Корова Кормилица

Домна Токмина
                Посвящается Нине Фроловне  Понасенко
               
               
               
                Рассказ.
    Так уж Судьба распорядилась, что у Ниночки Присухиной детства не было. Совсем. До шести лет она его не помнила, а едва  ей исполнилось шесть  лет, как  в сентябре в совхоз  вошли немецкие обозы. Отец Нины ушел на фронт бить фашистов, а мать с девятью детьми на руках оказалась на оккупированной врагом территории. Из всего хозяйства осталась Корова Кормилица да курочка Ряба, хоть и не золотые яйца несла, но все-таки они спасали семью от голода. Мама слышала, что первым делом фашисты отбирают еду и скотину угоняют, поэтому, как могла, прятала корову-то в лес уведет пастись, то за домом на огороде спрячет. А курочка в углу комнаты в коробочке сидела. Как-то в дом вошли немцы, брезгливо осмотрелись, заглянули в пустые шкафы и уже собирались выходить, как курочка закудахтала. Кинулся один из фашистов и схватил курочку. Мать кинулась в ноги к немцам:
-Не забирайте, чем я детей кормить буду?- Но те оттолкнули женщину и спокойно ушли, прихватив курочку.
-Одна надежда на Кормилицу,- вздохнула мать.- Но и корову однажды чуть было не забрал полицай по фамилии Глухов, увидел, как женщина повела ее пастись и вцепился в животное:
-Отдай корову! Немецкое командование распорядилось, чтобы весь  скот им сдавали. Мать плача вцепилась в Кормилицу: -Не отдам, хоть убей!
Мимо проходил какой-то незнакомый мужчина и не побоявщись сказал:
-Вот что, господин полицай, отдай корову женщине. Твои господа скоро побегут отсюда только пятки сверкать будут и не факт, что тебя с собой заберут. Подумай об этом. Легко быть героем, сражаясь с многодетной бабой.
Глухов внезапно побледнел и отпустил веревку на шее Кормилицы. Авдотья поняла, что Глухов  откуда-то знал этого человека и страшно его испугался. Но она могла лишь догадываться, что скорее всего-это партизан. Иначе, кто бы такое осмелился заявить полицаю?
Обрадованная женщина побежала с коровой подальше от жадного полицая.
-Бедная моя, красивая, Кормилица ,-гладила Ниночка впалые бока коровы. Кормилица жевала свою жвачку и косила на девочку красивыми карими глазами, словно все понимая. Дети пообносились совсем- не было ни башмаков, ни одежды. Видя все это, сердобольная соседка принесла отрез:
-Сшей девчонкам по платью,- сказала она и подала ситец в синий горошек.
Ниночка не могла нарадоваться на свое новое нарядное платье. Но в мире встречаются не только добрые люди, но и злые. Как-то  вечером в дом вошли немцы. Оказывается, о том, что  в доме имеется корова, им рассказала предательница, дружившая с врагами. На ее совести много было подлости: она выдавала партизан и своих сельчан. Жила рядом, в соседней деревне.
 На ночь корову оставляли  в доме, так надежнее да и теплее, так что искать ее долго не пришлось. Мать под громкий рев маленьких ребятишек умоляла оставить корову- выжить без коровы было практически невозможно. Фашисты пнули ее для острастки сапогами и повели Кормилицу:
-Кормилица, как же мы без тебя?-  заплакала Ниночка.- Мы же пропадем с голоду.
Корова обернулась на плач своей подружки, грустно посмотрела, как будто и сама понимала свою значимость для семьи и всю безнадёжность ситуации, и тут все увидели, как корова заплакала- две слезинки выкатились из бархатных глаз.
-Коровы не умеют плакать,- сказал офицер, -Я это точно знаю. Они лишены чувств.
Но многодетная семья не понимала, что он только что сказал. Кормилица тяжело вздохнула и вышла из дома. У иных животных чувств больше, чем у некоторых людей. После ухода немцев семья очень долго плакала. Прокормить детей помогали соседи- кто свеклу даст, кто морковку. Мать собирала траву, а потом все вместе перемалывала на ручной мельнице,  а из этого уже готовила затирку- этим и питались.
Есть хотелось всегда. Младшие дети плакали постоянно, прося кушать. А вскоре случилась еще одна беда: мать потеряла руку, она выжила чудом, но так и осталась калекой.  Немцы распорядились, чтобы дети ходили в школу, школа одна была на несколько сёл. Было очень холодно, обуви не было никакой, а приходилось перебредать через ручей. Учебники были старые, но в них были закрашены черной краской портреты советских вождей, также зачеркнута ненужная немцам информация. Не выполнить приказ родители боялись и в школу провожали детей каждый раз со слезами, потому что прямо на улицах хватали подростков, забрасывали в машины и увозили на работы в Германию. Но учеба продолжалась совсем недолго, стали наступать наши войска, фашисты пустились в бегство, и школа вновь заработала только после  полного освобождения сел. Отца уже не ждали- пришла похоронка, а вскоре и прогнали немцев. Казалось бы закончились все беды, но в 1946 году наступила страшная засуха, а следом голод. Маленькая Ниночка не мечтала об игрушках, больше всего она мечтала хоть один раз досыта наесться. Как только на улице появилась зеленая трава, девочка наелась и стала распухать. Доктор промыл ей желудок и наказал строго-настрого: не есть незнакомую зелень. Видя, как страдают дети, мать однажды на поле насобирала горсточку ячменя, перемолола его и поставила тесто в чугунке. В это время влетел в дом управляющий  Костылев:
-Быстро забирай хлеб и иди в правление, -закричал он на мать.
-Александр Васильевич, да что я такого сделала, у меня дети с голоду умирают,  простите меня, -заплакала мать.
-Неси всё, что своровала!- кричал управляющий. Соседку заставили отнести тесто в правление, а матери дали семь лет тюрьмы. Младшие детей отдали в детский дом,  а тех, кто постарше распределили по родственникам. Так Ниночка попала к своей тетке. И здесь она детства так и не увидела- тетка заставляла одиннадцатилетнюю племянницу делать всё по дому, какой там поиграть хоть немного с ребятишками на улице, хоть бы тетя  ее не избила лишний раз. А тетка и в самом деле обращалась с ребенком как фашистка: «Сегодня выстираешь бельё, а полоскать будешь на речке»,-распорядилась она. Все бы ничего, если бы не январь месяц. У девочки башмаки были дырявые, пальто не лучше.
-Ты куда это собралась в такую погоду?- поинтересовалась соседка тетя Маня.
-Полоскать бельё на речку,- ответила Ниночка.
-Да ты и так вся синяя от холода и белье тяжелое, когда мокрое, дома прополощи, кто в такую погоду стирку затевает. Ниночка послушалась совета тети Мани. Но как назло ее за этим занятием застала тетка:
-Это что такое? -закричала она,- я тебе где полоскать велела, дармоедка,- и она стала избивать мокрыми тряпками ребенка. Ниночка, схватив пальто, босиком убежала в лес.
-Мама, мамочка,- плакала она,- где ты? Мне так плохо, тетка морит меня голодом и бьёт. Спаси меня.
-Нина, Ниночка, -вдруг раздался голос тети Мани.- Ты где?
И тут она увидела заплаканную девочку.
-Ты же могла замерзнуть, пойдём в дом.
-Я не вернусь к тетке,- сказала девочка.
-Не переживай, завтра я пойду в правление, сейчас у нас хороший управляющий, попрошу, чтоб тебя от тетки забрали.
Так она и сделала-рассказала все об издевательствах родственницы и на другой день Нину передали в другую семью, в которой она побыла совсем мало: словно услышав мольбы ребенка, ее маму отпустили по амнистии.
Прошло много лет, Нина работала в совхозе- носила воду на поля, не расставалась с тяпкой на поле. Окончить удалось всего лишь 2 класса. Всякое было в жизни, но слеза коровушки Кормилицы видится до сих пор.