Первый лед

Александр Георгиевич Гладкий
Как много предвкушения радости в этих двух словах для человека, заболевшего рыбалкой. Этому долгожданному событию предшествует ежедневное слежение за прогнозами погоды в ожидании морозов и когда они, наконец, грянут, как сводку с фронта, ждут информацию о ледовой обстановке на водоемах. Причина понятна – по первому льду хорошо клюет разная рыба, а хищника можно поймать трофейных размеров. Поэтому и стремятся на неокрепший лед рыболовы, иногда с риском для жизни. Вот об этой, коварной обратной стороне первого льда мой рассказ.

   Начало девяностых, конец ноября, минус 8 на дворе, снега еще нет, охота. Понадобилось перейти через замерзшую старицу с южного берега на северный. Можно было и обойти, не так уж и далеко, меньше километра, но поленился. Попробовал лед возле берега, попрыгал на нем – потрескивает, но держит, навскидку сантиметра 4 с лишним, пошел напрямую. Не доходя десятка метров до северного берега старицы, проваливаюсь по грудь. Пробую залезть – лед обламывается. Локтями и прикладом пробил себе как ледокол, дорогу до берега, вылез. Лед возле поросшего высоким лесом северного берега оказался не более полутора сантиметров толщиной. Берег, закрывая водоем от холодного северного ветра, не дал нарасти льду.

  Поначалу холод меня не сильно беспокоил. Согревал выброс адреналина после купания, только было досадно, что охоту испортил, поэтому товарищей сразу не позвал, думал сам справлюсь. Первым делом решил снять сапоги, вылить воду и одежду отжать, а дальше как получится. Разделся догола, отжал трусы, майку, спортивное трико, свитер. Пока этим занимался, мой камуфляж, особенно штаны затвердел, как после бетона в фильме “Джентльмены удачи”. Одеть его я уже не смог, штормовку тоже. Пришлось звать коллег по охоте на помощь, разводить большой костер из сухих стволов орешника – лещины, вновь раздеваться до гола и отплясывать, как дикарь, возле огня, поворачиваясь к нему то лицом, то спиной. В это время вся наша бригада, вооружившись ореховыми кольями, сушила на них мои шмотки, кто сапоги, кто одежду, походу поливая меня нелестными эпитетами. Минут за 40 справились и охота продолжилась.

Другой случай был недавно, в 2014 году. Льда в эту зиму очень долго не было. 19 января, после недели хороших морозов поехали на Минское Море открывать ледовый сезон, в полной уверенности, что лед будет надежный, однако, за свою многолетнюю рыбацкую практику более опасного первого льда я не припомню. Нам удалось не искупаться благодаря пешне, которую благоразумно взял на лед самый старший из нас. Подойдя к урезу воды, пощупали лед пешней – вроде нормальный, сантиметров 5-7. Отошли от берега метров 8-10 – трещит, ткнули пешней – провалилась с одного удара, скорее назад. Лед оказался всего 3 сантиметра толщиной.

  Поутру на пляже возле дамбы наблюдали, как двое смело пошли на глубину и в метрах 40 от берега на льду вдруг резко остался один, тот что поменьше. Вытаскивали провалившегося общими усилиями довольно долго, так что охладился рыбачек сильно, благо они были на авто и быстро эвакуировались. Еще один купался чуть позже возле кафе налево от дамбы; тоже, слава богу, достали.

  В чем же дело? А дело в том, что на тонкий лед в первые дни после его становления выпал снег, сантиметров 8-10, прикрыл его от мороза, не давая нарастать. Праздник Первого льда для некоторых рыбаков совпал с Крещением, как по времени, так и по сути. И все же, нам удалось порыбачить в этот день. Ходили на глубину за 100 метров от берега вдоль трещин: из них выступила вода, промочила снег и намерзло пару сантиметров дополнительно льда, а в двух шагах от трещины – коварные 3 сантиметра льда под пушистым снегом.

  Говорят что ”Жизненный опыт – мудрость дураков”. Может быть и так, но только прочувствовав на своей шкуре опасность, делаешь правильные выводы. Один из выводов – примитивные спасалки, которые я сделал много лет назад минут за 30, а служат они мне по сей день. От ручки для лопаты отрезал два чурбачка на ширину ладони, в них эксцентрично забил два стальных закаленных штыря, заточил и сделал отверстия, чтобы можно было их сложить. Привязал веревку и все. Надевается эта штука в сложенном виде на шею поверх одежды перед выходом на первый и последний лед. Если, не дай бог, провалюсь, благодаря плавучести деревяшек, спасалки окажутся прямо перед носом. Разъединяются они зубами и одной рукой. Примитив, но позволяет себя чувствовать на льду увереннее.