Яркий Рыжий с красным носом

Борис Гольдин
     -К нам приехал на гастроли сам Олег Попов,-сказал Яша,-эта новость быстро разлетелась по Рязани.Поэтому и билеты было трудно достать. Но не волнуйтесь, на работе взял и для вас.

    - Спасибо!Все идем в цирк.

      Сборы были недолгими. Наш друг Яша,у которого мы остановились, даже отпросился с работы.

     Клоун в цирке каждый вечер.
     Сколько радости от встречи –
     Балагурит и хохочет,
     Рассмешит, кого захочет.
     Яркий Рыжий с красным носом.
     Задает он всем вопросы...
      Т.Графчикова

      Старшему сыну было 14 лет, а младшему только шесть. Но с первых же минут на арене цирка веселый рыжий клоун увлек всех, в том числе и меня. Думал,что клоуны только детей  могут рассмешить! Мы с Яшей смеялись, как дети...

    - Жалко собачку,-чуть не плакал младший сын.

      В это время на арене цирка  Олег Попов разливал из бутылки “водку” по кружкам...  на двоих:  себе и  белой болонке.

    - Вот сейчас и выпьем!

      Под веселую музыку дружно выпили и ... четвероногий компаньон упал и вытянул ноги.За ним и клоун. Все ахнули.Все. Конец.

      Костик по-прежнему переживал.

    - Это только артисты. С ней все в порядке. Клоун  не может  же каждый вечер приводить новую собачку и покупать водку, но мои доводы не помогали.

      Старший  сын Юра пробовал его успокоить. Не получилось. Мне стало жалко ребенка.

      В антракте я написал Олегу Попову записку,что хотел бы с ним встретиться. Передал петицию через работника арены.

      Вскоре получил ответ:

    - Жду вас.

      Представление закончилось.

     -Мы с Яшей подождем вас у выхода,-сказал Юра.

      Когда зашли в небольшую комнатку,то Костик застыл  и  лицо его вытянулось. Он пальцем показал на маленькую белую болонку,которая рядом с ним бегала.

    - Она жива.Как хорошо.Она жива,- сказал он.

     -Она не может быть неживой,собачка мой ассистент и каждый вечер работает на арене,-сказал серьезно Олег Попов.

      Он достал полную бутылку, разлил на  двоих : себе и  на этот раз ...мне.

    - Знакомый дьякон привез настоящий самогон,-посмотрел на сына и добавил - только для меня.  Моя болонка пьет только воду.Но она дрессированная и тут же ложится  как-будто на арене...

      Сын улыбнулся и  стал играть с  «ассистентом».

    - Красивое имя Константин. Моего папу тоже так звали.

      Тут мы и представились друг другу.

    - Я журналист,можно задать несколько вопросов?

    - Почему бы и нет? Только еще по одной...

      Олег Константинович,расскажите о своем детстве.

    - Родился в подмосковной деревне,но вырос в Москве. Папа работал на Втором часовом заводе, и нам дали квартиру недалеко от Белорусского вокзала. Своё детство  вспоминаю не без грусти. Что скрывать, оно было нищим и голодным. В 1941-м  отца забрали и он в тюрьме умер. Мама вышла замуж, сменила фамилию, чтобы нас не преследовали.

      В первые дни войны папа ушел на фронт,а мы с мамой и братиком были эвакуированы из Киева, а Вам,наверное, пришлось из Москвы  уехать?

    - Думали, но остались у бабушки, в Подмосковье. Страдал от постоянного недоедания и часто болел. Однажды  заболел оспой, поднялась высокая температура, и чуть  не простился с жизнью. Соседка посоветовала дать мне молока с клубникой. Продукты удалось достать на последние деньги и пошел на поправку. До сих пор, когда на столе клубника, то с благодарностью вспоминаю маму.

      О чем тогда мечтали?

    - Время было тяжёлое, поэтому мечты были вполне земными: когда не было обуви и ходить приходилось в дырявых ботинках, я представлял, что стану сапожником, когда болела мама , хотел быть врачом. Тогда у меня была главная мечта: война закончится, и мы с мамой будем пить чай с сахаром, есть белый горчичный хлеб с маслом. Помню, ем кашу, а мама смотрит на меня и плачет. Это  только позже я  узнал,почему. Мама тоже была голодна, но отдавала свой обед мне...

      Меня в журналистику привел спорт. Что Вас привело в цирк?

    - Трудно поверить,что в цирк я попал случайно. Из-за... хлебной карточки. В 1943 году был учеником слесаря на полиграфическом комбинате  «Правда». На работе  получал  550 г хлеба. Вдруг узнаю, что в цирковой школе дают  на ...сто граммов  больше. Это  всё и решило!  И  ещё то,что был хорошим акробатом. В цирк сразу влюбился.  Чувство юмора у меня, скорее всего, от отца. Мама говорила, что он  был большим юмористом ..В 1950-м я окончил цирковое училище. Через год  попал  в труппу  Михаила Николаевича Румянцева. Вот уж кто был Великим клоуном!

      Думаю,что простым клоуном стать трудно.Как Вы стали «Солнечным клоуном»?

    - Прозвище «Солнечный клоун»  получил ,когда был на гастролях в Лондоне. Целыми днями стоял туман. После нашего выступления в газетах писали, что, дескать, приехал советский цирк, где выступает смешной рыжий клоун, очень напоминающий солнце на манеже. Вот так и прилипло: «Солнечный клоун».

      Мы тепло попрощались с Олегом Константиновичем.Сынишка вышел с улыбкой и  на прощание еще раз погладил болонку. Но Юра и Яша не улыбались.Уж очень долго  они  нас ождали.

      Но, посмотрев на счастливое личико Костика,тоже улыбнулись и задали ему один вопрос:

   -  Жива ли собачка Олега Попова?

      Собачонка громко лает.
      Голосок ее так чист.
      И душа костром пылает
      Это значит - я артист.
       В.Куприн

       В конце октября 2016 года Олекг Попов приехал в Ростов-на-Дону, где планировал дать 15 представлений.  2 ноября Олег Попов был на центральном ростовском рынке, планировал съездить на рыбалку, «поймать окуней» в местной речке Маныч. Вечером в гостиничном номере он сидел в кресле, смотрел телевизор. Примерно в 23 часа его жена зашла к нему в номер и увидела его лежащим на кресле с улыбкой. Вызвали скорую помощь, однако спасти великого клоуна не удалось.

      Когда-то скульптор Светлана Букке ходила с дочерью в цирк, чтобы показать ей Олега Попова. Теперь она стала автором памятника артисту. Ее Олег Попов — тот самый клоун с копной соломенных волос, в клетчатой кепке. Образ знакомый миллионам людей без преувеличения. Он сидит на скамейке, в руках — корзинка, а в ней — Лучик Солнца.  Рядом с клоуном сидит его верный пёс. Установить памятник Солнечному Клоуну у здания ростовского цирка предложил Эдгард Запашный.

      Памятник Олегу Попову был открыт 31 июля 2017 году. Ему исполнилось бы 87 лет.