В комсомоле

Мира Папкова
  Пионерское детство в четырнадцать лет кончалось.   Пора   вступать   в  комсомол.

  Мне комсомол  был  совершенно не  нужен. Подчиняться уставу организации, увеличив несвободу,   ставши  единицей  стада - какая
радость?

  Но   пришлось - требовалось
для поступления  в  институт.

  Комсомольский билет полагалось всегда
иметь  при  себе.  Я  уже  к этому возрасту
почти  научилась   не   задавать вопросов,
так  что  не  поинтересовалась:

- А зачем его надо всегда при себе иметь?

  Не дай бог потерять! Собиралось  судилище, обсуждались все недостатки, произносились высокие слова о верности идеалам кммунизма,
о любви (да - любовь вменялась в обязанность!)
к  родной  партии,  о  чувстве  ответственности
и  разгильдяйстве,  которым  обязательно воспользуются  враги  советского  народа.

  Я так понимала, что комсомольский билет представлял  большой  интерес  для  врагов...

  Как и все в классе, я билет при себе не носила,
а то бы непременно потеряла. И как всегда при тоталных  проверках,  о  них  предупреждали  заранее.  В  такой  день  билет  был  у  всех.

  На комсомльском собрании разбирался вопрос - а как быть на пляже?! Пока комсомолец плавает, билет-то вездесущие  враги как раз и сопрут!

  Дебаты  были  жаркими.  У  девочек  летние платья  без  карманов!  Постановили  пришить внутренний карман из бязи. Решили, что надо вдвоем  ходить  на пруд и купаться по очереди. Хотя  как  бы  и это не совсем можно - доверить сокровище  другу:  сегодня он друг, а завтра его завербуют  иностранные  спецслужбы.

  В  институт  я  поступила.  Исправно
отсиживала,  томясь,  институтские,
факультетские и групповые собрания.
 
  А тут и освоение целины началось, участвовать в   котором  мне  ничуть  не  хотелсь.   Я  скучала 
по  дому,  по  родителям,  а  тут - добровольно 
и с песнями - вместо летних каникул.

  Песни, правда, орали - молодо -зелено-весело.

  Везли нас в телячьих вагонах. Факультетские остроумцы на них мелом написали:

   Сердем прост, душою чист инженер-экономист!
    
   Наша сила - в наших плавках! -

в этом вагоне ехали металлурги.

   И  не  одна  я не хотела - но  нам  пояснили,  что это решение штаба  ВЛКСМ. А кто не поедет,  того
за  неподчинение   исключат  из  комсомола - вот она,  несвобода.  А затем  выгонят из института - человек  с таким моральным обликом недостоин звания советского инженера.

  Так  и  ездили два года подряд. Но - нет худа
без добра: сдружились между собой, окрепли
на физической работе;  меня даже наградили медалью "За освоение целинных и залежных земель" - я всегда работала добросовестно.

  Денег ни копейки не платили, работали за еду.