003 году Украина возглавила СНГ и стала членом Соглашения о формировании Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Это Соглашение было одновременно ратифицировано в 2004 году Верховной Радой и Госдумой. В Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Развивалось российско-украинское сотрудничество. Разрабатывались проекты по совместному использованию украинской ГТС. И никаких проблем с транзитом газа через Украину в Европу не было. К началу «оранжевой революции» в ноябре 2004 года, Украина демонстрировала высокие темпы роста экономики. Ее называли «восточноевропейским тигром»: по итогам 2004 года рост ВВП составлял 12,4%.
На такие процессы Запад не мог смотреть спокойно. МВФ пытается активизировать взаимодействие с Украиной, начиная с, ни к чему не обязывающей программы «упреждающий stand by» в марте 2004 года. Согласно этой программе, созданной во время премьерства В.Януковича и рассчитанной на срок в 12 месяцев, «страна может обращаться к организации с целью получения кредита на сумму $605 млн. в случае резкого ухудшения платежного баланса». Программа была направлена на «обеспечение продолжительной макроэкономической стабильности и поддержку постоянного экономического возрастания». Но параллельно шла подготовка «оранжевой революции» - учитывая опыт несостоявшегося «майдана» 2000-2001 года под лозунгами «Украина без Кучмы». Пришедший к власти революционным путем и под «евроинтеграционными» лозунгами В.Ющенко начинает сворачивать сотрудничество с Россией. В первую очередь страдают высокотехнологичные производства. Реформа авиационной отрасли вводит авиастроение в пике, совместные проекты начинают буксовать. Процесс интеграции Украины  в рамках СНГ останавливается.
Справедливости ради, надо заметить, что ни одно правительство «независимой» Украины не избегало сотрудничества с МВФ. Однако подходы были разные. Ни президент Л.Кучма, ни В.Янукович в статусе премьеров и президентов, ни Н.Азаров, как глава Кабмина, не ставили перед собой задачу, во что бы то ни стало форсировать сотрудничество с МВФ, взять кредиты как можно в большем объеме. С приходом к власти «оранжевой» команды в 2004 году, наблюдается переход от относительно прагматичного подхода к кредитам, к политическому. Именно во время президентства В.Ющенко, когда Кабмин возглавляла Ю.Тимошенко, а спикером Верховной Рады был А.Яценюк, кредиты МВФ стали обуславливаться жесткими требованиями, затрагивающими основы внутренней политики государства и внутреннее законодательство. Под руководством этой троицы Украину начинает затягивать трясина долгов от МВФ.
«Благоприятное» воздействие на развитие сотрудничества Украины и МВФ оказал кризис 2008 года. В октябре 2008 «для проведения экспертной оценки функционирования банковской и финансовой системы Украины» в условиях обострения мирового финансового кризиса  в Украине начала работу миссия МВФ. Как заявила тогда руководитель миссии департамента МВФ Чейла Пазарбазола на встрече с председателем Верховной Рады А.Яценюком, «для получения позитивного ответа от МВФ о предоставлении Украине финансовой помощи и преодоления последствий экономической нестабильности, украинские власти должны разработать совместный план спасения и обязательно его законодательно закрепить».
В конце октября 2008 года МВФ подтвердил готовность выделить Украине кредит на сумму $16,5 млрд на 15 лет под 4%. Предоставление Фондом кредита обуславливалось принятием Украиной «ряда мер экономического характера, направленных на выравнивание платежного баланса, сбалансирование бюджета и поддержки банковского сектора, включая принятие Верховной Радой законодательных изменений, направленных на финансово-экономическую стабилизацию». Что в действительности означают эти меры, каким именно путем они должны реализоваться и какие будут последствия – широко в прессе не обсуждалось, наоборот – велась пропаганда политики МВФ.
31 октября 2008 года в Верховной Раде удалось продавить президентский законопроект «О первоочередных мерах по предотвращению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Можно считать эту дату – началом кредитной наркомании Украины, но пациент еще был не безнадежен.
5 ноября 2008 года МВФ принял решение о выделение Украине кредита «stand by» на сумму около $16,4 миллиардов для «преодоления проблем в экономике». С этого момента, получение новых траншей от МВФ становится идефикс для «оранжевого» руководства Украины. Восстановление промышленности и взаимовыгодного сотрудничества в рамках СНГ саботируется на высшем государственном уровне, Пропаганда «евро-атлантической интеграции» становится государственной политикой.
10 ноября 2008 года Украина получила первый транш кредита stand by в размере $4,5 млрд. И сразу же встал вопрос о втором транше.
Требования к Украине не блистали новизной. Они традиционны для всех стран попавших под управление МВФ и изложены в положениях широко известного «Вашингтонского консенсуса»: поддержание фискальной дисциплины; снижение предельных ставок налогов; либерализация финансовых рынков; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; де-регулирование экономики; защита прав собственности.
На практике это означает:
- свобода передвижения капитала, т.е. свободный доступ крупного  международного капитала к экономикам развивающихся стран, что в первую очередь влечет за собой  уничтожение конкурентов в виде наукоемких производств тех стран, которым оказывается «помощь»;
- тотальная приватизация - даже в тех областях, где невозможна конкуренция, и в том числе тех госпредприятий, которые стабильно приносят прибыль и не нуждаются в новом «эффективном менеджменте»;
- высокие процентные ставки, препятствующие развитию промышленности, но облегчающие финансовые спекуляции;
- сокращение до минимума или ликвидация социальных программ (бесплатного или дотируемого здравоохранения, образования, доступного жилья, дотируемого общественного транспорта и т. п.) под предлогом «снижения себестоимости продукции».
- отказ от защиты природы и охраны окружающей среды (многое из того, что поощряется в странах, попавшим под контроль МВФ, в странах Запада зачастую запрещено на законодательном уровне – это и разрушительный для почвы засев без правильного севооборота масленичными культурами для производства биотоплива, и увеличение территорий опытных полей для исследований, связанных с разработкой и производством ГМО-продуктов и т.д);
- поддержка стабильности национальной валюты путем установления ее зависимости от доллара США и ограничения реальной денежной массы, что приводит к невыплатам зарплат, пособий и дефициту наличных денег;
- сокращение зарплат и ограничение прав трудящихся (права на забастовку, прав профсоюзов и т. п.), что, с постепенной деградацией населения, не будет уже чем-то необычным и неприемлемым;
- налоговые реформы, которые увеличивают давление на менее обеспеченные слои населения.
Правительство внесло изменения в законодательство, которых требовал МВФ, и Украина в мае 2009 года получила второй транш по программе «stand by» в $2,625 млрд., третий в конце 2009 года - $3,3 млрд. Четвертый транш отложили на 2010 год. В январе 2010 проходили выборы президента Украины, и отсрочка транша была определенным предупреждением избирателям в пользу «оранжевой» команды. Но формально сослались на отсутствие годового бюджета, а также невыполнение правительством страны условий, предусматривавших сокращение бюджетных расходов.
МВФ продолжил переговоры в 2010 году, уже с правительством Азарова. Была достигнута договоренность о возможном выделении $15.15 млрд. «на поддержку экономической программы страны». Украина успела получить первый транш в размере $1,89 млрд. в августе 2010 года. На этом сотрудничество с МВФ при Януковиче завершилось из-за невыполнения Украиной условий Фонда.
Уже после майдана 2013-14 годов, в марте 2015 года программа «stand by» была закрыта, вместо нее начата «программа расширенного финансирования» (EFF) объемом $17,5 млрд. К традиционным требованием от Украины, в частности, потребовали предоставление беспрецедентной свободы действий на украинских черноземах для американских производителей ГМО –  «Monsanto» и «DuPont».(  От таких условий в 2013 году отказался В.Янукович и предпочел кредит от России в $15 млрд.
В соответствии политикой МВФ, невзирая на троекратное обесценение гривны с момента госпереворота, были практически заморожены пенсии и пособия. Минимальный тариф для населения на газ для отопления был повышен в 3,3 раза, в среднем цена на газ для населения выросла на 285%. Оплата электроэнергии до марта 2017 года должна подрожать в 3,5 раза (подорожание растянули на 5 этапов). Отопление в 2015 году подорожало на 67%, горячая вода на 50%.
Украина имела шанс вырваться из-под контроля международных кредиторов. Невзирая на официальный курс Киева на «евроинтеграцию» даже при Януковиче, подписание Соглашение об Ассоциации и ЗСТ Украины и ЕС было отложено по инициативе Украины в ноябре 2013 года. Кредиты, предложенные Россией на выгодных условиях и проекты российско-украинского сотрудничества в декабре 2013 года, были спасительными для Украины. Кроме этого, появлялась перспектива участия Украины в интеграционных проектах в рамках ЕАЭС. Этого Запад допустить не мог. Именно поэтому майдан был запущен сразу же после отказа Украины подписать СА и ЗСТ с ЕС.
В результате последнего майдана Украина попала в полную зависимость от МВФ. Чтобы лишить иных серьезных источников финансовых поступлений в страну, совершенно бессмысленно с точки зрения здравого смысла и экономической выгоды, правительством Яценюка совместно с президентом Порошенко были разорваны экономические связи с Россией. В результате организованной Западом гражданской войны на Украине был потерян важнейший источник поступления валютной выручки – Донбасс с его металлургическими и угольными предприятиями. В результате этих действий у Украины остался, по сути, единственный источник финансовых поступлений – МВФ. Фонд чувствует себя полноправным хозяином, и его представители позволяют себе совершенно открыто вмешиваться в законодательный процесс – они могут заявить, что тот или иной законопроект не устраивает МВФ, и Верховная Рада полностью удовлетворяет их требования. «Народные избранники» в украинском парламенте не смеют возражать против повышения тарифов на коммунальные услуги и практически полную ликвидацию бесплатных медицины и образования.
За все годы так называемой «независимости», начиная с 1991 года, Украина получила от международных финансовых организаций около $44 млрд. и около €16 млрд.
Большая часть долга номинирована в долларах – 75% и четверть всех долгов Украины номинировано в валютах других государств.
Даже если к власти на Украине придут здравомыслящие политические силы, восстановить все, что было разрушено после майдана, будет невероятно сложно. Умершие предприятия авиационной отрасли и ракетостроения практически не поддаются реанимации. На очереди отрасль атомной энергетики и машиностроения. Земли Украины также потребуют значительных затрат по очистке от ГМ-организмов.
Одним из условий возобновления, финансирования может стать участие Украины в системе ПРО, направленной против России. И некоторые, самые одиозные украинские политики активно выступает в поддержку такого решения. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов считает, что Украина должна стать частью действенной системы противовоздушной и противоракетной обороны в Европе. Об этом, как сообщает пресс-служба СНБО, он сказал 12 апреля 2015 года в поздравлении к Дню работника ракетно-космической отрасли и Всемирного дня авиации и космонавтики: «Сегодня одной из важных задач для усиления обороны и безопасности нашей страны является восстановление ракетного щита. Украина должна защитить себя и стать частью надежной действенной системы противовоздушной и противоракетной обороны в Европе - непроницаемой для ракет и авиации».
Украина продолжает политику майдана. Смена премьера не окажет значительного влияния на политический и экономический курс Украины. А при их сохранении зависимость от МВФ только возрастет. Впрочем, это уже в планах. В 2016 году Украина планирует получить новых кредитов, примерно на $10 млрд: от МВФ - $5,8 млрд.; Всемирного Банка - $1,7 млрд.; ЕБРР - $1,3 млрд.; Японии - $1,3 млрд.; ЕС - $1,2 млрд.; США – около $1 млрд. кредитных гарантий.
На каждого украинца уже приходится более $1000 госдолга по внешним долгам и более $500 по внутренним государственным обязательствам. Программа закабаления Украины выполнена: высокотехнологичные отрасли промышленности разрушены, связи с традиционными партнерами разорваны, стране навязан неподъемный груз долгов. Страной полностью управляют международные кредиторы и стоящие за ними транснациональные корпорации. И, все это – лишь за два года. Команда «реформаторов» Украины может идти на «заслуженный» отдых.