В его имени слово-победа

Домна Токмина
Памяти юного героя Виктора Захарченко      
из села Устинка Шебекинского района 
Белгородской области посвящается.
               
Стоит задуматься, почему при одинаковых жизненных ситуациях, люди ведут себя по-разному- одни становятся предателями, лишь бы сохранить себе жизнь, не заботясь о том, как расценят это потомки, другие отдают свою жизнь ради будущего других людей и остаются навеки в памяти живущих…
Витю его приятель Ваня застал как обычно за книгой.
-Что тебе дают эти книжки? Пойдем, поиграем на улице.
-Глупый ты, Ванька, книги думать помогают, кругозор расширяют, а самое главное помогают найти идеал. Я вот когда вырасту, наверное, стану как Валерий Чкалов, летчиком.
-Не ты один мечтаешь стать героем,- обиделся на друга Ваня.- Я тоже хочу.
-Летчиком может стать только образованный человек, а ты книги не любишь читать.
-Подумаешь, зато я в технике лучше тебя разбираюсь,- ответил друг.
Но спорить больше не пришлось, село пришло в  движение, все куда-то бежали.
-Что случилось?- окликнул Витя соседа.
-Война, Виктор, фашист напал.
Вскоре село опустело- мужчины ушли на фронт, а женщинам и детям то и дело приходилось прятаться от летящих с неба снарядов. Наши войска отступали.
-Бежим на фронт, -предложил Витя своему товарищу.
-Нет, меня мамка не отпустит,- отказался Ваня.
-А я при первой же возможности уйду к нашим,- заявил Витя.
-Кто тебя в двенадцать лет в армию возьмет, насмешил, тоже мне воин,- не очень-то поверил другу Ваня.- Говорят, на войне страшно.
Мимо их села то и дело проходили беженцы с Украины, пытаясь подальше уйти от войны, и рассказывали страшные вещи о зверстве фашистов.
-Рассказывают, что под Харьковом евреев собрали и живыми в яму закопали, даже детей, сутки стон стоял из-под земли.
-Вот поэтому надо дать отпор этим зверям, -заявил Витя. Вскоре мальчишки сами увидели врага: обозы в сопровождении машин и мотоциклистов двигались по селу. Впереди шел карательный отряд. Они заходили в каждый дом и наводили свои немецкие порядки- попросту устрашали население и грабили, оставляя без крошки хлеба.
-Гады,- сжал кулаки Витя,- скажешь мамке, что я к своим ушел на фронт,- и мальчик  решительно пошел в сторону, как он предполагал, наших солдат. Вскоре Витя принимал участие  в сражении, но чаще всего мальчика использовали, как разведчика. Немцы не обращали внимание на ребенка, а он тем временем запоминал, где находятся пулеметы, сколько немецких солдат. Но однажды Витю и еще двух разведчиков схватили полицаи. Разведчиков бросили в подвал. Их страшно пытали, но пленные ничего не сказали немецкому офицеру.
-Думая, что мальчишка окажется послабее духом, фашист велел взрослых увести, а ребенка оставить.
-Ты партизан?- начал допрос немец на русском языке, и хотя некоторые слова он пытался самостоятельно подобрать, все же ему угодливо подсказывал местный полицай, так как фашист хоть и воевал уже год в России, все русские слова коверкал и не всегда понимал их значение.
-Расскажи, где прячутся партизаны, и я обещаю сохранить тебе жизнь, а если не скажешь, то умрешь. Тебе, наверное, хочется жить, ты ведь такой молодой.
Мальчик  не ответил, похоже, немца это взбесило, он дал знак полицаю, и тот принялся избивать ребенка. Витя, сжав губы, упорно молчал.
-Скоро наша армия отметит победу на Красной площади, -выкрикнул офицер.
-Ага, долго ждать придется,- тихо произнес юный партизан .
-Что ты сказал?- закричал фашист.
-Я сказал, что в обратную сторону бежать будете, не видеть вам Москвы, как своих ушей,- ответил Витя.
-При чем здесь уши?- спросил полицая немец.
-Так у нас говорят, поговорка такая,- попытался объяснить не очень образованный полицай.
-Не хочешь по-хорошему, пусть будет по-плохому,- взял в свои руки инициативу предатель. -Сейчас мигом заговорит,- и полицай плеснул в лицо мальчика кипятком. Витя вскрикнул от боли.
-Сейчас все расскажет,- обнадежил фашиста полицай. Но мальчик молчал.
-Что это за страна такая,- возмущался фашист,- здесь даже дети воюют, но мы все равно сильнее, мы- великая нация, мы завоевали полмира, осталось совсем немного, когда Россия падет к нашим ногам. И ты в этом убедишься, если будешь с нами сотрудничать, -немец с благоговением посмотрел на портрет Гитлера, висевший на стене. Вите показалась эта ситуация комичной, и он несмотря на боль, засмеялся.
Извергов это взбесило, полицай сломал мальчику руку, но и этого показалось мало.
-Мы тебя расстреляем!- кричал немецкий офицер.- Может быть, у тебя есть желание, мы выполним, -вдруг он сменил гнев на милость.
-Есть,- сказал Витя,- поскорее увидеть, как наша армия всех вас, проклятых фашистов, уничтожит.
-А вот этого ты никогда не увидишь, -прошипел немец и велел полицаю выколоть мальчику глаза.
-Расстрелять, -приказал офицер. И Витю с другими пленными повели на расстрел. Мальчик не видел, как к месту казни согнали людей, чтобы они смотрели, что бывает  с теми, кто борется с немецкими порядками. Люди плакали, молча, отводили глаза от страшного зрелища, но полицаи заставляли их смотреть на казнь.
-Ройте могилу себе сами,- распорядился фашист, но у пленников не было сил, а с казнью нужно было побыстрее заканчивать- русские такие  непредсказуемые. И как бы, в подтверждение его мыслей, вдруг раздался слабый голос подростка, из последних сил он запел: «Это есть наш последний и решительный бой». Песню подхватили его товарищи. Немец приказал стрелять.
-Теперь все кончено,- самодовольно подумал офицер. Но неожиданно из могилы встал мальчик и побежал, не видя и не разбирая дороги. Немецкие солдаты суеверно отбежали от окопа, не решаясь стрелять. Полицаи, решив выслужиться, схватили мальчика и подтащили к немецкому офицеру.
-Закопайте его живьем,- распорядился фашист. Долгое время из-под земли доносился стон ребенка. Когда  матери мальчика рассказали о казни Вити, она побежала к могиле и увидела худенькую ручонку сына, пытавшегося выбраться к живым. От увиденного мать потеряла рассудок. Вите было всего тринадцать лет, как никто другой он хотел жить. Немецкий офицер, казнивший ребенка, когда советские войска погнали врага с нашей земли, не дожил до своих светлых дней, когда армия фюрера марширует по Красной площади, не успел он увидеть и как его соратники бегут с поля боя, потому что был схвачен партизанами. Его не пытали, как обычно делал он, немец добровольно выдавал все военные тайны, которые уже не имели никакой ценности, он лишь умолял сохранить его подлую жизнь, и умер от страха. Перед смертью немецкий офицер увидел во сне Витю -окровавленного и изувеченного. Тот пристально смотрел на фашиста пустыми глазницами и пел. Вряд ли в конце жизни к фашисту пришло раскаяние, в любом случае -осознать он ничего не успел, лишь успел подумать: откуда у этого мальчика столько мужества, откуда у ребенка брались силы. Но мы-то знаем: мальчик очень любил свою землю, на которой родился и вырос, и не допускал мысли отдать ее врагу на растерзание, он любил жизнь, и она дала ему силы быть мужественным, а еще самая главная тайна-сила в его имени, ведь в имени Виктор слово- Победа.
Мать Вити не могла смириться с гибелью сына, ей все время казалось, что он живой, она разговаривала с ним. Но что такое материнское сердце, может быть, оно подсказывало ей, что сын живой, ведь как не хотелось мальчику умирать, и то что он жив для всех нас, показало время, ведь человек жив, пока жива о нем память, а о мужестве юного героя помнят много лет спустя.