Адыгский генерал Т. А. Шипшев

Егор Брацун
ТРАДИЦИИ АДЫГО-КАЗАЧЬЕГО БОЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ГЕНЕРАЛ Т.А. ШИПШЕВ

На фото семья генерала.

Аннотация: В статье речь идёт о традициях военной службы адыгов в составе Кубанского казачьего войска. Как пример традиций боевого сотрудничества казаков и адыгов освещается малоизвестная в историографии личность выдающегося адыгского генерала Т.А. Шипшева.

Традиции боевого сотрудничества казаков и адыгов восходят к эпохе первых военно-дипломатических союзов Московского государства с владетельными князьями Кабарды и Западной Черкесии в XVI-XVII вв. Подобные эпизоды были характерны и для XVIII - XIX вв.
В XIX веке казаки и адыги знали друг друга не только как достойных противников, но и как надёжных боевых товарищей в войнах против внешних врагов России; турок, англичан, французов.

Не смотря на обилие публикаций посвящённых данной теме, остаются и пробелы в освещении службы выдающихся адыгских офицеров служивших в немалом количестве в частях Кубанского и Терского казачьих войск. О малоизвестной но яркой жизни и службе адыгского генерала Т.А. Шипшева пойдёт рассказ в нашей статье. Источниками для статьи послужили ранее не введённые в научный оборот архивные источники.

Генерал-майор Шипшев Темирхан Актолович (1830-1904 гг.). По национальности восточный адыг (кабардинец). Происходил из семьи кабардинского узденя 1-й степени, юнкера милиции. По вероисповеданию мусульманин. Военное образование получал в 2-м элитном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В службу вступил из кадет в 1847 г. Офицером с 14 августа 1847 г. Сразу после производства в офицеры с регулярными частями Российской Императорской армии принимал участие в Венгерском походе 1849 г.[1, л. 69 об.]. После Венгерского похода принимал участие в боевых действиях Кавказской войны XIX в. Отличился командованием особой воинской части Кубанского казачьего войска Кубанского конно-иррегулярного эскадрона, состоявшего из адыгов, перешедших на сторону России, и служивших в структуре Кубанского казачьего войска. Так в приказе по Кавказской армии № 25 от 18 января 1862 г. Т.А. Шипшев назначался командиром эскадрона в чине капитана[2, л.12]. Командовал им до апреля 1863 г. и отличился как командир этой иррегулярной части. О характере службы эскадрона говорит например следующее обстоятельство. Из штаба войск Кубанской области в сентябре 1863 г. командующему войсками Адагумского отряда генералу П.Д. Бабичу сообщалось: "В распоряжении Вашем состоит Кубанский Конно-Иррегулярный эскадрон, чины которого смогут быть употреблены во всех милиционерных обязанностях"[3, л.36].
После этого в чине ротмистра был назначен исправляющим должность начальник Шапсугского округа. Зафиксирован его рапорт от 20 июня 1863 г. атаману Кубанского казачьего войска о награждении мирных адыгов из шапсугов аула Хаштук за отличие и храбрость при нападении "немирных горцев" на этот аул: "20 июня 1863 года Шапсугский округ № 11 Ольгинский пост. Вследствие словесного приказания Вашего Сиятельства имею честь при сем представить Именной Список мирных шапсугов аула Хаштук, удостаиваемых к получению награды. За отличие во время нападения на них большого скопища шапсугов и абадзехов, которые совершили уничтожение аула, хотели отбирать охоту других горцев принять покорность Русскому Правительству. При этом имею честь присовокупить, что аул этот заключает в себе сорок дворов, и когда на рассвете партия неприятельская, состоящая из 500 доброхотных шапсугов и абадзехов, 4-го июня под предводительством Сахатгирей Сейнух напала на аул, то большая часть жителей бросились спасать свои имущества, женщин и детей от разграбления, отправляя все это под защиту батареи Велико-Мирного поста на самый берег Кубани. 21 человек, въехавших в самый аул и заняв двор одной сакли, защищался отчаянно против превосходного неприятеля и отбили нападение. Неприятель при отступлении был придушен горстью храбрецов и потерял много убитыми и ранеными. Этим делом жители аула Хаштук доказали свою преданность Русскому Правительству. Ротмистр Шипшиев". [4, л. 1–2].

За свою службу Т.А. Шипшев был награждён следующими Российскими военными наградами: Орденами Святого Станислава 3-й степени в 1862 г., Святой Анны 3-й степени в 1863 г., Святого Станислава 2-й степени в 1870 г., и Святой Анны 2-й степени в 1877 г., все установленные для мусульман[5, л. 48 об.].

С 1871 г. Т.А. Шипшев командовал 1-м Уманским полком Кубанского казачьего войска. В 1880 г. как отличившийся офицер за отличие в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг., а именно за решительные действия его как командира 1-го Уманского полка был награждён офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. В приказе о награждении говорилось:

«За отличие 27-го июля (1877 г.) при сел. Халфалю (в Азиатской Турции) Шипшиев, Темирхан Актолович, полковник, командир Уманского полка Кубанского казачьего войска. 24-го июля по занятии весьма сильным отрядом турецким отрядом из армии Измаила-паши, сел. Халфалю, полковник Шипшиев, с четырьмя сотнями Уманского и двумя сотнями Кубанского казачьих полков Кубанского казачьего войска, с раннего с утра до 4-х часов пополудни удерживал неприятеля от дальнейшего движения его в наши пределы; в начале же 4-го часа решился он, с помощью подошедших к нему на подкрепление двух эскадронов Переяславского драгунского полка, произвести атаку, с тою целью, чтобы отняв у турок Халфалю, лишить их возможности спуститься в Сурмалинский уезд. Для приведения в исполнение своего решения, полковник Шипшиев приказал двум сотням Уманского полка, поддержанных двумя эскадронами драгун, произвести демонстративную атаку на сел. Халфалю, предполагая, что шесть турецких таборов, спускавшихся с гор к означенному селению, будут спешить туда же на выручку своих, что и случилось. Тогда названный штаб-офицер во главе двух сотен Уманского полка быстро атаковал эту пехоту во фланг, и, не смотря на убийственный огонь оной, бросился на колонну и, истребив значительную часть передовых её таборов, обратил всю остальную массу в бегство; в то же время, турецкая кавалерия была разбита нашими драгунами. Таким образом общая атака, произведённая по инициативе полковника Шипшиева, вполне удалась и сел. Халфалю к 5-ти часам вечера было уже в наших руках. 23 марта 1880 года»[6, сс.183-184].

К августу 1887 г. состоял по армейской кавалерии, проживал в ауле Докшукина, ныне село Старый Черек в Кабардино-Балкарской Республике. В сентябре 1888 г. генерал Т.А. Шипшев состоял во главе делегации кабардинского дворянства во время визита а Терскую область императора Александра III. В 1896 г. Т.А. Шипшев подготовил "Памятную записку о современном состоянии горского населения Терской области", в которой обрисовал неудовлетворительное положение горцев. За свою общественно-политическую деятельность с 1897 г. находился под негласным надзором полиции. Персонаж кабардинской народной песни «Генерал Шипшев». Внесен 26.07.1894 г. в "Список потомственных дворян неказачьего сословия, проживавших и проживающих в Терской области, утвержденных в сем дворянстве Правительственным сенатом и записанных в дворянскую родословную книгу Ставропольской губернии". Известно что у генерала был сын Бага и дочь Дуда. Сохранилось их старое фото. Умер генерал Т.А. Шипшев предположительно в 1904 году.

Таким образом на примере одного выдающегося офицера адыга можно увидеть традиции боевого единения казаков и адыгов в XIX в. Данная статья может послужить в дальнейшем фундаментом для написания обширного биографического очерка посвящённого генералу Т.А. Шипшеву. Приведённая в статье информация может быть дополнена материалами центральных военных архивов и материалами из других источников.

Е.В. Брацун (Бакаев)

Список источников и литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Ф.396. Оп.2.Д.488.
2. Приказы по Кавказской армии за 1862 г.
3. ГАКК.Ф.325. Оп.1.Д.299.
4. ГАКК. Ф. 261. Оп. 2. Д. 110.
5. ГАКК.Ф.396. Оп.2. Д.501.
6. Гизетти А. Л. Сборник сведений о георгиевских кавалерах и боевых знаках отличий Кавказских войск. Тифлис, 1901.