Сквозь огонь

Айдын Эль
        (Повесть-хроника)


Славным ветеранам
Великой Отечественной войны 
посвящается


     В повести освещается участие бойцов-азербайджанцев в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками на Беларусской земле. Облик войны, события, имена людей взяты из реальной действительности, собраны, изучены и воссозданы не только героические страницы славных участников Великой Отечественной войны, ковавших победу, но и открыты неизвестные до этого имена тех, кто пал смертью храбрых в жестоких схватках с захватчиками. Многие судьбы впервые прослеживаются в этой повести, публикуется имена многих из тех, кто пал смертью храбрых в жестоких схватках с захватчиками.  В процессе работы над очерками были использованы исторические документы, мемуары полководцев, воспоминания ветеранов войны, научные и публицистические произведения ученых, писателей и журналистов, материалы периодической печати, электронных СМИ. Перед читателем предстанут новые страницы дружбы беларусского и азербайджанского народов.   
Для массового читателя.

            
                ISBN 978-9952-29-044-8                © А.Гусейнов

 
                2019 г.




                1. СВЯТА БЕЛАРУССКАЯ ЗЕМЛЯ!

     Я всегда так считал: нет безымянных героев, есть неизвестные могилы и неизвестные солдаты. И всегда думал, что, несмотря на сотни томов, тонны бумагу, в общем, о них написано не достаточно, ничего полностью не сказано. Ведь свидетелей войны почти уже нет, истина о том механизированном гибели перешла и переходит в гранитные, железобетонные статуи, в киноленты, бумагу.
 
Пройдут годы, сменятся поколения, эти памятники останутся воплощением ожидания тех, кто ждет. Еще будут ждать… внуки, правнуки… Они не знают где легли боевые дороги тех, кого ждут, а знают одно – они сражались храбро. Фашизм натворил чудовище, убивал, но не одержал победу над этими бойцами.               
 
   Мы говорим о людях полуобученных, полуодетых, с «ППШ» и трехлинейкой в руке, с пулей в сердце,  лежащих на полях Европы. Шахиды-мученики – так называют их у нас, на Востоке. Они, когда бегали и пластунски ползли по полю под огнем, не думали о смерти, да времени не было для этого. Пули, да пусть шальные, их сразили.
 
    И всех их, совершивших подвиг  не перечислить, они все великие герои великой битвы. А героем называют человека, который совершает поступки, достойные восхищения и доступные далеко не каждому.
 
    В то время, у этих солдат жизнь только начиналась, и все было еще впереди. Но умирали как шахиды, это значит, живут вечно. Очень точно отображают чувства и душевное состояние людей того поколения строки из поэмы Роберта Рождественского, написанной через много лет после войны: «Просто был выбору каждого: я или Родина!»
 
     Они создали историю.    
 
     А история эта, не простая. Эта история, написанная кровью, обходится без карт,  схем рекогносцировок, без разных данных, она проходит через сердце каждого участника  событий. Она прочитывается в сердце, твердости и подвиге солдата, первым услышавшего, воспринимавшего и понимавшего Александровского гимна Великой Отечественной: «Вставай, страна огромная!»

     История этой битвы – это история самостоятельных государств, которые входили в состав Советского Союза. Следовательно, и память общая! Очень важно, как мы относимся к этой памяти, важно, чтобы мы не грузили ее слишком большим объемом идеологии. Иначе она превратится в официоз, люди перестанут интересоваться и забудут. Известно немало примеров, когда события прошлого в угоду сиюминутным политическим или каким-то иным интересам подвергаются, мягко говоря, чересчур вольной интерпретации. К сожалению, история войны чаще всего стала полигоном для подобных упражнений.

     Было время, кому-то пришло в голову отменить День Победы, «порохом пропахший», хотели снять навсегда с календаря листочку «9 Мая» – самый дорогой день человечества, который наши отцы «приближали, как могли». В то время мы отчетливо видели слезы фронтовиков, которые текли по морщинистым щекам, только не от радости, а от горести. Можно было ли представить, что солдат, который заставил фашизма плакать, теперь сам плачет? Можно было ли ему забыть кровь погибших товарищей, которые за Победу  над врагом кровью заплатили?

    Конечно, это было некрасиво и больно! Есть пословица: «Кто старое помянет, ; тому глаз вон!» Память о прошлом важна не для мести, а для того, чобы не повторить ошибок. Как говорили мудрецы Востока, нельзя запретить историю и стрелять из пистолетов в прошлое, потому что плохо будет тогда, когда прошлое будет извергаться как вулкан из старых окопов, вместе с будущем выстрелившего из пушек.
 
     Мы гордимся этой общей историей, даем большое значение противодействию попыткам ее фальсификации, и считаем, что нельзя смешивать политику и память. Историю нельзя пересматривать, ее можно только изучать и делать соответствуюущие выводы.
 
                ***

    У моего отца, участника Великой Отечественной войны, санинструктора медико-санитарного батальона 416-й стрелковой дивизии, была сумочка, фронтовая санитарская. В ней он долгие годы хранил письма, присланные самим им с фронта. После тяжелого ранения в ногу где-то под Витебском, вернувшись, домой инвалидом, он сразу взялся собрать их у матери, родных и близких, кому они были адресованы. Это ему удалось, родня берегла солдатские письма. «Эта живая история войны, живая баллада о подвиге, кровном братстве», — часто говорил мой отец.

    Разные, но правдивые, наполненные  сильными  чувствами, без всяких выдумок, приходили их письма с фронтов. И становится предельно видно сквозь такие строки страшное лицо войны, и лучше понимается, что прошли, что пережили те, кто обеспечил потомкам жизнь и свободу, отдав взамен свою. Отчетливо видно, что на фронте жила любовь, жила там, где хозяйничала смерть. Жила и побеждала, ибо можно убить человека, но нельзя убить любовь к нему. Любовь соседствовала с ненавистью к врагу, разбившему мирную жизнь.

     Привлекает еще одна сторона фронтовой жизни: грядущая победа связывалась в сознании фронтовиков с испытанной в боях дружбой народов. История подтвердила: связывалась не напрасно. Враг был разгромлен соединенными усилиями воинов всех национальностей, которых объединила в несокрушимую силу одна беда и одна цель – избавить цивилизацию от этой беды. В драматических обстоятельствах схваток была одна национальность – солдат!
    
     …Давно распаханы фронтовые окопы, время заметало полевые камни. Проходит время, мы теряем людей, сражавшихся в ту войну. Но, история Великой Отечественной войны до сих пор не изучена полностью. Существует много современной литературы на тему ВОВ, есть немало художественных и документальных фильмов, но для нас на сегодняшний день самым достоверным источником являются люди, которые жили в то время, которые ради своей Родины не щадили себя и бесспорно били врага и которые могут рассказать что-то об этом. Они оставили нам в наследство такие понятия, как: Родина, честь, борьба с врагом до конца, решительность в бою, без страха смело смотреть в лицо врага. Оставили Победу, память, которую мы сохраним и пронесем через века. Только видя это наследие, мы можем действительно понять, что это была за война. А потому, многократно возрастает наша ответственность перед ними, людьми, все меньше и меньше оставшихся среди нас участников поколения победителей. Нам есть что хранить и помнить, нам есть, кем гордиться и с кого брать пример.
      
    Никто точно не знает, сколько было  павших шахидов. Да чистой  статистики о войне и в войне нет: там стреляют, убивают, умирают, а не считают. Их, по нынешним меркам много. Главное то, что народные тропы к их братским могилам никогда не зарастают.  Эти тропы, и есть путь нашего величия! Это наша с тобой биография, мой дорогой читатель!

                ***

     В героической борьбе против гитлеровских захватчиков мужественно сражались сыны и дочери Азербайджана. Азербайджанские национальные воинские части в боевом ряду с другими соединениями Красной Армии принимали активное участие против гитлеровских полчищ, прошли славный боевой путь от Кавказа до Берлина. Война была испытанией на верность идеалам мира и гуманизма сыновей Азербайджана. Они сражались героически, с честью прошли трудный путь борьбы, выдержали все выпавшие на их долю суровые испытания. В битве с фашистскими агрессорами со всей полнотой раскрылись их богатырский дух, глубокий патриотизм и интернационализм. Наказ родного азербайджанского народа, неугасимое чувство ненависти к фашистским разбойникам, неутолимая жажда мести за пролитые слезы матерей обязали бойцов беспощадно гнать и бить захватчиков. Около половины моих земляков, отправленных на фронт, погибли на полях сражений – это подвиг. И это не высокое слова, долженствующое возвеличить защитников Родины, а та самая истина, – над которой мы редко задумываемся.
   
    Беларусь - Держава воинской Славы! Ознакомившись с историей поистине героической страны, где каждый камень, каждая деревня говорят об исторических событиях военного времени, я еще раз убедился в том, что надо было обладать огромным мужеством, беспредельной любовью к Родине, чтобы суметь перенести все тяготы и лишения, которые выпали на долю ее жителей и освободителей. И я гордился тем, что среди этих освободителей были и мои земляки.  Начиная с северных простор Беларуси вплоть до границ Украины на этой земле всюду можно встречать могилы сыновей Азербайджана, прошедших пядь за пядью огненные  дороги Беларуси.  А сколько могил неизвестных солдат? А сколько пропавших без вестей? Святые земли Беларуси приютили их в своем лоне навсегда, как своего освободителя и сына. Они стали именно ее героями, и с гордостью, вправе себя называли освободителями. бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Азербайджан в Беларуси И.Вагабзаде при открытии  памятника Герою Советского Союза Аслана Везирову, установленного в городе Могилеве  сказал: «Беларусь очень дорога для Азербайджана. И не только потому, что здесь живет многочисленное общество азербайджанцев, а еще и потому, что эта земля полита кровью наших соотечественников».  Жители Беларуси от сердца помнят о той роли в судьбе их родины, которую азербайджанские воины сыграли во время Великой Отечественной войны. Благодарные люди свято чтят память героев, пишут стихи и песни, делают видео к ним, с огромной любовью хранят память павших героев-азербайджанцев. На их могилы постоянно приходят с цветами люди, приезжают свадебные кортежи, возложить цветы и отдать свой долг памяти павшим. Проводятся встречи молодёжи с ветеранами войны, возлагаются венки. Собираются сотни людей на День Победы, 22 июня, День Освобождения Беларуси и всегда особо подчёркивается, что здесь совершали свой бессмертный подвиг вместе с представителями других народов и сыны Азербайджана. В едином строю, в едином порыве избавления своей Родины от  фашистской гидры…»
    
   Такое братство святее кровного родства. Все это глубоко  восхищает меня,  как гражданина. 
    
    И каждый раз, когда журналистская судьба забрасывала меня в разные края, я не упускал случая посетить места боевых действий, военкоматы, школы, встретиться с ветеранами войны. Так было в областях Беларуси. Одним словом, всюду, где мне довелось побывать в минувшие годы. Из отдельных впечатлений, архивных материалов, бесед складывалась картина борьбы за освобождение этой страны от фашистского режима.
   
                ***

    
    … Началом моего путешествия по святым местам боевой славы Беларуси, которое было задумано давно, было все-таки граница, проходившая недалеко от поселка Новая Гута  Гомельской области. В пункте погранично-таможенного контроля, русый пограничник, ознакомившись целью моего приезда, лихо отдал честь и сказал:
      
    – В добрый путь! 
 
    Я, крепко пожав руку пограничнику, поспешил к выходу.
 
    Была весна приветливая. Цветы лукаво перемигивались, пернатые соревновались в пении. Лесопосадки, равнины, холмы уже скинули с плеч белые бурки, облачились в зеленый наряд и, сладко перешептываясь, будто  пригласили в свои объятия, как бы говоря "Дабро запрашаем!" – «Добро пожаловать!».
 

     Беларусь – страна чудес и загадочных историй, древних легенд и былин, край великолепной природы! Здесь обещается многое, но я и без этого знаю, что этот край Земли, полное художество, необычайно красив. Здесь всегда хорошая погода, множество памятников истории и культуры привлекают очень быстро.      
      
     Не охватить распахнутых просторов взглядом, тянутся нивы и сады от горизонта до горизонта. На этих просторах всегда хорошая погода.  Зима здесь не очень-то суровая. Весной  плещутся Днепр, Березина, Неман, Сож, Друть, Западный Буг,  лишь украшая зелень синевою, везде рядом птицы вспархивают, необъятное зелено-желтое море посевов делают неузнаваемым все вокруг. Летом, распахнутые  шири,  уходящие до горизонта, расстелены как скатерть с насущным хлебом. «Без хлеба нет песен», сказали мудрецы Востока. Когда поют колосья на полях, то поют и струны сердца тоже  вместе с ними. и на них насущный хлеб. А деревья отягчают свои ветви, в багряных плодах воплощена человеческая мечта. Осенью дожди, туман, ветерок сквозной, легкий снег, да пора свадеб.
    
     Не узнать деревенских улиц: помолодели, похорошели. Стоят высокие березы и тополя. За красивыми заборами  добротные дома под черепицей и шифером, с красными розами под окнами. Маленькие парки, где братские могилы, и сейчас зеленеют так же, как тогда.

     А люди! Что и как о них рассказать? Надо с ними вместе бывать, просто рассказ как-то не удобен

     Все это врачует душу человека.   
      
     Спасибо, земля-матерь! И слава твоей щедрости!
      
     И я, очень люблю это божеское творение место, и людей со своеобразной лаской, манерой, самобытностью. Хорошо знаю, что бескрайние плодородные черноземы с пышными ковыльными травами, реки с живописными островами с незапамятных времен влекли в эти края людей. Свет и тепло, исходившие из души народа одаряли всех, кто приходил к нему с добром и миром.  Пришли сюда и враги, схватки с иноземцами не стихли годами. Беларусская  территория, с точки зрения ее стратегического значения, почти всю Великую Отечественную войну была ареной тяжелых боев. Когда битва за Беларусь достигла апогея в 1943–1944 годах, на территории республики было сосредоточено треть  действующей Красной Армии, проведены важные стратегические операции на советско-германском фронте. Неимоверно трудная борьба с фашизмом на протяжении 40 месяцев, является символом величия и силы беларусского народа.      
      
     Проходят десятилетия, но память о войне и ее тружеников  не стареет, каждый ее след, как ужасный драматический акт, не изчезает, чем дальше уходят военные годы, тем глубже мы осознаем величие бессмертных героических свершений людей.  Бессмертны имена этих героев, павших в борьбе против врагов. Они, рядовые труженики войны гордо несли на себе ее крест. Несли, как велела их совесть, и позволяли физические сил.            
    
     Cвята Беларусская земля! Ее не любить невозможно, ее нельзя  не беречь. Берегли наши отцы и деды, как могли!   

 
                2. ЖИВА ПАМЯТЬ!
 
    
    …Ранним весенним утром на вокзале города Гомель меня встретил бывший фронтовик, прошедший после войны лагерь в далекой Якутии, Перевалин Владимир Елисеевич, с которым я познакомился через газетный материал. Он с костылем. Мы ехали с ним на машине, которую водил его сын Александр.
 
    Вышли на широкий магистраль Гомель-Калинковичи. Синий фургон  катил по асфальту. Дорога сухая и звенит под колесами. Через минут десять уже ехали по узкой грунтовой дороге, окутанной деревьями, в сторону деревни Шарпиловка.

      В лесо-болотистом районе между реками Днепр и Сож не очень-то легко двигаться на машине, но Саша все дорожки знает, знает как пальцев своих рук. Солнце еще не успело подняться во весь рост из-за горизонта, деревушки, лежащие вдоль дороги,  уже начали трудовую жизнь. Саша осторожно объезжал грузовые машины и легкие тракторы с лафетами, идущие на поля.
 
     И такое утро, и безупречное небо, такой замечательный воздух! Как будто только сегодня Земля появилась на свет! Воздух был душист, чист и свеж, был напоен запахами полевых цветов. Вода канала на обочине дороги была прозрачна и светла. Как будто с неба радуга упала. Над головой то и дело слышен свист крыльев пролетающих птиц, возвращающихся с зимовок в родные края.   
    
     Елисеич  говорил, что именно в такие минуты лучше обсматривать здешние поля. Тем временем,  буквально забрасывал меня информацией о местах боевых действий, через которых мы проезжали. И я внимательно слушал Владимира Елисеевича.    
    
     Удивительный, этот человек. Война унесла молодость, а в послевоенные первые годы почти всю жизнь. Сам выходец из Ростовщины, кадровый военный, был дважды ранен, волею судьбы сразу после окончания войны приступил к задержанию и уничтожению ОУНовцев. Но никого не расстрелял, вернее, откровенно отказался от этого, и попал в сталинский лагерь. Но где-то в самом надежном месте своей души хранил память о войне, об ушедших из жизни однополчан, не уцелевших узников лагерей.
      
     Одна из бесчисленных деревень. Не лучше и не хуже других. Остановились. И выбор наш не случайный, в окрестностях этой деревни в годы войны шли ожесточенные бои. Елисеич сказал, что недалеко за балкой было зарыто не менее 200 трупов. Уничтожая людей, эсэсовские преступники даже морадерствовали – все жертвы раздеты. Одежда шло в дело. Уничтожая, они и развлекались. Сбив человека с ног, устраивали на нем пляску, переламывая ребра коваными сапогами. Понять такую жестокость здравому уму невозможно было.
             
     У кладбища возле дороги, вышли из машины. Десятки высоких камней  с надписями притягивали нас. Среди них были и могилы солдат,  погибших в страшной прошлой войне.
   
     …Вот маленький памятник, построенный, наверное,  четыре десятка лет назад. воинам-освободителям. Идет солдат с оружием в руке, поднятой головой. Идет он, так, когда-то шел! Мне казалось, он еще о чем-то думает.  О чем? Этого знает он сам. По середине сверху вниз строчатся фамилии и имена павших в боях . На самом верху: «Алиев  Али…» На самом низу алые цветы.
   
     И тут же вижу, женщина  домашние цветы собирала в букет, к ним добавила алую ленту, подошла к монументу, положила к ногам солдат. Стояла, задумалась: «Эх, солдаты! Интересно, сколько вам лет? Не много… Золотая ваша, молодая пора!».   
   
     Елисеич сказал, что недалеко за забором маки растут. Каждый день девушки собирают букеты, приносят сюда и уложат их тут в знак великой любви всенародной.      Он  глубоко вдохнув воздух, невольно шептал: «Эта земля, – святынья наша, мерила правды. Если бы за нее не сложили головы ее сыновья, если бы она не пропиталась кровью своих защитников, – была бы чужая. Попробуй, склонись, землю поцелуй, и, выпрямившись, станешь сильнее. Чем ниже опускаемся к земле, тем выше поднимаемся мы ею. Я всегда готов превратиться в мишень за нее. Вот тогда и мое сердце простучит всю жизнь как надо».
    
      Я долго посмотрел на него, и перед  глазами  появились  солдаты  40-х годов прошлого столетия. Это – он, и его однополчане. И невольно думал: «Ты прав, дедок, пока тебе 90 лет, светла и далека, твоя дорога. Ты даешь наказ, что в мире все пути берут начало от родной земли, с потерей ее, жизнь человека стоит очень мало...»   


                (Продолжение следует)