Художник Станислав Минченко. Живое наследие

Татьяна Азарова Плесовских
      Эта выставка в калужском Доме художника оказалась неожиданной. Ушёл из
жизни заслуженный художник России С.К. Минченко. Вдова его, Людмила, тоже художник,  уже через девять дней, 31 марта организовала эту выставку в память о нём, назвав её "Станислав Минченко и его ученики. Живое наследие".

      Минченко родился в 1947 году в деревне Титовка Брянской области, через год переехал в Ленинград.
      В 1972 году закончил Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова
(театральное отделение).
      1975-1981 - учёба в институте живописи, скульптуры и архитектуры им.Репина
(факультет живописи).
      1981-1983 - преподаватель в ДШИ, г. Ленинград.
      С 1985 года живёт и работает в Калуге.
      Работал в КХПМ ХФ РСФСР.
      С 1990 - преподаватель Калужского областного колледжа культуры.
      С 2002 - Преподаватель факультета дизайна в КФ МГЭИ.

      Станислав Минченко придерживался реалистической школы, основы которой были заложены в 19 веке русскими художниками Кипренским, Суриковым, Венециановым и другими. Именно калужский период творчества стал для художника более плодотворным, в полной мере раскрылся его талант живописца. Мы увидели его пейзажи, натюрморты, портреты. Каждое лето художник выезжал в деревню в Брянскую область, где и рождались многие его полотна. Особенно удавались ему портреты. В них лишь видимая простота, а на самом деле гениальность изображения,  созданных им образов обычных русских людей, живущих своими  повседневными заботами и маленькими радостями.

      Рассмотрим же то немногое, что удалось мне показать в коллаже.

      Слева:

      "Автопортрет". Могучий, умный, многое познавший в жизни. А в глазах и боль, и мысль.

      "Портрет Марии Яковлевны". Вся жизнь этой крестьянки написана на её лице. Трудилась, трудилась, устала. Красный платок, простое платье, натруженные руки.

      "На уборке сена". Нет, возраст для тяжёлого труда не помеха. Привычка. Привычка трудиться всю жизнь. И тянуть и тянуть эту лямку. И как будто не в конце 20 века написана эта картина, а лет 100-200 назад. Великая труженица. Одна из многих-многих. А другой-то жизни они, эти люди, не знали.

      "Старик". Портрет участника Великой Отечественной Войны Е.А. Авдеенко, потерявшего на войне ногу и доживающего свой век на протезе. Да и другая нога беспокоит, лето, а на ней валенок. Тяжело, но не жалуется ветеран. Работал как мог в колхозе. Устал. Жизнь подходит к концу.

      "Жница". (В центре внизу). Из той же когорты великих тружеников села. На минуточку разогнула спину, сощурившись от солнца посмотрела на нас. Вам чево,а? Проходи, мил человек, не отвлекай. Жать надо.

      Как-то Станислав Константинович сказал мне с грустью и даже с болью: " Я пишу их портреты, а они уходят из жизни, то один, то другой. Плохо мне". Утешаю как могу: "Такова жизнь. Это их возраст. Их время пришло". Эти люди, с которыми он подолгу жил в одной деревне, стали родными, близкими, своими. Нет, не ушли  герои его портретов совсем. Они остались в вечности и смотрят на нас с его полотен. Они - наше время, они - наша совесть, они - мы, они - Русь.

      Справа:

      "Егорыч". Принарядился, новую рубаху надел и кепочку на голову для полного парада. Улыбка добрая и хитроватая немного. Так он же рыбак! Наловил, посолил, сушит. Красота!

      Натюрморт "Говорит Москва". Нехитрый набор предметов скупо и просто рассказывает о войне, о тех, кто жил - выживал в тылу под  бомбёжками, в разрушенных зданиях, читал Сталина, "Правду", верил своему Вождю и в Победу.

      Вверху в центре:

      "Солдаты тыла". В 1980-е годы Минченко работал в Ленинградском ПТУ №29, где проводил с учащимися занятия в художественной студии. В это время было принято решение о создании в училище музея боевой и трудовой славы. Тогда и появилась идея написать картину на тему блокады. Он собрал немало материала, беседовал с сотрудниками музеев, побывал на заводе Невской заставы, где встречался с рабочими, которым во время войны было по 12-14 лет. Тогда они учились в училище и работали в цехах, ничем не уступая взрослым. Они делали снаряды для фронта, перевыполняли норму в 1,5-2 раза. А сам город и был настоящим фронтом. Страшно голодали, спали тут же у станков. Многие умирали.

      Вспоминаются простые и гениальные строки поэта Ольги Берггольц, которая в блокаду работала на Ленинградском радио: "... Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна...".

      Минченко сделал зарисовки с современных ребят. Холодная тёмная зимняя ночь. Электричество в цехе отключено. Если бы цеха были освещены, фашисты незамедлительно забросали завод бомбами. При слабом освещении мальчишка лет 12 под присмотром старого рабочего работает на токарном станке. Девочка, немного постарше, ненадолго оторвавшись от станка, пытается отогреть замёрзшие руки на маленьком огне.

      Художник посвятил эту картину своей матери, пережившей эту страшную блокаду и чудом оставшейся в живых. Её вместе с другими людьми, такими же, как и она, умирающими от истощения, вывезли в тыл. Многие не доехали. Она оказалась на брянской земле, где её выходили добрые люди.

      В последние годы Станислав Константинович увлёкся скульптурой. Появляются работы:."Старушка", "Профиль","Обнажённая", "Егорыч", "Курящий", "Смотрящий вниз ", "Дуэт", "Здорово, Маня! Как живёшь?" "Хорошо, Федя. А ты как?". - Это композиция из двух фигур. Согувшаяся старушка с палкой и дедок на одной ноге, идут рядом, беседуют. И другие скульптуры. В каждой работе образ, характер человека.

      Для коллажа я выбрала небольшую скульптуру "Брошенная" (справа третья). Собака. Истощённая, больная, несчастная. Нельзя без содрогания смотреть в глаза этого существа, будто спрашивающего: "Зачем бросили? Почему страдаю? Что я вам плохого сделала?" А ничего. Просто мы, люди, такими жестокими бываем.

      На выставке так же были показаны работы жены Минченко Людмилы Константиновны и учеников художника А.А. Шананиной, Ю.В. Просецкой, В.В. Харченко, Д.В. Миглазовой, Г.И. Трошиной, М.А. Вишневской, П.А. Савчук и других.

      С.К. Минченко был не только художником, но и литератором. Несколько лет назад он подарил мне книгу "Цвет.Тон. Линия. Пластика. Слово". В книге рассказывается о его семье, жизненном пути и творчестве. Я была приятно удивлена, обнаружив в конце несколько небольших рассказов и стихотворений. Житейские случаи,  что-то на тему природы. Простота изложения, а по сути глубокие размышления. О бабочке, которая доверчиво села ему на руку, о волшебных узорах на зимнем окне, о соловушке, который так красиво запел в ночном городе, когда наконец наступила тишина. "Он пел и был царём в ночи. Это продолжалось до тех пор, пока не появилась оголтелая ватага хозяев крыш и помоек. Поднялся шум, спор, драки, целый базар. Соловушка умолк, спорить было бесполезно, их было много, и все они были тоже виртуозами по чириканью и карканью". Станислав Константинович участвовал в различных литературных сборниках, выходящих в Калуге, в том числе и тех, которые редактировала я.

      Он умел увидеть большое в малом, почувствовать, проникнуться, понять, написать.

      Какую-то особую любовь он испытывал к братьям нашим меньшим. Захожу к нему в мастерскую, а у него там голубь больной прижился, едва по полу ковыляет, клюёт что-то. "Вот, подобрал бедолагу,- объяснил Станислав Константинович,- поправится-улетит". Да,поправился и улетел. Ещё показывал мне осиное гнездо, свили мол, да что-то бросили его, не прилетают. А я им окно открытое оставлял.

      Один из  его учеников А.И. Купенко закончил полиграфический институт и в качестве дипломной работы оформил и даже сам переплёл книгу  с рассказами и афоризмами С. Минченко "Слово Станислава" (на коллаже справа внизу). Это эксклюзив, таких книг 2-3. Дали подержать. Прекрасное оформление, глубокое проникновение в образы. На обложке сам Минченко в рыцарском шлеме и маленький ангел с луком и стрелой. Но такой ангел только несёт любовь. Хорошего ученика вырастил и воспитал Станислав Константинович.  Дай бог молодому художнику  иметь возможность проявить свой талант и оформить много - много прекрасных книг.

      Прекрасна неба синь
      И облако на нём так звонко,
      Как в поле пятнышко
      На лбу телёнка.
      Как платье девушки
      На фоне речки быстрой,
      Как всё в природе -
      Нежно, явственно и чисто.

      Это стихи Минченко Станислава Константиновича.