Жорик

Ди Колодир
                Светлой памяти Георгия Ивановича Вьюна посвящается.


Жорик расстегнул сумку и достал синюю с белой эмблемой майку. Сумку сшила мама. Мама всегда поддерживала Жорика. Знала, что он хочет спортивную сумку, вот и сшила. Две ночи просидела за швейной машинкой, очень старалась успеть к началу первенства. И успела. Папа раздобыл где-то "кожзам", а мама сама сделала выкройку и сострочила. Ну и ладно, что самоделка, зато очень похожа на настоящую спортивную. Он такие у футболистов "Цемента" видел. Так мама специально ходила на матч, смотрела как выглядит эта сумка.
И сегодня мама на матче. Вон они с папой на трибуне, разговаривают о чем-то. Мама футбол не любит: "Ой, как дадут ему по ногам! Ужас!" Что поделаешь – такая игра. Папа наоборот – в футболе дока. И болеет всегда так… Нет, не кричит, не свистит, не вскакивает, но переживает очень. Сожмет кулак и по колену себя.
"Тьфу ты, мать честнАя!" – его постоянная футбольная фраза.
Майка, трусы, гетры, бутсы – все новенькое. Шефы постарались. Как-никак, первенство страны среди молодежных команд. В прошлом году новороссийская "молодежка" дебютировала в первенстве. И дебютировала неудачно. Но Артем Григорьевич сказал, что ничего страшного не произошло, что первый блин всегда комом, надо собраться, надо верить в победу… В общем, нашел слова. Вот и готовились к очередному первенству как одержимые: тренировки, товарищеские встречи, сборы.
Жорик потопал ногой в бутсе. Нет, не очень ладно, надо еще шнуровку подтянуть.
Интересно, мама сама пошла на матч, или все же папка настоял? Папка – он такой, с ним спорить бесполезно. Жорик вздохнул, вспомнив, как однажды в детстве попробовал табак. Курение не понравилось, да еще папка унюхал. И врезал. Всего один раз, но интерес к папиросам отбил навсегда.
Ну вот, теперь годится, сидит на ноге как влитая. Жорик еще раз обернулся на трибуны. Папа что-то говорит маме и рукой на поле указывает. Верно, правила объясняет. А, бесполезно. Мама тут же все забудет. Жорик и сам пытался, еще когда в "Звездочке" играл. В тот год в городе появился Александр Федорович. Вот уж человек… Организовал первенство города среди дворовых команд. Ну, так у Жорика во дворе команда такая имелась, вот и решили ребята участвовать в соревнованиях.
Жорик попрыгал на каждой ноге по отдельности. Отличные бутсы! Сидят плотно, но нигде не жмут.
В общем, когда пришли подавать заявку в штаб первенства, выяснилось, что у команды название должно быть. Ленька тогда и предложил – "Звездочка". Ребятам понравилось. Жорик, как капитан команды, собственноручно вписал название команды в заявку…
Ну вот, экипирован полностью. Теперь размяться надо. Разминка дело обязательное и очень важное…
Капитаном Жорика выбрали за год до первенства города, после того случая на набережной.
Перекидывали мяч возле "каботажки", а тут какой-то морячок подходит. Ну что, говорит, молодые футболисты, надежды, говорит, советского футбола, а умеете ли вы мяч "чеканить"?
А ребята ему ха-ха, хе-хе, это мы запросто.
А сто раз, говорит, слабо?
Тоже невидаль, ребята отвечают, не слабо ни капельки!
Ладно, говорит морячок, кто сто раз "начеканит", тому премия. Денежная.
Уселся морячок на парапет, закурил, а ребята мяч друг у друга рвут, каждому денежную премию получить охота. Пришлось морячку вмешаться, очередь установить – по росту. Вот тут Жорик и раскис – плакала премия! Он-то в команде самый маленький! А что ребята "начеканят" эти самые сто раз, он не сомневался. Ленька вон как-то у него на глазах сто семьдесят два выбил, и остальные тоже могут. А вот только не пошло у них, и все. Морячок сидит и посмеивается. А ребята один за другим из соревнования выбывают. Ленька на девяноста трех сгорел. Короче, срезались все. Ну что, малек, морячок говорит, может, и пытаться не будешь?
Ах, малек! Ах, так?! Я тебе покажу "малек"! И Жорик ему и подъемом, и коленками, и правой, и левой, а потом снова подъемом, а напоследок головой – сто три, сто четыре, и сто пятым – мяч ему прямо в руки!
…Артем Григорьевич подошел, дал указания на игру. Жорик и сам все это хорошо знал, но тренера слушал внимательно…
Ай да малек, морячок говорит, и достает из кармана… Аж пятьдесят рублей! Вот это характер, говорит, вы, говорит, думаете, я просто так премию объявил. Да попроси я вас без премии, каждый из вас "начеканил", даже не почесался. А с премией – ответственность появилась, волноваться начали, вот и наваракали. А малек этот выдержку проявил и характер, быть ему капитаном! А капитаном корабля, или команды вашей – не важно, быть, и все! Засмеялся морячок, сунул папиросу в зубы и ушагал по своим моряцким делам.
А Жорик из этого полтинника ни копеечки не потратил. Хотел поначалу всем ребятам мороженого купить, но они отказались, это, сказали, ты заслужил, а мы недостойны. А еще, сказали, ты теперь будешь капитаном команды. Деньги же он маме отдал, рассказал как разбогател и на "малька" пожаловался. Почему, спросил, я маленький такой? Папка вон какой большой, а я маленький. Вырастешь, тогда мама сказала, надо морковки побольше есть. Мама всегда знала, что нужно делать. И Жорик ел эту морковку с остервенением. И во дворе, и в школе на переменах. Ненавидел ее уже, но продолжал грызть. Грызть продолжал, но не рос.
А когда "Звездочка" победила в первенстве города, и Жорик побежал получать кубок за первое место, Александр Федорович взял его вместе с кубком на руки, чтоб и болельщикам было виднее, и фотографам удобнее.
…Пять минут до начала. Размялся хорошо, ноги сами на поле рвутся…
А ведь мама не обманула, вырос Жорик, и здорово вырос! Только "воротник" Володька, да Рахим, левый защитник, выше его ростом. Нет, не выше, длиннее. Папка так всегда и говорит: "Не выше, а длиннее, дубина!"
Жорик – полузащитник, с "восьмеркой" на майке. Позиция не самая зрелищная. Вся слава нападающим за голы достается, да "воротнику", когда "безнадеги" вытаскивает. Вон, на Валерку, центрального форварда, из краевой команды мастеров приезжали смотреть. Естественно, он всегда на виду. А полузащита не так заметна, да и работа там самая тяжелая. И в защиту оттягивайся, и в атаке участвуй, и пас нападающему выдай такой, чтоб на сто процентов…
Пам-пам-пара-бара-бам-барам разнеслось над стадионом. Ну, вот и начало, вперед!
В тот год новороссийская "молодежка" заняла в первенстве СССР второе место, после бакинского "Нефтяника".
Жорик стал заслуженным мастером спорта, играл за новороссийский "Цемент", ереванский "Арарат", ленинградский "Зенит" и сборную СССР.