Индия 2016. Бхимашанкар. Арамболь. Дели

Максим Антошин
Начать свое повествование об этой, нашей уже шестой поездке в Индию, я решил с пространного рассуждения о том, что все наши предыдущие путешествия в "страну махараджей и заклинателей змей" сильно отличались друг от друга, даже если мы ездили в одно и то же место, как, например, в Ковалам или в Бхимашанкар. Не явилось исключением из этого нехитрого правила и это наше путешествие. Количество и новизна впечатлений, многообразие увиденного и услышанного, широта спектра полученных эмоций, главным образом приятных, в этот раз были гораздо больше, глубже, сильнее чем во все прошлые наши поездки. Хотя, возможно, мне это кажется из-за свежести впечатлений.
Несколько омрачало весь этот фейерверк позитивных эмоций еще одно, немаловажное отличие нашего вояжа под названием "Индия 2016" ото всех предыдущих, которое оказалось в экономической плоскости.
Прежде всего следует сказать о билетах. В отличие от прошлых лет, вопреки моим ожиданиям, распродажи билетов в прекрасный город Нью Дели, в Аэрофлоте, по понятным причинам не было, за что им отдельное "спасибо". Я нервно ждал до середины ноября и, так и не дождавшись вожделенной распродажи, купил билеты по сказочно высокой цене.
Позже я не без сожаления узнал, что можно было лететь с "Air India", у которых были дешевые билеты и вылеты из удобного для нас Домодедово.
Однако на этом пресловутая экономическая "составляющая" не закончилась. Когда пришла пора покупать "зелень", в аккурат к середине декабря грянул очередной "обвал" нашей национальной валюты. Мы задорого купили 1200 делларов, которых, конечно, оказалось недостаточно, и где-то в середине нашего срока пребывания в Индии нам пришлось снимать деньги с карточек по самому невыгодному курсу. Наконец, помимо всего перечисленного, я допустил несколько незначительных ошибок при планировании путешествия, повлекших за собой не совсем оправданные расходым.
Если же абстрагироваться ото всех перечисленных выше печальных фактов, то в целом же наше путешествие определенно удалось. Впечатления, о которых я уже говорил выше, остались яркие, порой даже слишком. Однако, все по порядку.
Итак, наш общий план был таков: 3 января мы вылетали в Дели, ночевали в гостинице на Мэйн Базаре и рано утром продолжали свой путь в Пуну, откуда на машине присланной мистером Патилом, направлялись в Бхимашанкар, в "Блю мормон ресорт," где проходил десятидневный семинар Сергея Угрюмова по йоге Айенгара. После семинара мы летели в штат Гоа, чтобы провести на шесть дней в Арамболе, а затем возвращались в Дели и через сутки вылетали в Москву.
Точно в соответствии с этим планом, солнечным утром третьего января 2016 года по легкому морозцу, мы сначала на метро, а затем на "Аэроэкспрессе" выдвинулись в сторону аэропорта Шереметьево.
В предвкушении почти трех недель в Индии мое настроение было просто прекрасным! Жалко, что такие приятные моменты случаются нечасто. Это как пятница в конце тяжелой трудовой недели, только в 1000 раз сильнее!
Сидя в самолете, я с томительным замиранием сердца следил за дисплеем встроенным в спинку кресла спереди, демонстрирующем, как наш самолет медленно но неуклонно приближался к столице Индии.
Дели встретил нас невыгодным курсом рупии в аэропорту, ледяным ветерком с легим туманом, жадными и слегка злобными таксистами, словом всем тем, что до боли знакомо и уже почти привычно.
Планировалось, что в Дели мы проведем ночь и рано утром отправимся в "Доместик", чтобы продолжить свой путь, поэтому я забронировал номер в гостинице с по индийски претенциозным названием "AllIzWell" на Мэйн базаре, рекомендованной нам в прошлый приезд таксистом, который возил нас в Агру.
После долгой отвычки Мэйн базар воспринялся с большим трудом. Кучи мусора и грязь на улице как-то подзабылись за два года, прошедших с нашей прошлой поездки.
Ресепшионисты еще не спали, и мы по индийским меркам быстро заселились в номер, заплатив при этом на триста рупий больше, чем обещал нам Booking.
Гостиница оказалась неплохой, в том смысле, что опять же, по индийским меркам номер был чистым, горячая вода присутствовала, наличествовали WiFi и телевизор.
Лене номер в целом понравился, хотя, на мой взгляд он не многим превосходил подобные номера в находящемся неподалеку бюджетном "Шелтоне". Свежесть белья и полотенец была явно не первой, что тоже вполне типично.
Курс рупии в гостинице оказался гораздо лучше, чем в аэропорте, и я поменял еще 200 долларов.
Наскоро перекусив тем, что мы привезли с собой из Москвы, мы легли спать. Спалось, во всяком случае мне, плохо. Я долго не мог уснуть, вслушиваясь в загадочные звуки ночного Мэйн базара.
Встали мы рано, в половине шестого, быстро собрались и по еще темным улицам Дели на такси отправились в аэропорт.
Подводя краткие итоги этого этапа нашего путешествия, следует сказать, что траты, которые мы здесь произвели, а это 2300 рупий за гостиницу и 1000 за такси в оба конца, можно было совершенно спокойно не совершать, а провести 8 часов до нашего самолета в "Доместике", как, собственно, и сделали некоторые участники нашего семинара. Еще можно было приехать на тот же Мэйн базар на метро, тем самым сэкономив на такси.
По правде сказать, изучить делийский метрополитен перед поездкой не было времени, и мы по старинке воспользовались знакомым индийским сервисом "препэйд такси".
Кроме того, когда мы вернулись в Дели уже из Гоа, везший нас таксист сказал, что неподалеку от аэропорта есть недорогие гостиницы, как раз расположенные вблизи станции метро.
Хорошо знакомый нам по предыдущим приездам в Индию, делийский "доместик" практически не изменился. Пройдя регистрацию и как обычно длительную процедуру досмотра, мы направились в зону, где располагались различные кафе и традиционно взяли по масала-досе. Это прекрасное южноиндийское блюдо оказалось как нельзя кстати, поскольку с одной стороны оно удовлетворило наш успевший возникнуть к тому моменту нешуточный голод, с другой - способствовало нашему "переключению" с московской волны на индийскую. Нужно сказать, что переключение прошло вполне успешно, во всяком случае, у меня.
В Пуну мы прилетели с небольшим опозданием, примерно в 10 часов утра.
Накануне нашего отправления в Индию мне написала Юля. Она сообщила, что они с Дашей должны были прилететь в Пуну на три часа позже нас, и попросила нас подождать их, чтобы мы все вместе отправились в Бхимашанкар.
Получив багаж, мы расположились на улице, на небольшой ступеньке, тянущейся вдоль огромных окон аэровокзала вблизи выхода из зоны прилета и стали ждать. В Пуне было гораздо теплее, чем в Дели, и мы сняли не только зимнюю одежду, но и флиски, а также сменили зимнюю обувь на летнюю.
Делать было нечего, предприятие быстрого питания, в котором раньше продавали вкусную масала досу и прочий индийский фастфуд, не работало, и мы, выпив растворимого кофе с молоком из находившегося тут же миникафе, стали расслаблено наблюдать за тем, что происходило вокруг. И вскоре стали свидетелями небольшой любопытной сценки.
Примерно через час с начала нашего сидения, в поле зрения появилась живописная компания, состоявшая из мужчины лет пятидесяти пяти в цвета куркумы пижонском пиджаке в крупную клетку, узких черных брючках и до блеска начищенных остроносых туфлях, статной молодой девушки в шикарном бледно-розовом шелковом сари и осанистого полного усатого мужчины в белом костюме. Эта компания кого-то ожидала и явным образом томилась от этого ожидания, что выражалось в их немного нервных и я бы сказал, хаотичных перемещениях. Прошло не меньше часа, в течение которого эта компания то появлялась, то исчезала из нашего поля зрения.
Наконец, после очередного объявления вся компания ринулась к выходу и застыла а напряженном нетерпении. Через несколько минут в потоке пассажиров появился пожилой сухенький мужчина в скромном сером костюме и с тонким портфельчиком в руке. Завидев его, мужчина в желтом пиджаке выхватил цветы из рук девушки, сунул их в руки прилетевшему пожилому мужчине и в знак почтения подобострастно коснулся обеими руками его стоп, как мне показалось, несколько смутив вновь прибывшего. Похожую, но менее пафосную процедуру провели и с его спутником. Затем все мужчины сели в роскошный черный BMW, девушка - в маленькую белую "Тату" и вся компания стремительно удалилась.
Через некоторое время наше ожидание стало томительным, и Лена пошла посмотреть, нет ли среди встречающих тех, кто должен был встречать и нас. И действительно, напротив зоны прилета находились двое молодых людей с соответствующей табличкой, с которыми мы незамедлительно наладили контакт.
Вскоре прилетели Даша и Юля, как оказалось, из Гоа, и мы отправились в путь.
Дорога до Бхимашанкара, как мне показалось, заметно изменилась. Она стала намного чище, а вокруг нее возникло множество новых зданий. При этом сама Пуна стала еще более многолюдной и загазованной, чем была.
Мы миновали несколько смутно знакомых пестрых городков, бурно кипящих необузданной рыночной стихией, и дорога стала забирать круто в горы. Порой подъем был настолько крутым, что у нас, как в самолете "закладывало" уши.
За разговором дорога пролетела быстро, однако в Бхимашанкар, точнее сказать в "Блю Мормон ресорт", мы приехали, когда уже совсем стемнело. К моей огромной радости ужин уже ждал нас, и мы незамедлительно и с большим удовольствием приступили к нему.
При заселении Лена выразила желание провести 10 дней семинара в том находящемся на самом краю ресорта коттедже, в котором мы жили в свой первый приезд в Бхимашанкар. Выяснилось, однако, что именно этот домик надолго забронирован, и нас поселили в похожий домик, расположенный немного ближе.
В нашем коттедже было два "номера", каждый со своим автономным входом. Изнутри "номера" представляет собой одну большую комнату с высоким потолком, вырезанным из общего пространства квадратом санузла и небольшим закутком "кухни", оснащенной столом и раковиной с краном, почему-то без каких-либо приспособлений для приготовления пищи и даже без электрической розетки. В комнате присутствовали пластиковый стол, 2 стула и 3 плоских жестких кровати, сваренных их стального уголка, с относительно чистыми простынями и хорошими флисовыми одеялами, а также прибитые к стенам 2 вешалки, причем одна из них была почему-то прибита "вверх ногами", и с нее постоянно всё сваливалось.
Нужно сказать, что для проведения семинаров "Блю Мормон ресорт" является практически идеальным местом, ввиду того, что здесь полностью отсутствуют такие отвлекающие факторы, как море, дискотеки, кафе с неполезной для йогов пищей, большое количество людей и тому подобное. Зато здесь в избытке присутствуют полезные для йогов тишина, чистый воздух, прекрасные пейзажи, а также трудноописуемые энергетические вибрации этого прекрасного места.
Следующим утром мы влились в дружный коллектив семинаристов, которые уже практиковали под чутким руководством Сергея один день.
Забегая вперед, следует сказать, что семинар был просто замечательным. Атмосфера была теплой и дружеской, отчасти благодаря тому, что многие знали друг друга не один год, однако в наибольшей степени благодаря Сергею, задававшему общий тон.
Распорядок дня на семинаре был подстать месту, вполне аскетический: день начинался рано утром, в 7 часов утра с пения желающими мантр в находящемся на небольшом отдалении храме богини Дурги . В 8 часов, чай и в 8:30 - 3 часа асан. Вслед за асанами, практически сразу, плотный и вкусный обед, после которого - свободное время до 16:00.
В это время большинство наших совершало длительные прогулки по окрестностям ресорта в разных группах и разных форматах.
Например, мы с Леной ходили преимущественно по дорогам, однако были среди нас те, кто предпочитал прогулки по пересеченной местности: руслам рек, горам и пр.
В 16:00 - чай, и после него - Юлино занятие, а сразу за ним - пранаяма. Затем, приблизительно в 20:00 - ужин, после которого многие шли на прогулку. По окончании прогулки мы с Леной практически сразу шли к себе и, после недолгого чтения, ложились спать. Остальные участники семинара реализовывали различные развлекательные программы, как говорится, "по интересам".
Кормили в этом году в "Блю Мормоне" просто прекрасно. Всё было замечательно вкусным и, на мой взгляд, еще и полезным. Как минимум, вся еда была очень легкой, и те, кто хотел похудеть, похудели. Участники нашего семинара говорили, что повара разные, но я видел только одного - невысокого, как мне показалось, застенчивого молодого человека.
Я несколько раз подходил к нему, чтобы поблагодарить за отменную пищу и говорил ему на хинди, что она "bahut mazidar", то есть очень вкусная.
Практически вся еда была традиционной индийской с небольшими добавлениями салатов, хотя, возможно, салаты тоже были традиционными. Устроено всё было так, как обычно. Подогреваемые металлические емкости с различными супами и "соусами", рис, что-нибудь сладкое, лепешки, чай.
Я уже описывал подробно в тексте про одну из наших предыдущих поездок в Бхимашанкар местную еду и способы её употребления, однако для тех кто не читал, повторюсь. Итак, в самом начале стола располагаются "приборы" - металлические плоские тарелки, больше похожие на круглые подносы, небольшие, также металлические "пиалы", ложки, вилки. Здесь нужно взять одну тарелку и поставить на неё 4-5 пиал. Дальше на столе стоит емкость с салатом на индийский манер (с йогуртом) и, в небольшой емкости, чатни (очень острая) - своего рода приправа. Салат и чатни лучше положить в "пиалу". Затем следует непосредственно еда в металличесих ёмкостях, напоминающих небольшие хромированные тазики на ножках со спиртовками снизу для подогрева. В начале находятся различные "вторые блюда". Обычно это рагу из овощей такого типа, как матар алу таркари, матар панир, панир баттер масала и тому подобного. Чаще всего, это два блюда одно из которых бывает острым. Затем идут супы - 1 или 2. Обычно это дал фрай или самбар. После супа - что-то сладкое. Сладкое я особенно не ел, а потому названиями не интересовался. За сладким идут лепешки, которых было два вида: сухие - чапати (очень вкусные) и что-то наподобие блинов, только более плотных - роти. Наконец, в конце стола, в емкостях с краником, наподобие тех, в которых различают чай в наших столовых, - масала чай и "блэк ти", который по сути черным не является. Там же сахар и "мед".
Употреблять всё это следует в точности в том порядке, в котором всё расставлено, хотя, впрочем, нам об этом никто не говорил, и многие семинаристы данный порядок не соблюдали, очевидно, не подозревая о его существовании.
Нужно сказать, что меня неоднократно посещала мысль, что всю индийскую еду когда-то придумала команда супердиетологов и каким-то образом декретировала её.
В отличие от наших прошлых приездов, погода на этот раз была просто замечательной! Всё время было тепло. Пямятуя о бхимашанкарских вечерних холодах, мы с Леной взяли с собой тёплые вещи, занявшие довольно много места в багаже, однако воспользоваться ими нам пришлось лишь в Дели на обратном пути.
Особенной жары тоже не было. Всё время дул прохладный ветерок, наличие которого было как нельзя кстати во время дневных прогулок.
В пруду вода все-таки была холодноватой, и хотя многие с удовольствием купались, долго в воде просидеть было сложно. То же самое и с загаром - долго загорать было не очень хорошо из-за того, что после длительного пребывания на солнце было тяжело заниматься. Тем не менее мы все-таки немного загорели в качестве "разминки" перед Гоа.
Традиционно в программу таких семинаров входит посещение Института йоги в Пуне. Дополнительным стимулом поездки для большинства из нас, была необходимость поменять деньги для оплаты проживания и питания. Мистер Патил, правда, мог взять и в долларах, но, по словам Юли, курс у него был своеобразным, и народ решил не рисковать.
В Пуне было жарко и шумно, воздух был тяжел и загрязнен, на улицах - огромное количество разнообразного транспорта.
Первым делом мы направились менять деньги в находящуюся неподалеку от Института гостиницу. Курс в гостинице оказался невыгодным, но деваться было некуда, и мы расстались со своей "зеленью".
Перед посещением Института мы уже по привычке зашли в находящийся неподалеку огромный торговый центр, где на верхнем этаже располагалось множество заведений общепита. Масала доса и ананасовый фрэш оказались как нельзя кстати. Сделав покупки, мы отправились в Институт.
Пройдя через знаменитые ворота со знаком "ОМ" на них, мы миновали стену с барельефами Гуруджи в асанах и оказались в знакомом внутреннем дворе Института. Никаких встреч не намечалось, и наша дружная группа без каких-либо задержек вошла внутрь и по крутым лестницам направилась на крышу.
Когда мы проходили мимо нижнего зала, там готовилось к занятию, которое вот-вот должно было начаться, большое количество явно нерусских бледнолицых братьев, о чем я заключил глядя на то, как и с какими улыбками они приветствуют друг друга. Отдельные их представители наградили нас такой силы взглядами, что для их характеристики явно недостаточно народное выражения "смотрит как мышь на крупу".
В Институте мы приобрели внушительное количество различных мелких пропсов, а также стали счастливыми владельцами фирменных футболок и свитшотов.
Затрудняюсь сказать, что почувствовали наши коллеги по семинару, но мне показалось, что без Гуруджи в Институте стало как-то совсем иначе.
После посещения Института наша группа отправилась пешком куда-то по улице и остановилась на небольшом торговом "пятачке", где были сделаны мелкие покупки. Затем приехал наш автобус, и мы поехали в "Блю Мормон".
Помимо поездки в Пуну, также традиционно в программу семинара входит пуджа в знаменитом на всю Индию храме Шивы в Бхимашанкаре. В этом храме находится один из двенадцати самопроявленных джйотирлингамов, чем и объясняется непрерывный поток паломников сюда.
Что такое джйотирлингам разъясняет Тобиас Коул в свой книге "Джйотир лингам - свет души", приводя следующую легенду: однажды Брахма и Вишну вступили в дискуссию о том, кто из них является самым могущественным из богов. Брахма, который создал вселенную, не без оснований считал, что это он. Вишну же, напротив, полагал, что только он способен поддерживать всё в надлежащем состоянии, а потому право первенства принадлежит ему. В разгар их дискуссии появился яркий столп света без начала и без конца. Тогда Вишну отправился в одну сторону, чтобы найти его конец или начало, а Брахма - в другую. Прошла целая вечность, но боги так и не достигли своей цели и в изнеможении простерлись перед столпом света. Тогда вышедший из этого столпа Шива благословил их, чтобы они признали в нем бесконечное пространство света (джйоти).
Каждый из двенадцати джйотирлигамив соответствует одному знаку зодиака или, в индийской тадиции, накшатре.
Нужно сказать, что внешне любой джйотирлингам ничем не отличается от обычного шивалингама, однако, согласно верованиям индуистов, продвинутый духовно человек видит джйотирлингам как столп саета, пронизывающий землю и воздух.
Касательно Бхимашанкара существует еще одна история, которая содержится в Махашивапуранах. Разные авторы приводят разные её версии, однако, если не вдаваться в подробности, общий смысл её примерно таков: Бхимасур - сын асуры Каркати и брата царя Ланки Раваны Кумбхакарны, убитого Рамой во время войны на Ланке, описанной в Рамаяне, с малых лет предавался аскезе, медитируя на господа Брахму. Его целью было получить от Брахмы благословения и силы для того, чтобы отомстить за отца. Когда же аскеза Бхимасура закончилась, перед ним явился Брахма и дал, те благословения, которые просил у него асур, предупредив при этом, что с помощью полученых сил Бхимасур может завоевать все три мира, но он ни в коем случае не должен обращать эти силы против преданных господа Шивы.
Бхимасур не замедлил воспользоваться полученным благословением и завоевал все три мира, и в том числе царство преданного Шиве царя Судакшины, которого он заточил в тюрьму.
Однажды асур нашёл царя в позе медитации перед партхива-лингамом (лингам из земли). Он тут же разгневался, поскольку царь не встал и не простёрся перед ним. В приступе гнева Бхимасур выхватил меч захотел обезглавить царя. Тогда Шива явился из партхива-лингама и обратил асура в пепел огнём своего третьего глаза.
Судакшина стал молить Шиву остаться, и Махадев милостиво согласился. Он вошел обратно в партхива-лингам, вокруг которого и был впоследствии воздвигнут известный храм.
Что же касается названия Бхимашанкар, то относительно него также существует несколько версий. Согласно первой, Шива известен как Бхимашанкара, поскольку Он - Шанкара (благотворный), пребывающий на берегу реки Бхимы. В соответствии со второй, мы можем рассматривать Бхимашанкару как того, кто убил демона Бхиму. Наконец, в соответствии с третьей версией, Шива даровал демону Бхиме благостный дар спасения, и поэтому Он (Шива-лингам) - Бхимашанкара.
В день пужди не было утреннего занятия, и все с утра пришли на завтрак. После завтрака мы собрались на крыльце главного здания и стали ждать прибытия машин.
Сначала как обычно, что-то не ладилось, и старт нашей поездки несколько раз переносился, однако, в итоге выехали мы почти вовремя.
Машины, которые приехали за нами, напоминали английские военные джипы времен Второй мировой войны и были неудобными и жесткими. К тому же их металлические крыши были низкими, что создавало опасность получения травмы головы во время тряски. Из -за этого обстоятельства я ехал всю дорогу до места назначения лежа, разумеется настолько, насколько позволяло тесное пространство машины.
Со времени нашего прошлого приезда Бхимашанкар заметно изменился. Небольшую площадь, где парковались машины паломников и автобусы заасфальтировали. Там где раньше был безобразный вонючий туалет, построили некое подобие автовокзала с билетными кассами и длинными полукруглыми скамьями.
Мы выбрались из машин и пошли по уже хорошо знакомой обрамленной неровной чередой разнообразных построек торговой улочке, ведущей к Храму. Миновав широкую длинную гранитную лестницу, мы купили подношения, разулись и направились в своего рода "зал ожидания" храма, расположенный непосредственно перед входом в алтарную часть.
Сам храм я уже подробно описывал в тексте про поездку в 2009 году, однако для тех, кто не читал, позволю себе себя же и процитировать, немного отредактировав оригинальный текст.
Итак, сам храм вызывает совершенно отчетливые ассоциации с космическим кораблем вполне современного дизайна из какого-нибудь фантастического фильма. Верхняя его часть, или «купол», сложена из каменных блоков довольно большого размера, которые были обработаны на месте целиком каким-то неведомым инструментом, собственно и придавшим ему затейливую ракетообразную форму. Впрочем, я плохо знаком с древними технологиями. Возможно, все было совсем не так. Если же говорить серьезно, то своей «ракетообразностью» храм обязан архитектурному стилю Нагара, в котором он построен.
И сам «купол», и то, что находится ниже, щедро украшено замечательнейшими скульптурами, "по месту" вырезанными из камня.
К алтарной части храма явно позже была пристроена прямоугольной формы часть, в которой люди ожидали своей очереди. По архитектуре пристройка сильно отличается от центральной части, но, также как и купол, выглядит древней.
Мы уселись на гранитном полу и стали ждать нашей очереди. Обстановка в храме была в целом дружественной и оживленной.
На полу, неподалеку от нас, расположилась большая индийская семья с детьми, бабушками и дедушками, деверями, шуринами племянниками и пр. Ребятишки затеяли фотографирование с помощью различных гаджетов, обращая их объективы преимущественно в нашу сторону. Я позвал наиболее активных пацанов, чтобы они сели рядом с нами, и нас сфотографировали.
Постепенно подошла наша очередь. Собственно сама процедура пуджи, как того и следовало ожидать, с прошлых разов, ничуть не изменилась. Мы прошли мимо небольшой каменной скульптуры быка Нанди в алтарную часть храма, спустившись по нескольким основательно стертым ногами верующих гранитным ступенькам и расположились вокруг шивалингама. Ввиду того, что всё происходило быстро, большинство село в ваджрасану.
И пуджа началась. Брамин громко и торопливо читал мантры, большая часть которых была нам хорошо знакома. Нам он подавал команды на хинди, часть которых я понимал и по-возможности переводил, однако мой перевод терялся в общем шуме.
По команде брамина мы обмывали шивалингам молоком, кефиром, поливали водой, посыпали рисом, белым порошком, которым мы, уже ближе к концу, и нанесли на свои лбы три шиваитских полосы.
После пуджи мы зашли в еще одно культовое помещение, где горит огонь на протяжении тысячи лет. Там за небольшую плату брамин завязывал на запястья веревочки, которые означали, что мы приняли участие в пудже.
После этого вся наша компания отправилась в обратном направлении. Часть наших пошла пить масала чай в одно из находящихся поблизости кафе, часть - в находящийся там же храм богини Дурги, где, судя по доносившимся оттуда звукам, шла служба. Туда же направился и я.
В большом зале, пристроенном к алтарной части, находилось около ста женщин, преимущественно пожилого возраста. Они сидели на полу ровными рядами, лицами, обращенными к центральной части зала, а в руках у них были внушительного размера книги. В дальней от входа части зала находилось несколько пожилых мужчин. Один из них пел в микрофон незнакомые мне мантры, а женщины в зале хором повторяли за ним.
Сопровождаемые любопытными взглядами, мы прошли в алтарную часть, где было прохладно и темно.
Еще через некоторое время мы отправились к парковке, где сели в машины и поехали в "Блю Мормон".
Завершающим пунктом нашей культурной программы стало выступление местных музыкантов, о которых я был весьма наслышан, но которых до этого ни разу не видел и не слышал. Их выступление, как часто бывает в таких случаях, несколько раз переносилось. Наконец, в самый последний день семинара, стало известно, что музыканты прибыли.
Сразу после ужина мы отправились на лужайку, на которой нам накрывали стол днём. Там уже ярко горел костёр, а около костра расположилась группа из пяти человек, одетых в белые костюмы и белые же пилотки.
Из музыкальных инструментов у них были: двусторонний барабан, какой-то струнный инструмент с одной струной, маленькие тарелочки, как у кришнаитов, погремушка.
Когда все собрались, музыканты начали свое выступление. Репертуар их составляли преимущественно бхаджаны, которые были весьма однообразными, поэтому после третьего номера мы с Леной отправились спать.
Наш семинар закончился неожиданно, даже как мне показалось в какой-то момент, преждевременно.
Сергей в ночь уехал в аэропорт к утреннему рейсу в Ченнай, чтобы оттуда отправиться в Город Зари Ауровиль. А на другой день, рано утром, часть семинаристов в составе семи человек, включая меня с Леной, на джипе отправилась в аэропорт Пуны. Трое из нас (я, Лена и примкнувшая к нам Маша) летели в Гоа, остальные (Олеся, Таня, Марина и Валера) - в Дели, чтобы оттуда продолжить свой путь на Родину.
Тепло попрощавшись у входа в аэропорт, мы разделились на соответствующие группы и стали ждать регистрации и посадки. Приехали мы с хорошим запасом, а потому ожидание наше было длительным.
В Гоа мы летели на небольшом турбовинтовом самолете. Полет наш проходил на небольшой высоте и длился недолго, что особенно порадовало.
В Арамболе нас ждал гестхаус с замечательным названием "Noname", который я забронировал еще будучи в Москве через "Booking".
Первым приятным фактом, связанным с этим "гестом", явилось то, что через день после подтверждения брони мне пришло письмо от управляющего Алекса, в котором он спрашивал, нужно ли нам такси. Получив мой утвердительный ответ с данными рейса, он сообщил, что такси будет вовремя, что в целом улучшило моё эмоциональное состояние. Точно в соответствии с обещанием Алекса, у выхода из зоны прилета нас ждал симпатичный молодой человек по имени Анжело с табличкой, на которой крупными русскими буквами были написаны мои имя и фамилия.
Погрузившись в белую миниатюрную машинку индийского производства, мы двинулись в путь, и перед нами поплыли живописные гоанские пейзажи, которые, следует заметить, коренным образом отличающиеся от того, что мы наблюдали в Махараштре, в том смысле, что всё производило гораздо более позитивное впечатление. Если же сравнивать с нашим прошлым приездом сюда, который случился пять лет назад, штат Гоа сильно изменился. Повсюду было большое количество новых домов вполне современной архитектуры. Строились новые дорожные развязки.
Наш путь неожиданно оказался длиннее, чем я ожидал. Либо водитель избрал не самую короткую дорогу, либо я основательно подзабыл местные дорожные реалии.
Через некоторое время, после очередного моста нам стали попадаться бледнолицые братья на байках и скутерах, и по мере нашего приближения к Арамболю, их количество неуклонно увеличивалось. А еще через какое-то время стали попадаться уже пешие белые. Когда же на дороге стали встречаться фрики и девицы в шортах, фасон которых граничил с приличием, я понял что мы въехали в Арамболь.
Гесхаус Noname оказался большим четырехэтажным зданием с крутой узкой лестницей. Нас встретил вежливый улыбчивый парень в круглых как у кота Базилио, очках по имени Саша, и мы направились в наш расположенный на третьем этаже номер, в котором мы и провели шесть незабываемых гоанских дней.
Прямо с порога этот номер произвел на нас самое благоприятное впечатление. Прежде всего, своей чистотой! По индийским меркам это просто "люкс".. Номер небольшой, с чистыми свежевыкрашенными стенами, стильной картинкой, высокой кроватью, под которую вполне входили наши чемоданы, несколькими нишами вместо шкафов - всё производило весьма приятное впечатление. В качестве бонуса в нашем номере присутствовала ещё и кухня, что существенно добавило удобства в наш быт.
Мы проводили Сашу, и незамедлительно приступили к распаковке нашего багажа.
Ввиду того, что дорога в итоге заняла много времени, всё, что мы успели сделать в этот день, это поужинать и прогуляться по пляжу.
Уже практически на закате, мы направились в сторону Мандрема и, пройдя метров триста, в буквальном смысле этого слова, окунулись в пёстрый многоголосый людской водоворот. Народу на пляже оказалось неожиданно много, при этом весь он был, своеобразным, или, точнее сказать, специфическим. После длительной отвычки арамбольская публика произвела на нас глубокое впечатление.
Наиболее заметны на общем фоне гоанские фрики, преимущественно русскоязычные. Их количество существенно увеличилось, и это несмотря на курс доллара.
Фрики, которых нам довелось лицезреть стали ещё фриковее, или фриковатее в том смысле, что степень их отличия от остальной публики возросла ощутимо. Чему в немалой степени способствовали дрэды, бритые виски, каке-то немыслимые наряды и разнообразные аксессуары. По большей части это худые, я бы даже сказал, изможденные, сильно загорелые люди.
Вопреки длительному отсутствию на Родине, а также продолжительному пребыванию в космополитической среде, их лица не утратили своей "русскости", и даже наоборот - в значительной мере прибавили её. Хотя, возможно, это мне так показалось...
Если раньше "коренные" гоанцы демонстрировали всяческие цирковые номера на заходе солнца, то сейчас они по большей части пытались продать плоды трудов своих. В основном это различные "хэнд-мэйд" украшения и другие поделки.
Собираются они неподалеку от знаменитого сводного ансамбля барабанщиков, выкладывая в ряд свои клеенки с разложенным на них товаром.
Как я понял, большинство русских, проживающих в Арамболе, различными способами пытаются заработать себе на жизнь, в том числе изготавливая различные штучки, преподавая йогу, цигун и прочие практики, обучая серфингу. Те же, кто наиболее удачлив, работают в гестхаусах или даже содержат их.
Если же говорить об остальных категориях, то, как мне показалось, в целом уменьшилось количество так называемой "йоганутой" публики, зато приросло количество "позитивщиков" из стран постсоветского пространства. Про позитивщиков я писал в одном из своих предыдущих текстов, тем не менее напомню, что они по сути своей представляют общеизвестный "тагил", но из другого социального слоя. Как правило, это представители так называемого "среднего класса", располагающие суммами, которые позволяют им в зимнее время отдыхать в теплых краях.
Например, в нашем гестхаузе, на одном этаже с нами, проживали двое индивидуумов, которые непрестанно беспробудно пьянствовали, при этом делали это они почему-то преимущественно в ночное время. Так, в одну из ночей, в 5:30 я был разбужен обрывком их разговора под аккомпанемент льющегося из смартфона Pink Floyd:
- Так, - говорил один, по всей видимости, менее пьяный. - Давай ща покурим по одной, выпьем по одной и пойдем спать.
Не слышал, что ответил ему собутыльник, но их диалог длился еще довольно долго.
Помимо перечисленных категорий также добавилась категория "социальных" туристов, или "пакетников", прибывших "на Гоа" по путевкам, ввиду закрытия Египтв. Социальщиков можно узнать по совершенно нездешним лицам, ошалелым взглядам, египетским платьям и сумкам, невпопад подобраной дешевой индийской одежде и купленным тут же на пляже низкосортным аксессуарам.
Иностранцев, как мне показалось, стало заметно меньше, точнее, их процент в сравнении с русскоязычной публикой существенно уменьшился. Почему, судить не берусь.
Индийцев в этом году здесь стало явно больше. При этом их состав, если так можно выразиться, сильно дифференцировался. Если раньше здесь можно было видеть преимущественно подвыпивших персонажей в майках, лежащих в волнах неподалеку от берега, а также зевак из соседних деревень, приехавших поглазеть на обнаженных белых женщин, и, если повезет, запечатлеть на старенькую "Нокию", то в этом году мы видели вполне продвинутых персонажей - модно стриженых парней в не менее модной одежде, девушек в шортах и в коротких юбках. Были здесь же и индийские хиппи, и что уж совсем необычно, даже индийские фрики, выглядящие весьма эффектно! Очень жалею, что никто из них не попал в объектив моей камеры.
После нескольких дней пребывания в этом прекрасном месте у нас сложился определенный режим, или точнее, распорядок дня. Просыпались мы по арамбольским меркам рано - в семь часов и недолго занимались йогой. Затем, с помощью привезенного из Москвы кипятильника готовили чай и завтракали фруктами, купленными накануне.
После завтрака мы шли гулять по пляжу. Прогулки наши были долгими. Начали мы с пяти километров, а в одной из последних прогулок перешли рубеж в 8 километров.
В определенном смысле эти прогулки можно назвать познавательными, в плане ознакомления с местной публикой. В ранний час на пляже можно встретить гуляющих как мы людей, бегунов, коллективных йогов, а также йогов индивидуальных, которых, пожалуй, больше всех. Из всех перечисленных категорий наиболее забавная - последняя. Индивидуальные йоги в своем большинстве стояли в небольшом отдалении от кромки моря и выделывали различные фигуры руками, по большей части сначала поднимая их через стороны вверх и затем опуская. Вторым по популярности среди них упражнением было скручивание корпуса в положении стоя с расслабленными по бокам руками. Третье в рейтинге - сидение в свастикасане с неким подобием мудр, сооруженных из пальцев и медитативным выражением лица.
Практика, направляемых тренером коллективных йогов более разнообразна и представляет собой различные варианты "Приветствия солнцу", а также элементы из кундалини йоги по моим, опять же, представлениям.
Были разумеется там и вполне продвинутые персонажи, делающие наули крию и капалабхати, но их было немного.
Наконец, присутствовали на пляже по утрам и фигуристые фитнесиситки, в буквальном смысле этого слова производящие фурор среди местного населения.
Наглядевшись на все это разнообразие и нагулявшись, мы шли завтракать, а затем выдвигались на пляж.
В отличие от участка пляжа, находящегося напротив "Фри фло" и дальше, пляж у Арамболя особенно многолюден. Все описанные выше категории отдыхающих присутствуют здесь в больших количествах.
Следует сказать, что арамбольская пляжная жизнь не отличается большим разнообразием, как не отличается она и большим своеобразием. Отдыхающая публика либо лежит под ласковым гоанским солнышком, либо купается в Аравийском море, либо с целеустремленным видом передвигается вдоль его кромки. Ближе к центральной улице Арамболя публика либо сидит за столиками многочисленных кафе, либо лежит на лежаках, принадлежащих тем же кафе.
Неотъемлемым атрибутом арамбольской пляжной жизни являются местные продавцы-приставалы, предлагающие отдыхающим всякую всячину. Прежде всего это нарядные девочки лет 14-15, предлагающие дешевые украшения из "серебра". Кроме них здесь же представлены мужчины лет 30-35 продающие барабаны, разнообразные бусы, а также молодые парни с палками доя сэлфи. Время от времени по пляжу быстрым шагом проходит явно русскоязычный молодой человек с небольшим подносом в руках.
- Хачапури, хачапури, - громко кричит он.
Обеда чаще всего, у нас не было, однако в самый солнцепек мы уходили с пляжа, чтобы выпить чая и немного отдохнуть.
Кормились мы в заведении общепита, находящимся на пляже, в непосредственной близости от нашего гестхауса. Принадлежало это замечательное заведение непальцам. Все повара и официанты тоже были из Непала. Соответствующей была и кухня. В основном мы ели "ведж момо", но иногда заказывали индийские блюда. В целом всё было очень вкусным, однако один раз Лена, несмотря на предупреждение официанта заказала какое-то овощное блюдо, которое оказалось в высшей степени острым.
Другие заведения мы не проверяли, тем более, что Маша, побывав в одном из них, охарактеризовала его не самым лучшим образом.
Если продолжать тему питания, то нельзя не сказать о фруктах.
Фрукты в Арамболе весьма хороши. Мы разведали в окрестностях фруктовые лавки и каждый день исправно посещали их. Не сказать, чтобы их ассортимент поражал своим разнообразием, однако всё, чего нам хотелось в полной мере присутствовало. Прежде всего, это бананы, арбузы, мандарины, апельсины, яблоки. Однако особой нашей любовью пользовались манго и папайя. Помимо этого следует сказать, что очень хороши здесь авокадо. Все эти напоенные щедрым индийским солнцем прекрасные фрукты - свежие и вкусные, и этот факт добавлял приятных моментов в нашу гоанскую жизнь.
Примерно в 3 часа мы вновь шли на море примерно до половины шестого.
После ужина мы традиционно ходили слушать барабанщиков и после захода солнца некоторое время гуляли по ляжу.
Спать ложились рано, примерно в 10 часов вечера, и засыпали, несмотря на громкую музыку доносящуюся из многочисленных кафе, окружающих наш гестхаус.
Наши короткие шесть дней в Гоа закончились, как обычно бывает в таких случаях, быстро и как-то совершенно некстати. Казалось, только мы вошли в ритм гоанской жизни, освоились в местных реалиях, и вдруг нужно собирать вещички, чтобы лететь в Дели, а затем в Москву, а там - приступать к работе и т.д., и т.п.
Накануне я получил письмо от замечательной авиакомпании "Спайс джет", в котором сообщалось, что наш рейс, который должен был вылететь в 12:35 АМ, задержится на 2 часа. "Хорошо, - подумал я тогда. - Будет время прогуляться утром".
Несмотря на то, что почти все наши предыдущие передвижения происходили почти без приключений, и я почти поверил, что все так и будет до конца нашего путешествия, приключения все-таки приключились. Они застали нас по дороге из Арамболя в аэропорт и начались с того, что наш замечательный водитель по имени Анжело сообщил нам, что по пути мы "забросим" (drop) в Анджуну в школу маленького сына хозяина нашего гестхауса Алекса. "ОК" - сказал я тогда и сразу ощутил смутное чувство тревоги.
Мы по расписанию выехали из Арамболя, заехали за мальчиком, который оказался второклассником. До Анджуны мы добрались почти в расчетное время, однако, вдруг неожиданно выяснилось, что Анджело не знает дороги. Мальчик, соответственно, тоже. На все обращенные к нему вопросы он молча качал головой.
"Вот оно", - практически без эмоций подумал я тогда.
Мы не меньше получаса крутились по Анджуне, спрашивая у разных людей, где же всё-таки находится эта "Елоу скул". Наконец, ко всеобщему облегчению, школа нашлась, однако, учитывая те 10 минут, которые мы потратили, забирая мальчика в Арамболе, мы сильно выбились из графика. Понимая это, Анджело добавил газу, однако, перед третьим мостом мы попали в длиннющую пробку, которая продвигалась, но очень медленно. В пробке я ощутил "нервяк". Благо Лена плохо ориентировалась и не понимала ни где мы, ни сколько нам еще осталось ехать.
Вырвавшись из пробки, Анжело вновь добавил газу и буквально через полкилометра стукнул бампером машину с семьёй индийцев. Как обычно бывает в таких случаях, водители приступили к разборкам. Это обстоятельство сильно добавила градуса общему "нервяку", к которому теперь уже подключилась Лена.
Наскоро завершив выяснение отношений с водителем семейной машины, Анджело сел за руль и мы продолжили свой путь.
На этот раз уже ничто не стояло на нашем пути, и мы благополучно, с относительно небольшим отклонением от графика прибыли в аэропорт.
В аэропорту выяснилось, что наш рейс отложили еще почти на 2 часа. По всей видимости, нам было отправлено письмо на эту тему, но мы его не получили, поскольку в последний день Интернет в нашем гестхаусе не работал. Мы спокойно зарегистрировались, прошли длительную процедуру досмотра, после чего еще больше часа сидели в зале ожидания.

Дели
В Дели, как мне показалось, было гораздо холоднее, чем обычно. Уже в аэропорту мы переобулись в зимнюю обувь, надели флиски и куртки.
Когда мы добрались до гостиницы, было уже темно. Заселившись в номер, мы отправились поужинать в уже хорошо знакомое нам культовое кафе "Club India", находящееся неподалеку на одной из крыш
Наверху, в небольшой явно самодельной конструкции наподобие переносного мангала, горел небольшой костерок. Юный официант, одетый в щегольские узкие брюки и начищенные остроносые ботинки со смачным хрустом разламывал какие-то старые доски и подбрасывал их в огонь.
Мы традиционно заказали момо и масала-чай и, расположившись у костра, стали беседовать с официантом, и вскоре появившимся хозяином или управляющим кафе.
Ближе к ночи стало еще холоднее, и мы, доев свой ужин, отправились спать.
На другой день, с утра, мы прошлись по Мэйн базару и в несколько приемов сделали некоторые покупки для себя и по заказам друзей, а в послеобеденное время мы, как и планировалось, отправились к Красному форту.
Прямо на Мэйн базаре мы остановили первого попавшегося рикшу и за 300 рупий отправились в путь.
Наш недолгий путь до Красного форта в очередной раз подтвердил неоригинальный тезис о том, что Дели - город контрастов. В дверном проеме нашего тук-тука без какой-либо видимой логики сменяли друг друга огромные площади, пыльные стройки, циклопических размеров сооружения и обшарпанные "мэйнбазаровские" кварталы.
Прибыв на место , мы обнаружили, что стали объектом по-индийски беззастенчивого "развода".
Выбравшись из рикши мы выяснили, что водитель привез нас к задним воротам, о чем нам с готовностью сообщил находящийся за преграждающими путь "волнорезами" мужчина в военной форме. На мой вопрос о том, как далеко ворота, в которые можно войти, он ответил, что три километра. Мы отправились в указанном направлении, и к нам тут же пристал велорикша, предлагавший подвезти за 50 рупий. Мы, однако, решили пройтись пешком, но велорикша, несмотря на мой энергичный отказ (причем на хинди) еще некоторое время тащился за нами.
Когда же мы дошли до входа, выяснилось, что Красный форт для туристов закрыт из-за подготовки к празднованию Дня республики.
Мы некоторое время уныло послонялись вдоль ограждения и закрытых ворот, и через минуту к нам подошел бойкий молодой человек и за 250 рупий предложил совершить экскурсию по старому Дели на велорикше. Сначала мы отказались, молодой человек удалился, однако затем, ввиду того, что ехать в гостиницу совсем не хотелось, решили всё-таки прокатиться.
Молодой человек не заставил себя долго ждать. Он вынырнул из толпы и, очевидно прочитав на наших лицах решимость, повел к припаркованной через дорогу велорикше.
Самим велорикшей оказался похожий на непальца мужчина лет за пятьдесят. Мы уселись на узкое жесткое сиденье и тронулись в путь. Маршрут "экскурсии", которую организовал для нас молодой человек, предполагал проезд по Чандни-човк роуд - главной улице Старого Дели с последовательным проездом мимо джайнского храма "Shri Digambar Jain Lal Mandir", индуистского храма "Bhagwan Shri Kalki Mandir", а также невообразимого количества лавок и магазинов, располагавшихся в исторических зданиях постройки 15-16 веков. Так, во всяком случае, сказал наш велорикша.
Можно сказать, что Чандни-човк - это обычная индийская улица, но все то, что на ней находится, едет, идет, лежит нужно умножить как минимум на 3 или на 4.
Всё смешалось здесь в необузданной торговой стихии: люди, рикши, мотоциклы, собаки, машины, коровы! Всё куда-то шло, ехало, бежало!
Думаю, адекватно передать словами всё это практически невозможно!
Миновав все описанные выше достопримечательности, мы добрались до находящихся в конце улицы мечети "Fatehpuri Masjid" и кольцом окружающего мечеть Спайс маркета и высадились из рикши. В мечеть мы не заходили, ограничившись осмотром поражающего своими размерами Спайс-маркета. Нужно сказать, что, несмотря на название, торгуют здесь по большей части сухофруктами и орехами. Специи также присутствуют, но не в подавляющем количестве. Помимо специй здесь же были замечены различные макарошки и какие-то пищевые продукты в ярких пакетиках.
Покупать здесь мы ничего не стали, хотя цены на всё были вполне неплохими.
Пройдя вдоль одного из крыльев этого огромного рынка, вдоволь наглядевшись на всё это орехово-сухофрутное изобилие, мы направились назад, к припаркованной неподалеку рикше.
После Спайс мвркета мы поехали в обратную сторону, и я, было подумал, что на этом наша экскурсия закончилась, но метров через 150 мы повернули вправо и въехали в Старый город.
По сути своей Старый город представляет собой циклопических размеров рынок. Точнее, это беспорядочно разрезаемый кривыми улочками и переулками огромный массив трех-четырехэтажных домов на первых этажах которых расположены бесчисленные лавки и магазины, изредка разбавляемые предприятиями общественного питания.
Несмотря на внешнюю беспорядочность, рынок в старом Дели все-таки организован. Так, отдельные его улочки посвящены определенным категориями товаров. Например, на первой из тех, что зафиксировал мой к тому времени уже порядком утомленный разум, шла торговля очками и оправами. Целая улица с лавками, торгующими очками! Кроме этого, мы проезжали еще "овощные" улицы, "фруктовые", улицы с предметами для изготовления различных поделок (в первую очередь, украшений), "ювелирные" улицы, улицу, на которой торговали изделиями из серебра и пр. Однако, как мне тогда показалось, больше всего в Старом Дели лавок и магазинов с предметами и аксессуарами для проведения свадеб.
Всё это в совокупности создаёт необузданное визуальное буйство, какое-то труднопредставимое сумасшествие. Осложняло эту и без того практически нереальную картину, то обстоятельство, что по указанным улицам шли, ехали на самых разнообразных средствах передвижения несметные толпы людей, и наша рикша буквально плыла в этом пестром и шумном потоке. До сих пор поражаюсь, как нашему "водителю" удавалось там продвигаться.
Через некоторое время наш рикша вырулил на немного более широкую улицу и анонсировал Сильвер маркет, в надежде, что мы что-нибудь купим, и он получит комиссионные. Мы, однако, ничего не купили.
На своего рода "выезде" из старых кварталов наш рикша остановился передохнуть, сказав что-то вроде "если вы хотите чего-нибудь купить, то это - последняя возможность".
Я как раз заметил небольшой лоток, на котором продавали всякую мелочь и в том числе, пластиковые индийские флажки и решил купить себе такой флажок. Заметив, что хозяин лотка находится явно не в очень хорошем настроении, я выдал ему следующую фразу на хинди: "Main rus hun. Bharat our rus bahut mitr hain" (Я русский. Индия и Россия - большие друзья"). Мужчина немного повеселел, а я отправился к рикше.
Собственно, на этом наша "экскурсия" по Старому Дели закончилась. На последних метрах пути к парковке наш рикша несколько раз сказал, что всё это было "хард ворк", тем самым намекая на бОльшую оплату. Увидев непонимание на наших лицах, он озвучил новую сумму, которая равнялась четыремстам рупиям. Я однако, торговаться не стал ввиду того, что испытывал чувство жалости по отношению к немолодому человеку, везущему двух совсем не маленьких белых сахибов.
Время от времени в Индии создается впечатление, что все совершенно откровенно пытаются тебя обмануть, с целью получить с тебя больше денег. Причем наглость и беззастенчивость, с которой они это делают, превышает все мыслимые пределы. Забавно, но этот факт почти не напрягает.
На обратном пути рикша, который вез нас на Мэйн базар, всю дорогу рассказывал нам, какая у него хорошая дочь, что она сейчас учится и что мы непременно должны ей помочь. Когда мы прибыли на место, он сначала заявил, что у него нет сдачи, а затем, когда я, разменяв «пятисотку», принес ему 250 рупий, он смотрел на меня с такой укоризной, что если бы моё сердце было чуть менее жестким, то оно непременно бы расплавилось, или разорвалось.
После столь обильной впечатлениями поездки мы три последних часа перед такси, которое должно было повезти нас в аэропорт, обессиленные лежали в номере и смотрели индийское телевидение. День оказался по-настоящему тяжёлым.
В аэропорт мы прибыли в расчётное время, но из-за длительной процедуры досмотра, времени на ужин и посещение "Дьюти фри" у нас не осталось. К тому же, против обыкновения, наш самолет почти не задержали.
Родина встретила нас льющейся из громкоговорителей родной русской речью, бледной кожей служащих аэропорта и легким январским морозцем.
Час на такси, и мы дома, в как-то неестественно, непривычно чистой квартире
Вот и закончились наши очередные три недели в Индии.
Вернувшись к родным пенатам в очередной раз из далекой и жаркой Индии, я каждый раз с завидным постоянством задаюсь одними и теми же вопросами. Почему каждый раз, едва вернувшись из Индии, я вновь хочу туда?
Почему, как только колеса самолета коснутся промерзших серых плит взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево, мне вновь хочется вернуться в страну "махараджей и заклинателей змей"? Почему разум снова и снова возвращается на широкие пляжи Арамболя и уютные берега Анджуны, шумные улицы Дели и живописные горы Бхимашанкара, жаркие и влажные протоки Кералы и к величественным сооружениям Агры. Почему с особой остротой вспоминается вдруг вкус масала досы, дал фрая и палак панира?
И всё это несмотря на то, что на улицах индийских городов порой не очень чисто, шумно и трудно дышать, что порой создается впечатление, что каждый индиец считает своим долгом тебя обмануть, чтобы таким путём заполучить твои денежки.
Нет у меня ответов на эти вопросы.
И только вновь и вновь, когда в почтовый ящик падают заветные билеты в Дели, где-то внутри, в середине грудины, пробегает вдруг легкий холодок и разум охватывает практически безотчетная радость.

Москва, 2016