Мастер релаксации

Вера Куприянович-Соколова
«Ну, вот и всё,» - подумал Сергей, открывая дверь на улицу, в конце своего первого рабочего дня.
«Ну, вот и всё, и время нельзя повернуть назад…» - вертелось в голове.
А ведь ещё вчера в этот час он предвкушал начало своей триумфальной карьеры в известном медицинском центре, предлагающем пациентам программы по релаксации, развитию личности и самосовершенствованию.

Благодаря рекомендации его научного руководителя, доктора наук, профессора психологии, Сергей получил возможность вести в этом центре занятия в группах по релаксации и аутотренингу. Как же он готовился к сегодняшнему дню! И с научным руководителем советовался, и новейшую специальную литературу читал… Ведь ничего нет важнее установления первичного контакта с пациентами!

И вот утром сегодняшнего дня Сергей был во всеоружии. Подобрал подходящую музыку для релаксации и даже практиковал перед зеркалом взгляд – уверенный и доброжелательный – которым будет смотреть на своих пациентов. Вроде бы ничего не забыл! А пока пациенты собирались, решил поставить красивую, романтичную песню, настраивающую на расслабление.

Ну, вот он и поставил… Colour of the Night (Цвет ночи) в исполнении Лорен Кристи… «Идиот!» - снова выругал Сергей сам себя…
А произошло вот что:
С первыми звуками мелодии у двух пациенток начались признаки нервного срыва разной степени тяжести – одна нервно захлюпала носом и затряслась, а вторая зарыдала в голос.
Вот тебе и релаксация! Сеанс был сорван – точнее, передан в руки коллеги, которая милостиво согласилась поработать с группой Сергея. А сам же Сергей скорее подбежал к расплакавшимся девушкам и, стараясь придать своему голосу максимум участия, предложил им пройти в пустующий кабинет для беседы – оставлять их в таком состоянии было нельзя.

Девушки довольно быстро перестали плакать и взяли в себя в руки. И даже очередность для себя определили – первая «излить душу» прошла та, которая хлюпала носом.

Девушку звали Марина. Она честно призналась, что «расклеилась» потому, что в последнее время с ней всегда такое: как только слышит песню о любви – чувствует, что это не про неё и ей становится очень грустно и одиноко. При этих словах глаза у Марины снова наполнились слезами. Чтобы не дать срыву разыграться вновь, Сергей улыбнулся пошире, взял доверительный тон и, импровизируя, сказал, что с ним происходит часто то же самое… Марина заметно воспряла духом – ей явно приятно было найти «родственную душу». Так они и разговорились. О разном. И Сергей чувствовал, что Марине больше не хочется плакать. Но в то же время он чувствовал и другое. Что он преступно разрушил стену профессиональной субординации, разделяющую врача и пациента и разговаривал с Мариной как человек с человеком. Точнее, как мужчина с женщиной.

«Ну так что же? Совет им и любовь,» - подумает выросший на сериалах читатель. Да, возможно, в сериале был бы и совет и любовь, но только в жизни у Сергея была любимая женщина, которая ждала его дома. И в этот момент Сергея не на шутку охватила паника.

Марина, видимо, приняла растерянность Сергея за обеспокоенность за следующую пациентку и сама сказала, что ей пора идти, не забыв положить на стол рядом с Сергеем бумажку с номером своего мобильника и адресом электронной почты.
Настал черёд второй пациентки – той, которая рыдала в голос. Девушку звали Светлана. Хотя она больше не плакала, руки у неё немного дрожали, когда она положила их на стол, и было заметно, что до конца успокоиться она не может. Светлана не стала ждать наводящих вопросов. Ей явно хотелось выговориться. Как оказалось, песня Colour of the Night была любимой песней её молодого человека, который полгода назад погиб в автоаварии. С этой песней было так много связано. И каждый раз, когда Светлана слышала её, она не могла сдержать слёз. Потому, что песня есть, а любимого человека больше нет. И не будет больше с ней. Только в памяти. Только на фотографиях.

Сергей почти физически почувствовал ту боль, которая наполнила комнату, когда Светлана рассказывала о своём горе. Ему хотелось разогнать эту боль, убить её. Но как победить смерть? Он вспомнил, что слышал что-то об избирательном стирании воспоминаний и ухватился за это, как за соломинку. Он вдохнул побольше воздуха, потому что в комнате, где повисла боль, воздуха остаётся очень мало, и сказал Светлане, что боль можно ослабить или даже… убить. И он обязательно поможет ей. Ей станет легче. Сказал, чтобы она пришла через три дня.

Про избирательное стирание памяти Сергей слышал от одного «дяденьки», как он его для себя мысленно назвал. Они познакомились, когда гуляли с собаками. «Дяденька» не был такой общепризнанной знаменитостью в области психологии и психиатрии, как научный руководитель Сергея, но почему-то Сергею очень хотелось ему верить. Без оглядки. «Дяденька» - надо обязательно найти его и спросить его имя – рассказывал ему совершенно удивительные вещи про человеческое сознание, про лечение некоторых фобий и психозов; про избирательное стирание памяти, про удивительные возможности человека. И сейчас Сергей подумал, что обязательно снова разыщет «дяденьку» и проконсультируется насчёт случая Светланы. Нет, не просто разыщет и проконсультируется, а попросит о помощи. Да, именно о помощи…

Вот такие воспоминания и мысли крутились в голове Сергея, пока он шёл домой, после своего первого рабочего дня.
«Надо же!» - думал он. «Ещё сегодня утром, казалось, мир удивителен и прекрасен. А теперь появилась Марина, которую нельзя травмировать, но с которой нельзя продолжать знакомство. Появилась Светлана, которой обязательно нужно помочь…»
К тому же к концу дня был неприятный разговор с начальством по поводу того, что Сергей чуть не сорвал предварительно оплаченный сеанс релаксации.

И вдруг, из открытого окна кафе, мимо которого проходил Сергей, донеслась музыка Colour of the Night. И снова Сергею стало больно и стыдно, что он так бесславно начинал свою профессиональную карьеру. Но в то же время Сергею захотелось рассмеяться, и он с трудом сдержал смех, потому что сейчас с ним произошло именно то, что было с его пациентами сегодня утром – музыка в своём вихре закружила зацепившиеся за ноты воспоминания…


PS В качестве иллюстрации использована картина Маурица Эшера