Счастье и страдание

Максим Горшков
Издавна человек ищет рецепт всеобщего счастья. Существует множество концепций на эту тему. Много написано об этом литературы. Вцелом, эти концепции сходятся на том, что человек стремится быть счастливым и на том, что если люди будут добрым и станут заботится друг о друге, наступит всеобщее благоденствие.
Эти, вроде бы, очевидные логические построения разбиваются о камни реальности. То тут ,то там возникают ожидания:  вот-вот, сейчас мы построим новую политическую систему и всем будет хорошо. Вот, сейчас мы свергнем  кровожадного тирана, и все станут счастливы. Но меняется строй, уходит тиран, а принципиально ничего не меняется. Ненавистный режим сменяется другим, который в чем-то лучше прежнего, но в чем-то хуже, а на трон входит другой тиран. Бывает, что в одном  государстве, временно, наступает эпоха благоденствия, но в других, напротив, горя становится больше. Наблюдается что-то вроде баланса счастья и страдания, который, как буд-то, поддерживается чьей-то волей, рождающей наряду с филантропами, мизантропов. Мыслитель не понимает почему же  человечество, уже выбравшееся в космос,  родившего Толстого и Сартра, и много чего понимающее, движется по этому порочному кругу. Он не понимает, почему общество, где каждый хочет быть счастлив, не приходит к счастью. Вроде бы все хотят, "а воз и ныне там". "Где же подвох?" - спрашивает себя "мыслитель.
Причина такого непонимания в том, что мы видим человечество, как набор разрозненных элементов,  но все проясняется, если взглянуть на него, как на цельный организм, по отношению к которому, мы его клетки. Мы не спрашиваем у своих клеток, хочется ли им быть счастливыми и не испытываем угрызений совести когда огромное из количество гибнет в борьбе с бактериями. Драматург не заботится о том, чтобы его персонажы, все, были счастливы.
Над клеткой и над персонажем есть надсистема в виде организма и драматурга. У надсистемы свой взгляд на то, что должно происходить, и клетка гибнет от бактерии, а персонаж от ножа. Зато организм выживает, а зритель рукоплещет.
Отдельному человеку, возможно, нужно счастье, но отдельного человека никто не спрашивает. Человечеству для внутренних процессов не нужно, чтоб все его клетки были счастливы, поэтому меняется количество людей, и меняются причины испытывать счастье и страдание, но баланс страдания и счастья, особенно, не меняется.
Так устроена жизнь, в ней силы созидания и разрушения  одинакого важны.
В этом случае может встать вопрос - как именно поддерживается этот баланс?
Дело в том, что достижение счастья требует усилий, а для того чтобы страдать, усилий не нужно. С другой стороны, счастье притягательно, а страдание нет. Это рождает равновесную систему, в которой происходит что-то вроде  баланса центробежной и центростремительной сил, удерживающий нашу солнечную систему и не дающее планетам разлететься или упасть на солнце.
С другой сторны мы знаем что жизнь предполагает развитие, а значит какое то качественное изменение, без этого наступает остановка, а остановка - это смерть. Развитие происходит за счет того, что внутри системы человечества происходит развитие человека который, преодолевая инертность, побеждая эгоизм, движется от страдания к счастью и происходит то что обычно называется эволюцией души. Это рождает движение внутри человечества, которое является важным составляющим его эволюционного развития. Встает вопрос: если люди эволюционируют, то не нарушится ли баланс разрушительных и созидательных сил в сторону последних? Баланс не нарушится потому, что на планете нарождается все больше людей, а нарождающиея люди не развиты, они начинают свой путь, преодолевая эгоистичную, инстинктивную свою природу. Отсюда возникнет вопоос связанный с тем что нельзя вечно населять планету. Он разрешается возможностью выхода человека за пределы планеты за счет науки, а так же переходом его духовной ткани в другие реальности после смерти.
Говоря о балансе разрушительных и созидательных сил нужно коснуться вопроса взаимодействия пространства и времени. Пока мы говорили о балансе в пространстве, где есть планета Земля на которой существуюь такие то силы и происходят такие то процессы, но существует, наряду с этим, баланс временной. Это выражается в том, что в происходит чередование преобладания разрушительных и созидательных сил во времени Это отражается в понятиях юг, или огромных временных промежутков с разным сообношение тех или иных сил. За свою жизнь человек не может почувствовать изменение в масштабе юги. Он может лишь мечтать о временах, когда наступит следующая юга и счастья станет больше, а может всецело отдаться великой драме жизни, радуясь и горюя, неизбежно играя данную ему роль.