11 инициалов и Баратынский

Елена Шувалова
   
Чудо-сказка "Конёк-Горбунок". Ч.1. Посвящённые.Гл.2.

   Что же заключено в этой замечательной цифре - "11", как и в другой - не менее замечательной - "5"? Зачем А.Н. Толстому в своём "Буратино" на эти цифры намекать, а скульптору С.Д. Лебедевой лепить именно 11 фигурок сказки "Конёк-Горбунок"?


    Позвольте вам напомнить, что осенью 1830 года в Болдине Александр Сергеевич Пушкин - среди многих других произведений, - создал цикл из ПЯТИ повестей, - которые впоследствии стали называться "Повести Белкина". Впоследствии же - летом 1831 года, Пушкин напишет к ним Предисловие, в примечаниях которого укажет ОДИННАДЦАТЬ инициалов тех лиц, которые - якобы - рассказали повести И.П. Белкину и с чьих слов он их записал.
   Это будет летом 1831, - а в декабре 1830, - когда ещё не было 11 инициалов - Александр Сергеевич  пишет П.А. Плетнёву: "Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржёт и бьётся..." / Пушкин А. С. Письмо Плетнёву П. А., 9 декабря 1830 г., Москва.

   Все исследователи, разбирающие это письмо, удивляются тому, что Евгений Абрамович Баратынский ржал и бился над такими невесёлыми повестями. Никто не мог понять, что он в них нашёл весёлого! И все старались это весёлое во что бы то ни стало найти и оправдать поведение Евгения Абрамовича.

   А вот мы никак не можем  представить себе такого Баратынского, с таким темпераментом и с такой детской весёлостью... Баратынский - он ведь меланхоличный, печальный, и вообще несколько "заторможенный", - после тяжёлого царского наказания за детскую ещё по сути шалость...* (*См. "Биографию" Е.А. Баратынского).

   Так откровенно веселиться, - даже и вдохновлённый Пушкиным, - этот поэт вряд ли был способен... Как говаривал К.С. Станиславский: "не верю!"

    К тому же - да точно ли Баратынский был в это время в Москве?.. Что-то не можем мы найти подробной Летописи жизни этого поэта; никак его не переведут в "первостепенные"... Но даже если и точно был, и точно они с Пушкиным встретились, и Александр Сергеевич действительно читал ему свои новые повести, не верим мы, что он "ржал и бился" - не верим, - и всё!

    И Плетнёв не верил. Но Пётр Александрович - полагаем, - в отличие от нас, понимал, к чему здесь указан Баратынский, и что этот приятель Пушкина мог делать, а что ну никак не мог!

   Но - зачем же Александр Сергеевич так написал?..

   Во-первых,- думаем, - надо обратить внимание на указание: "весьма секретно", - которым поэт предваряет сообщение о новых повестях. Этим "весьма секретно" Пушкин и говорит Плетнёву: "включай соображалку!".

   Во-вторых, - полагаем, - что Плетнёв, - благодаря предупреждению, - догадался, что сам Евгений Абрамович здесь не присутствует, а присутствует лишь его фамилия. И фамилия эта должна что-то ему сказать...

   То есть, Пушкин Плетнёву, - как Борман - Штирлицу, - дал "информацию к размышлению".

    И что должна была сообщить Плетнёву фамилия "Баратынский"?

   Мы считаем, что она должна была сообщить ему цифру "11", - поскольку в ней ровно столько букв.

И что сказала ему цифра "11"?

   А цифра "11" должна была сказать - на наш взгляд, -- что Пушкин предпринял инициацию, - то есть, Посвящение. Что он перерождается, переходит на другую ступень.

  Кстати, через шесть дней после женитьбы, 24 февраля 1831 года, Пушкин пишет Плетнёву: "Я  женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для  меня  так ново, что, кажется,  я   п е р е р о д и л с я." (Разрядка моя. Е.Ш.)

   Пушкин лукавит: он переродился не благодаря счастью, - весьма туманному, зыбкому, - с этой юной красавицей Натали Гончаровой...

    Он перерождался в жаркой работе, если не сказать - битве - холерной осени 1830 года, замкнувшей его в Болдине.

   Там он совлекал с себя "ветхого человека". Он бился со Смертью. С собой-смертным.

    "Документ", свидетельствующий об этом - "Повести Белкина".



  P.S.  А "ржал и бился", - конечно, - сам Пушкин, - перерождённый, освобождённый от прежнего себя, победивший своего "Иавока".


P.P.S. Кстати, знаете ли вы, что это за слово - "весьма", употреблённое Пушкиным в письме к Плетнёву?

Весьма - нар., др.-русск., ст.-слав. вьсьма , ; от весь.

Синонимы: до смерти, до чрезвычайности, дьявольски, жутко, крайне, очень, сильно, смертельно, страшно, ужасно, чертовски, чрезвычайно.

Вот тебе и на! "Чрезвычайно, до смерти" секретно!..