Сентябрьский день командира полка

Николай Орлов 4
                Сентябрьский день командира полка       
         (Главным героем рассказа является главный герой повести   
          "Отпуск старшего лейтенанта Васильева" Павел Васильев.          
         В рассказе он уже майор, командир полка тяжёлых
         бомбардировщиков.)
                --------------------               
               
   25 сентября 1941 года в 10 часов утра, на аэродроме под Рязанью, где базировался полк тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-7(Справка: в 1942 году после гибели в авиационной катастрофе главного конструктора этого самолёта Петлякова В.М. бомбардировщик ТБ-7 стал называться Пе-8. В 1942 году Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов на бомбардировщике Пе-8 через оккупированную Европу и Атлантический океан прилетал в США на переговоры с президентом.), приземлился Р-5. На самолёте прибыл полковник - представитель Генерального штаба РККА. Полк тяжёлых бомбардировщиков находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования(СВГК) и подчинялся непосредственно СВГК.

   Совещание в штабе, на котором присутствовало только командование полка, проводил полковник Генерального штаба.
   
   - Товарищи командиры, - начал он, - я к вам прибыл по поручению Ставки. Вашему полку предстоит выполнить ответственнейшее задание правительства и Ставки.

   Полковник достал из толстого потёртого портфеля сложенную вчетверо карту, развернул её и разложил на столе. Держа в руке красный карандаш, он пригласил всех подойти поближе. Используя карандаш в качестве указки, водя им по карте, полковник продолжил:

   - Это Румыния, это порт Констанца, это район нефтепромыслов Румынии. Недалеко от Констанцы находится большой нефтеперегонный завод. По нефтепроводу, добытая на нефтепромыслах нефть, поступает на нефтеперегонный завод. После её переработки полученные бензин, соляр и мазут железнодорожными составами и танкерами перевозятся в устье Дуная. Там немцы, готовясь к войне с СССР, построили большой нефтетерминал с емкостями на 100 тысяч тонн различных нефтепродуктов, - карандаш-указка полковника уткнулся в устье Дуная. - И уже с этого нефтетерминала ведётся снабжение нефтепродуктами всей германской армии, ведущей наступление на СССР. Вашему полку ставится задача - уничтожить все эти объекты одним ударом. Уничтожить эти объекты - это то же самое, что перерезать кровеносную артерию живого организма. Без подпитки кровью этот организм погибнет, без подпитки нефтепродуктами германская армия станет недееспособной. Что Вы думаете по этому поводу, товарищ майор? - обратился полковник к командиру полка майору Васильеву.               

   Всего за полтора месяца войны Павел Васильев от командира звена тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 дорос до командира полка. Бомбардировщики ТБ-3 были устаревшими самолётами и немцы их презрительно называли "летающими сараями".

   К сентябрю из тридцати самолётов, числившихся в бомбардировочном полку на начало войны, исправными остались только четыре машины. "Безлошадным" остался и сам Павел Васильев. Его ТБ-3 сбили 5 августа(роман "Бригадир", часть 2-я, гл. 17) недалеко от линии фронта. На счастье Павла самолёт упал в лес и немцы их искать не стали, так как в лесах появились партизаны. Павел со своим штурманом, на месте падения бомбардировщика, встретили выходящих из окружения пехотинцев и уже вместе с ними переходили линию фронта. Через неделю оба лётчика находились на своём аэродроме в Подмосковье. В начале сентября капитана Васильева вызвали в Главный штаб ВВС РККА, где ему объявили о присвоении звания майора и назначении командиром полка тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7.

   Совещание в штабе полка продолжалось почти целый день. Было принято решение, что удар по территории противника будет нанесён в ночь с 26 на 27 сентября. Бомбардировщики для ночных полётов были оборудованы приборами ночного видения. В авианалёте будут участвовать двадцать самолётов, из них два бомбят нефтетерминал в устье Дуная.

   - Павел Иванович, учтите, в случае успешного выполнения задания Вам будет присвоено звание Героя Советского Союза. Это просил передать лично Вам начальник Генерального штаба маршал Шапошников, -  сказал полковник Генерального штаба командиру полка уже после завершения совещания.

  Весь световой день 26 сентября шла подготовка самолётов к вылету. В каждый бомбардировщик было загружено по 40 100-килограммовых фугаса ФАБ-100, а в самолёт командира полка, который должен был бомбить нефтетерминал, два фугаса ФАБ-2000 весом в две тонны каждый. Вылетал на бомбардировку полк в 19.00, а вернуться должен был с 7 часов до 8 часов утра 27 сентября.

   - До вашего возвращения с задания я буду находиться здесь. Желаю удачи,- сказал на прощание командиру полка представитель Генштаба.

   - Спасибо за пожелание, задание выполним, - ответил Павел. А что ещё надо было сказать?

   Самолёты шли на высоте 8500 метров со скоростью 450км/час. На такой высоте у всех членов экипажей были надеты кислородные маски. Павел со своим ведомым, над Чёрным морем должен был отделиться от полка и следовать к устью Дуная, где находился нефтетерминал гитлеровцев.

   Через четыре часа, уже над Чёрным морем, командир полка со своим ведомым развернулся в сторону устья Дуная. Остальные бомбардировщики продолжили полёт в сторону румынского порта Констанца.

   - До цели два часа полёта, - доложил штурман старший лейтенант Петров.

   Со своим штурманом Павел воевал ещё на Халхин-Голе, переходил линию фронта в августе, после того как они были сбиты. Штурман Анатолий Петров был для него как родной брат. Когда штурман доложил, что до цели один час полёта, по приказу Павла самолёты снизились до высоты 1000 метров. На этой высоте можно было наконец то снять кислородные маски. Сняв маску Павлу показалось, что даже дышать стало легче. Погода была хорошая, звёздное небо, светила большая луна. Казалось бы надо радоваться, но Павлу было не спокойно. Такая погода была идеальной не только для бомбометания, но и для ночных истребителей противника.

   - До цели осталось полчаса полёта, - продолжал докладывать штурман.

   - Двадцатый будешь наносить удар первым. Высота для нанесения удара 1000 метров. Я после тебя, - сообщил Павел своему ведомому.

   - До цели 10 минут,...до цели пять минут.

   - Двадцатый, ложись на боевой курс. Я ухожу в сторону, - Павел заложил крутой вираж вправо, уступая место своему ведомому. - Снижаюсь до 500 метров. Сброс бомб будем производить с этой высоты, - доложил своему штурману Павел.
   
   В это время впереди по курсу появились вспышки разрывов. Это сбросил свой смертоносный груз ведомый Павла.

   - Десятый, десятый, сброс совершил, цель накрыл, - доложил командиру ведомый.

   - Двадцатый тебя понял. Всё видел, уходи в сторону моря и жди нас там.

   Одна из бомб угодила в танкер, стоящий у причала и он пылал как свечка.

   - Паша, держи прямо на горящий танкер. Я готов к сбросу бомб! - прокричал штурман.

   Павел вцепившись двумя руками в штурвал, впился глазами в горящий танкер. В висках стучали молоточки, спина покрылась липким потом. "Только бы не промахнуться! Только бы не промахнуться!" шептали его губы.

   - Три, два, один! Сброс!! - кричал сам себе штурман.

   Освободившись от четырёх тонн груза, самолёт подпрыгнул на несколько метров вверх, как молодой необъезженный жеребец, освободившейся от надоедливого наездника. Сзади раздались два мощных взрыва, которые можно было услышать даже сквозь рёв четырёх двигателей, работающих на пределах своих мощностей. Бомбардировщик затрясло как машину, едущую по ухабистой дороге. Павел потянул штурвал немного на себя, одновременно поворачивая в сторону моря.

   - Двадцатый, ты где?

   - Десятый, я тебя наблюдаю. Идёшь прямо на меня.

   - Хорошо, в таком случае пристраивайся справа сзади. Расстояние между самолётами 100 метров, высота полёта 1000 метров, идём строго на восток, - дал указание своему ведомому Павел.

   А сзади за самолётами полыхали и рвались ёмкости с горючим. Было так светло, что казалось раньше времени наступил день.

   - Штурман, ты заснял всё это на фотокамеру? - спросил Павел.

   - Обижаешь командир. Заснял всё и до сих пор ещё снимаю. Зрелище такое, как будто здесь проснулся вулкан. Немцы на этом месте уже ничего никогда не построят.

   В целом полёт домой прошёл без эксцессов, если не считать, что в районе Тулы самолёты были обстреляны зенитками. Но всё обошлось. На свой аэродром самолёты приземлились в 7.40 утра. Павел Васильев вернулся первым, его встречал представитель Генштаба. После доклада о выполнении задания, все с нетерпением стали ожидать возвращения полка. Первые самолёты появились через полчаса. На аэродром приземлились 10 бомбардировщиков, успешно отбомбившиеся по нефтеперегоннному заводу. Ещё должны были вернуться 8 самолётов, бомбившие румынские нефтепромыслы. Павел с волнением смотрел на пустынное небо. Через 15 - 20 минут у бомбардировщиков закончится топливо. В 8.30 с запада послышался авиационный гул моторов и остальные 8 самолётов приземлились на аэродроме.

   Задание правительства было выполнено. Полк потерь не понёс. Вся румынская нефтеструктура если была не уничтожена, то в значительной повреждена. Немцам пришлось завозить североафриканскую нефть через итальянские порты, что в какой то мере повлияло на ход войны в 1941 году в пользу СССР.   

                К О Н Е Ц