Редакции газеты ИЗВЕСТИЯ
академику С.Шаталину (лично)
Отклик на статью ЗАКРЫВАЕМ ПЕРЕСТРОЙКУ?
академика С.Шаталина, опубликованную
газетой ИЗВЕСТИЯ от 26 июня 1989 года
К сожалению, я не могу сказать, что избран академиком по
специальности "экономико-математические исследования" или даже,
что занимаю видную должность в крупном учреждении, хотя занима-
юсь социологическими исследованиями более 20 лет. Тем не менее,
учитывая важность рассматриваемых вопросов для социализма, я
еще раз изложу свою точку зрения на существо экономических
проблем и свои предложения путей их преодоления.
Цели внешней и внутренней политики определяются соотноше-
нием экономического (военного), научно-технического и идеологи-
ческого потенциалов нашей страны и других стран мира, а также
соотношением скоростей изменения этих потенциалов. Это можно
показать на историческом материале.
Отставание нашего экономического потенциала являлось нашим
хроническим состоянием всегда. В настоящее время проявились
тенденции увеличения этого отставания и потребовалась перест-
ройка структуры целей (методов, сил и средств) для подавления
этой опасной тенденции. С этим никто не спорит. Вопрос лишь о
том, как это сделать наилучшим образом. Еще июньский 1985 года
Пленум ЦК КПСС ответил на этот вопрос: надо усилить роль чело-
веческого фактора.
Можно, конечно, считать, что демократизация и гласность
усилили этот человеческий фактор. Но в той части, которая каса-
ется экономики, это "усиление", на мой взгляд, привело к ее ос-
лаблению.
Любые отрасли экономики (и торговли) требуют дисциплины
труда. Ясно, что сохраняя митинговый демократизм и исключая
применение силы для наведения порядка, в условиях уменьшения
внимания к идеологии достигнуть дисциплины труда можно только
экономическими методами.
Планирование этой задачи не решает даже, если по идее ака-
демика В.Семенихина мы будем планировать в комплексе номенкла-
туру, деньги, трудозатраты, натуральные показатели, потоки ин-
формации и защиту окружающей среды. Идея Д.Валового ближе к це-
ли, если только не забывать, что в статье (ПРАВДА, 27 февраля
1989 г.) он поддержал мнение специалистов и практиков об уста-
новлении стоимости по общественно-необходимым затратам труда.
Правда, сам Д.Валовой не уточняет того, что он понимает
под общественно-необходимыми затратами труда, а в отношении
определения этого понятия нет единогласия.
Необходимо восстановление в правах принципа эквивалентного
обмена.
Перестройка нашего социалистического дома проходит под
флагом марксизма-ленинизма и возвращения к ленинским принципам
строительства социализма. Долгие годы по разным причинам сдер-
живалась живая теоретическая мысль. В результате оказались не-
развитыми некоторые исходные посылки и перестройка должна кос-
нуться не только верних этажей, но и фундамента.
В тезисах ЦК КПСС к Х1Х Всесоюзной партийной конференции,
одобренных Пленумом ЦК КПСС 23 мая 1988 года, сказано: "Необхо-
димо поднять теоретический уровень идейно-политической работы,
углублять дискуссии по живым вопросам социализма."
Одним из таких "живых" вопросов теории, конкретно относя-
щимся к политэкономии социализма, является вопрос, как правиль-
но определять понятие стоимости.
Официальная политэкономия социализма исходит из определе-
ния, которое только по форме совпадает с определением этого по-
нятия в "Капитале" Карла Маркса.
Ядро проблемы кроется в понимании "средних" трудозатрат.
Конечно, найдутся товарищи, которые скажут, "Что может зависеть
от одного слова?". Однако. Мало того, что это слово ("средние"
трудозатраты) лежит в фундаменте политэкономии социализма, ана-
лиз показывает, что от правильного понимания этого понятия нео-
быкновенно сильно зависит то, какой есть и каким быть социализ-
му.
Известно, что любая логическая система (теория), построен-
ная на ложной основе неизбежно будет приходить к неправильным
выводам, а примененная на практике - к тяжелым последствиям.
Можно утверждать, что существующий механизм торможения в
наибольшей степени связан с распространенным в нашей политэко-
номии пониманием средних трудозатрат, как трудозатрат среднего
рабочего.
Зарплата, цены и другие экономические показатели пропорци-
ональны затратам труда, которые измеряются затратами рабочего
времени. Поэтому работающие не заинтересованы в ускорении вы-
полнения своих работ. Отсюда постоянное накопления отставаний.
К.Маркс говорит о "СРЕДНИХ" трудозатратах в рамках обмен-
ной теории. При социализме "обмен" имеет место между работником
(предприятием) и государством. С этим согласится каждый, кто
стоит на почве реального социализма. Поэтому "средние" трудо-
затраты есть средние между затратами работника и "затратами"
государства. Конкретного работника. Однако возникает естествен-
ный вопрос: А что такое "затраты" государства?
Если принять, что "затраты государства" - это такие затра-
ты, которые получаются при самых экстенсивных условиях, на
уровне лучших мировых показателей, что это есть затраты лучшего
из работников, занимающихся данным делом в данных условиях, то
основные экономические показатели, определенные через "средние"
трудозатраты, приобретают свойство стимулировать эффективность
и качество, ускорять прогресс.
Это предложение не должно рассматриваться как предложение
введения рыночной системы, хотя в одном из анонимных ответов
мое предложение по уточнению понятия "средних" трудозатрат было
оценено как предложение введения рынка. Но я думаю что то, что
заключается в точном понимании основного экономического понятия
экономики, и есть настоящий социализм. И дело не только в том,
что именно так (как я утверждаю) сформулировал это понятие
К.Маркс (что само по себе чрезвычайно важно). Элементарный ана-
лиз следствий показывает, что именно такое понимание "средних"
трудозатрат чрезвычайно полезно для социализма, для укрепления
его основ.
Во-первых, оплачиваются не любые трудозатраты, а только
общественно необходимые. Это создает стимул повышения произво-
дительности труда, использования передовой техники, технологии
и изобретательства.(В результате не потребуются планы внедрения
новой техники и научных результатов).
Во-вторых, плановое ведение народного хозяйства сохраняет-
ся, хотя несколько усложняется достижение сбалансированности.
Государство через Комитеты по труду и заплате, по науке и тех-
нике, по стандартам, по ценообразованию устанавливает высшие
показатели, нормы, расценки и т.д. Предприятия учитывают реаль-
ные показатели и затраты ресурсов. Причем, предприятиям стано-
вится невыгодным как преувеличение, так и преуменьшение своих
показателей. В первом случае они получают более высокие зада-
ния, которые не смогут выполнить и не получат премий. Во втором
случае предприятия получают более низкие заказы и потеряют при-
быль из-за недопроизводства.
В-третьих, исчезает "вал" в чистом виде, так как стоимость
изделия будет изменяется при каждом "обмене" (видимо, это и на-
водит на мысль о рынке некоторых академиков, хотя я допускаю
рынок, на котором товары реализуются по ценам, определяемым в
сооточного понимания "средних" трудозатрат.
Сегодня мы имеем дефицит внимания теоретиков и практиков к
скрытому в недрах теории резерву перестройки, хотя, возможно,
сама реализация этого предложения может оказаться сложной и
продолжительной.
Несколько слов о мерах по обеспечению роста производитель-
ности труда (на примере главного вычислительного центра).
В настоящее время премия выплачивается за выполнение пла-
на. Увеличение производительности труда, выполнение работ дос-
рочно, сверх плана не влияют на образование премиального фонда
института а, следовательно, и его подразделений.
В то же время фактический рост производительности труда
имеет большое значение в связи с ростом накладных расходов.
Принимаются правильные решения направить работу на повыше-
ние производительности и качества труда, на наиболее эффектив-
ное использование трудовых ресурсов, активизацию процессов пе-
рестройки.
Правда существует самостоятельная проблема разработки сис-
темы показателей, характернизующих состояние и изменение произ-
водительности труда в подразделении. Эта задача напрямую связа-
на с необходимостью совершенствования Положения о премировании
в направлении учета состояния производительности труда в под-
разделениях.
Стоимость информационного продукта с учетом общественно
необходимых трудозатрат может быть выражена в виде:
Тн + Тф Тфн + Тфф
С = ------- + Ф* ---------,
1 1 1 1
-- + -- --- + ---
Sн Sф Sфн Sфф
где:
с - стоимость продукта (любой элемент автоматизированной
информационной системы на ГВЦ);
Тн - норма затрат времени на изготовление информационного
продукта;
Тф - фактические затраты времени на изготовление этого
продукта;
Sн - нормативная стоимость человеко-часа ;
Sф - фактическая стоимость человеко-часа;
Ф - объем потребляемых фондов, например, машинного време-
ни, необходимых для изготовления информационного продукта (для
каждого учитываемого фонда добавляется слагаемое типа второго в
правой части);
Тнф - норма затрат времени на обслуживание фонда, потреб-
ляемого для изготовления информационного продукта;
Тфф - фактические трудозатраты на обслуживание фонда, пот-
ребляемого для изготовления информационного продукта;
Sфн - нормативная стоимость человеко-часа трудозатрат на
обслуживание фонда;
Sфф - фактическая стоимость человеко-часа трудозатрат на
обслуживание фонда.
Если считать, что Тн = Тф, Sн = Sф, Тнф = Тфф, Sфн = Sфф,
то получим формулу для описания калькуляции, которая фактически
применяется на практике для определения стоимости заказа, нап-
ример. Отношение стоимости, вычисленной по приведенной формуле,
к стоимости, вычисленной обычным способом, для каждого информа-
ционного продукта является показателем уровня производительнос-
ти труда.
Предлагается следующая система мер, ориентированная прежде
всего на стимулирование повышения производительности труда.
Предлагается вводить ее в действие по этапам.
1 ЭТАП:
1. Существующие в настоящее время нормы затрат времени на
отдельные виды работ, связанные с созданием продукта, дорабо-
тать и утвердить как предельные (минимальные) - на уровне миро-
вых показателей.
2. Вести разработку оперативно-календарных планов работ с
использованием перечня видов работ, определенных Инструкцией по
нормированию. Для тех видов работ, которые не входят в Инструк-
цию, ввести временные пределв настоящее время нормы затрат времени на
отдельные виды работ, связанные с созданием продукта, дорабо-
тать и утвердить как предельные (минимальные) - на уровне миро-
вых показателей.
2. Вести разработку оперативно-календарных планов работ с
использованием перечня видов работ, определенных Инструкцией по
нормированию. Для тех видов работ, которые не входят в Инструк-
цию, ввести временные предельные нормы экспертным путем.
Выполнение оценок предельных норм поручить комиссии по
нормированию.
3. Для каждого вида работ ввести расчет коэффициентов про-
изводительности, вычисляемых в соответствии с формулой:
Тн + Тф
К = ---------,
2Тф
где - Тн -- предельная норма затрат времени на выполняемый
вид работы;
Тф -- фактические затраты времени на этот же вид ра-
боты.
4. Ежемесячно (ежеквартально) с нарастающим итогом произ-
водить вычисление коэффициентов производительности для каждого
завершенного вида работ, а также сумму всех вычисленных коэффи-
циентов (по всем завершенным видам работам) для каждого специа-
листа (темы, лаборатории, отдела).
5. Среднее значение расчетных показателей для каждого раз-
работчика (подразделения) считать показателем уровня производи-
тельности труда разработчика (подразделения).
6. Среднее значение всех вычисленных коэффициентов по всем
видам завершенных работ использовать для оценки состояния про-
изводительности труда на ГВЦ.
7. Планирование работ осуществлять принятым на ГВЦ поряд-
ком. Так как повышение производительности труда должно вести к
уменьшению трудозатрат по отношению к запланированным, то воз-
никнут ситуации необеспеченности работой (если подразделение не
возьмет себе сверхплановых работ). Сэкономленное время подраз-
деление должно использоваться для выполнения ИРПИ, предвари-
тельной проработки заявок заказчиков и т.п.
8. Нормы, соответствующие высшим мировым достижениям, по-
ручить разработать группе труда и зарплаты совместно с разраба-
тывающими подразделениями и Научно-техническим отделом.
9. Пересмотреть существующие Положения о премировании.
Коэффициенты трудового участия должны существенно зависеть от
показателей производительности труда работников .
10. Распределение премий между подразделениями должно осу-
ществляться в соответствии со значениями показателей производи-
тельности труда подразделений.
11. Поручить инициативной рабочей группе, включающей луч-
ших специалистов ГВЦ, разработать соответствие между показате-
лями качества и предельными нормами затрат времени на создание
продукции заданного качества.
2 ЭТАП:
На втором этапе предлагается перейти к оценке состояния
производительности труда по полной формуле с учетом стоимостных
показателей и фондов.
В дальнейшем необходимо переходить к системе централизо-
ванного использования специалистов и к распределению всех видов
денежного содержания в соответствии с коэффициентами, характе-
ризующими уровень производительности труда и качества продук-
ции.
Предлагаемая система обладает свойством стимулирования по-
вышения производительности труда и качества, служит задачам эф-
фективного использования трудовых ресурсов, ускорения науч-
но-технического прогресса при условии, что будут включены эко-
номические рычаги: премия, а в перспективе - зарплата.
Вот так, я думаю, можно в первом приближении решить наибо-
лее острые проблемы "внизу". Как их решать "наверху" - об этом
сейчас много говорится. Последнее слово - за Съездом народных
депутатов.
С уважением Виталий Шолохов
27.06.89
Адрес для переписки: 141700, г. Долгопрудный, ул. Лихачев-
ское шоссе, дом 13, кв. 1