Мысли вокруг сказок

День Сказки
Литературные этюды. Мысли вокруг сказок
Михаил Шаргородский  http://www.proza.ru/2015/11/18/898

Попробовав писать сказку, я вдруг отчетливо понял, что её успех, или неуспех у слушателя, зависит далеко не полностью от содержания самой сказки.  Очень многое зависит от чтеца. Читать сказку, как пономарь читает псалом, эта пустая трата времени. Мой маленький опыт показал мне, что к рассказыванию, или читке сказки, надо готовиться, почти, как к театральному выступлению.

Если сказка предварительно не прочитана, и чтец не знает ее содержания, он не может правильно поддержать ее своими  голосовыми модуляциями, или мимикой.
Лучше всего, когда чтец входит в материал сказки, и вроде не читает, а рассказывает о событии, личным участником которого он как будто был. В крайнем случае. он может оставаться сопричастным, которого очень интересует течение событий и их исход.
Если по завершению чтения, удается еще, на какое то время сохранить ребенка в атмосфере сказки: додумать какие-то варианты, попробовать на себя померить судьбу героя - это самый лучший вариант, ибо мораль, без которой не бывает ни одной сказки, в этом случае наверняка лучше оседает в душе.

А ведь, никто не спорит с тем, что сказка один из достойных инструментов воспитания.   

Я хорошо помню, что когда мои дети были малы, я им часто крутил узкопленочные фильмы.
Там был один фильм про медведя. Вначале он на свободе гуляет. Нагуливает жир. К холодам залегает на зимнюю спячку. А по весне охотники его находят и убивают. Ребенок не хотел смотреть такой жестокий фильм.  Вначале он выходил из помещения, где крутилась лента, не дожидаясь конца. А потом придумал более разумный вариант. Давайте фильм крутить наоборот. Сначала медведя убивают, а потом он оживает, и ко всеобщему удовольствию прыгает, бегает.

Кстати он очень возражал, когда в конце сказки самых страшных злодеев убивают, То же относилось и к приключенческой литературе.  Он всегда предлагал  преступников не казнить, а перевоспитывать.
Не вдаваясь в далекие дебри психологии, я просто учитывал его жизненную позицию, когда вводил его в мир сказок.
К сожалению, я ни разу не уточнил, как сегодня, отец двоих детей-подростков, профессор математики, относится к подобным сказкам, или, что в тысячу раз важнее, к подобной действительности.

Мне всегда казалось, что наибольший интерес, и увлекательный, и познавательный, ребенок получает в том случае, если Вам удалось полностью переключить его из мира реальной действительности в особую атмосферу сказки.

При чтении сказки  крайне нежелательно прерываться, ибо этим Вы разрушаете тот особый мир, в который  пытаетесь ввести ребенка.
Более того, по моему глубокому убеждению, не следует прерываться, если возникли какие-то вопросы. Лучше дослушать до конца, а потом вопросы, обсуждения и т. д. Это и для понимания сказки лучше, и  во  взрослой жизни больше пригодится. Умение слушать, не перебивая - это огромный плюс в общении людей!

Мне думается, что не совсем хорошо читать несколько сказок подряд. Каждая последующая стирает с памяти предыдущую, и мы сами лишаем ребенка возможности немного подумать, сравнить с тем, как бы он поступил в аналогичной ситуации. Ну а если нам нужна сказка только, как снотворное, чтобы заткнуть какую-то дыру в  сознании  ребенка, пока он не уснул, то Вы заранее должны быть готовы к тому, что сказка для Вас не дополнительный воспитательный инструмент , а может даже и не средство, а всего-навсего «затычка».
Быть может и это иногда нужно, но с учетом дифференцированного подхода.

Сказка иногда может играть совершенно особую роль.
Моя мать скончалась в 101 год. Так вот последние годы она намертво отказывалась принимать пищу, пока ей не расскажешь одну сказку. Это была даже не сказка, а очень старая семейная быль. Когда начиналась сказка, она начинала что-то есть. Надо было точно рассчитать, чтобы сказка не кончилась раньше отмеренной дозы еды. А чтобы  что-то поправить не было вариантов.
Причем текст в одной и той же тональности, должен был рассказывать только я. В этом случае она начинала улыбаться и включалась в жизнь. Возможно здесь больше психологии, чем сказки.
Но я был очень благодарен сказке, ибо по нашему семейному убеждению, она продлила жизнь бабуле на 2-3 года.

Вероятно, есть много  моментов в жизни, когда следует благодарить сказку, но я упомяну только один.
Идет суровая война. Нас эвакуировали. Везде бомбежки. По вечерам нас загоняли в какой-то подвал. Темно. Сыро. Холодно. Голодно. Мы, все дети, сбивались в  угол и с нетерпением ждали пока придет один старый учитель, которого мы называли «Мистер сказка». Он рассказывал не столько сказки, а все, что он когда-то читал и помнил. Он уводил нас в другой мир, где не стреляют, растет трава, вволю дают хлеба. Мы слушали, затаив дыхание, а потом еще долго обсуждали, пока не засыпали.  Сейчас, много, много лет спустя, я часто думаю, что эти вечерние часы и их ожидание, помогали нам, детям войны, выдерживать трудные и полуголодные дни и не терять при этом облик детей человеческих.
Но это отвлечение. Лучше всего, чтобы в сознании ребенка, мир сказок сохранился, как особый светлый мир, где всегда царствует доброта, которая непременно победит любое зло.

Поэтому мне хочется пожелать всего наилучшего всем тем, кто сочиняет сказки. Тем кто их с душой рассказывает, или читает,  А самое главное, тем  маленьким слушателям, для которых все это и делается. А если мой скромный опыт кому то пригодится, я буду очень рад.

Да хранит Вас Господь!