Философия

Устинья Ковалёва
Сегодня вспомнилось, как, учась в институте,  мы сдавали экзамен по философии. Господи, да что за непонятный предмет! Читали учебники, и ничего не лезло в голову: какие-то термины и формулировки, зазубривая которые я, как и многие мои сокурсники, вряд ли понимала их суть.  Думала: зачем мне это нужно? Честно говоря и сегодня не понимаю, зачем?
 
    Шло время. И оно показало,  что философия в учебниках и философия в жизни – науки разные. Да и у каждого человека,  по-моему, философия своя.   
   Когда, пускаясь в пространные рассуждения, мне пытаются объяснить смысл жизни, мне становится смешно. Потому, что у меня тоже есть своя философия.
   Я никогда не повышала голоса на своих детей, хотя они и двойки приносили из школы, и доказывали свою правоту в кулачных боях, и прогуливали уроки…Я всегда старалась вникать в их проблемы  и учила преодолевать трудности цивилизованным способом: думать, прощать, работать. Они, также, как и многие, в раннем детстве разбрасывали игрушки по всему дому, но, когда наступало время идти спать, сами убирали их без лишних напоминаний. Сначала с нами, родителями, а потом сами. Уборку в доме и во дворе всегда  делали вместе. Так дети приучились к порядку.  Уважение к старшим воспитывалось дома, в семье. Что такое конфликт отцов и детей, мои дети узнавали только из литературных произведений. Уходя из дому, они целовали бабушку и дедушку (мы жили с родителями мужа),   нас, родителей,  а мы желали им хорошего дня и успехов. Когда вечерами за большим столом собиралась вся семья, каждый рассказывал о каких-то, может быть совсем незначительных, с моей точки зрения, событиях. Но дети всегда чувствовали себя абсолютно  равноправными членами нашего маленького сообщества – семьи.
       Способность защищать младших и слабых, любовь к животным тоже прививались в семье. Мы вырастили неимоверное количество котов и собак, которые платили нам своей привязанностью и преданностью.
      Когда моя трёхлетняя дочь чистила картошку, помогая готовить обед (представляете – помощница, если одну картофелину почистит, то хорошо), некоторые родственники смеялись над нами, шуточно говоря, что мы эксплуатируем детей. Но, когда в нашу семью пришла беда, и у меня катастрофически не хватало времени, моя 14-летняя дочь взвалила на свои плечи весь груз хозяйственных забот, а сын дни и ночи проводил в больнице, ухаживая за своим тяжелобольным отцом. Тогда я впервые поняла, что мои усилия не прошли даром: мои дети, быстро повзрослевшие, стали моей опорой и надеждой. И моя философия жизни приобрела реальные очертания.
    Недавно пересмотрела дивную сказку «31 июня», посмеялась, когда услышала фразу о поиске философского камня. Подумалось: а, может,  это и не сказка? Существует он, этот философский камень, и нашедший его познает суть бытия, расставит все точки над «i», раскроет тайны, нашего существования, наших мыслей и поисков, желаний и поступков? И расскажет всем нам, не искавшим и не нашедшим этот загадочный талисман, веками манивший учёные умы,  для чего нужна эта наука, философия, и каково её практическое  применение в нашей жизни, такой земной, настоящей, со своими трудностями и радостями.
    Философствовать на эту тему можно бесконечно.  Своя философия живёт в каждом человеке. Один вытаскивает её наружу и  пытается навязать окружающим, другой прячет глубоко в себе, стесняясь или оберегая от посторонних, чтобы жить так, как он решил для себя сам.
    В этой многогранности человеческих характеров и непредсказуемости нашего поведения рождается философия. Философия  жизни. И не важно знать правильные формулировки и  термины, изложенные в учебниках по этому предмету. Главное, чтобы  наша внутренняя, личная  философия позволяла нам быть настоящими людьми.