Быль про Николу Можайского с Выи-реки.
При царе Годунове на Вые была построена Ильинская церковь-шатровка. Почему церковь была построена на правом берегу реки, где населения меньше, земля хуже, да и тракт проходит по левому берегу, а летом много неудобств составляло, чтобы ходить в церковь, а особенно во время распутицы - весной и осенью, существует легенда.
Когда встал вопрос о строительстве церкви, оказалось, что нет иконы. Где взять икону? Дорог нигде не было, связи прямой с Двиной тоже нет. Достать можно было речным путём - Пинегой. Вот снарядили людей плыть в лодке вниз по Пинеге, искать где купить икону и привезти в лодке. Отправились. Ехать пришлось далеко. Иконы найти нигде не могут, да и подходящей нет: нужна была икона не так чтобы красива, а чтобы больше страху в себе несла. Выбрали, наконец, Николу резного с обнажённой саблей, на которую посмотришь, действительно, страх берёт.
Рассказывают, что их Никола привезён из Архангельска, предназначался он для Верхней Тоймы, везли его по Двине в лодке вверх по течению, лодка остановилась у устья Пинеги, поплыли по Пинеге вверх, лодка остановилась у устья Выи, поплыли по Вые, лодка остановилась у Ручья, который с того времени стал называться Становым.
Когда поднимались вверх по Пинеге, уже наступила осень, утром стали падать заморозки, а по реке шугу - осенний лёд несёт. По Пинеге ещё как-то вперёд пробивались, а по реке Вые пробились на семь километров - и остановились. В том месте была излучина. Лёд сильно прижимало к берегу, лодку совсем шугой затёрло. Тут и замёрзла во льду. Тогда и приговорили, что, видно, так Богу надо.
Кто же сотворил и вырезал сей святой образ? Это не деревенский умелец - здесь явно чувствуется рука уверенного, профессионального рисовальщика и скульптора. Мастер изобразил здесь итальянского святителя как северного мужичка - плотного, коренастого, кряжистого, словно поёживающегося под накинутым на него святительским одеянием. Крутой лоб, прямой нос, выступающие скулы, мощные дуги надбровий и большие, пытливые глаза. Глаза смотрящие прямо в глаза приходящим к нему людям. Несмотря на строгие канонические требования изображения святых, выйский Никола - это мудрый, спокойный, уверенный в себе и в правоте своего дела человек. За его спиной, на полях иконы, нет ничего.
Он один, без молитвенной поддержки других святых Угодник, Защитник и Чудотворец. А на кого же ещё надеяться, на кого же уповать людям, живущим среди бескрайней тайги, рек и болот, там где далее до самых гор Уральских нет никакого жилья человеческого. Выйский скульптурный Никола мог бы быть украшением любого музея - северный мужичок, более двух столетий благословляющий своих земляков.
Фотографии и текст из Интернета.