Албания это искажённая форма Аран

Гахраман Гумбатов
      
Албанцы это искажённое название аранцев, тюркского населения Арана.

      Исторической прародиной древних тюрков  является Южный Кавказ. Древние тюрки в 6 тыс. до н.э., освоив отгонное скотоводство, в течение последующих 2 тысячелетий не покидали свою прародину – юго-западное побережье Каспия. Затем, когда тюркская общность численно возросла, часть из них, в поисках новых пастбищ, двинулись в северном направлении вдоль западного побережья Каспия, и вскоре заселила всю территорию Евразийской степи, которая до этого практически не была заселена. В ближайшее тысячелетие вся Евразийская Степь от Дуная до Енисея была заселена тюркскими племенами - степными скотоводами. Дальнейшая судьба древних тюрков - хорошо иллюстрируется многочисленным археологическим (древнетюркские курганы) и генетическими (R1a1) данными.
       Тюркские племена (предки современных азербайджанцев), которые  к началу I тыс. до н.э.  не покинули Кавказ (скифы греческих авторов), создали первое древнетюркское государство, которое они называли Аран/Алан/Варанг (в грузинских источниках упоминается государство -Рани, парфянских и сирийских-Аран, арабских- Арран, армянских-Алуанк, у Махмуда Кашгари –Варанг.
      Термин аран/аланг зафиксирован в словаре Махмуда Кашгари: «Аран — скотный двор, конюшня (ДТС, стр.-51.), аланг- плоский,  ровный (о местности): аланг йазы- плоская равнина. (ДТС, стр.-33.)». В словарном фонде некоторых современных тюркских народов термин «аран» - низина, впадина- сохранился в форме «алан/ елан»: азерб.- aran, тат., башк.- alan; каз., ног., кар.- alanq; якут.- alaas, orun (местность); тув.- alaaq; чув.- v;r;n (местность); шорск.- ;ala;.
        В этимологическом словаре М. Фасмера записано: «елань, яла;нь ж. также ела;нка, диал. –  "луг, поляна, просторная просека в лесу", пенз., тамб., воронежск., самарск., сиб. Заимств. из тюркск.: ср. башк., тат. jalan, алт., тел., кюэр., леб. jala; "поле, долина, равнина", шорск. ;ala; "равнина"».
     Топонимический словарь Новосибирской области: «Аранкуль, тюрк. “аран” — стойло, “куль” — озеро, буквальный перевод — стойло для скота у озера».
    Краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири: «Арынцасс- гидроним разъясняется из тюрских слов "аран" - луг и "сас" – болото».
        Как известно, на территории Кавказа древними историками не раз упоминается древнетюркское Аранское/Албанское государство (груз. Рани; парф. Aran; сир. Аран; араб. Арран).
     В Закавказье до сих пор сохранились следующие топонимы: «Аран-дагы (гора Аран), Аран дюзу (равнина Аран), Аран гала (крепость Аран), село Аран, Аран тепелери (Аранские холмы),  Йазы-Аран (Степь Аран), Бёюк Аран (Большой Аран), Аран булаг (Родник Аран)  и другие. В Крыму на берегу реки Бурульча сохранились развалины села Кой Аран – «овечий загон». Лаки Дагестана страну, заселенную кумыками, называли аран.
  В казахском языке древнетюркское слово аран сохранило несколько значений:
- (ловушка из наклонных остроконечных — деревянных, железных — кольев, старинный способ ловли зверей); аран;а ;рыну ; напороться на колья (ловушки); а;ды аран;а айдау ; загонять зверя в ловушку;
- воен. рожон; заостренный кол;
- загон (для скота, обставленный кругом вбитыми в землю кольями); мал аранда т;р ; скот находится в загоне.
        Мусульманский учёный и писатель, филолог, путешественник, историк и географ Якут аль-Хамави (1178-1229) в своём знаменитом топонимическом  «Словаре стран» («Муджам аль-булдан») пишет: «АРРАН — неарабское название обширной области со многими городами, в числе которых Джанза, а народ ее называет Ганджа, Барда, Шамкур и Байлакан. Между Азербайджаном и Арраном протекает река под названием Аррас (Аракc). Все, что находится западнее и севернее этой реки, относится к Аррану, а что находится восточнее ее, к Азербайджану… АЛ-КУРР (Кура) — река в Арране. Она протекает через город Тифлис и находится в двух фарсахах от Барды. Ниже ее ал-Курр сливается с рекой ар-Расе, а затем впадает в Хазарское или Табаристанское море».
     Член-корр. АН СССР К. В.  Тревер в статье «К вопросу о культуре Кавказской Албании» пишет: «Происхождение названия "Албания" до сих пор окончательно не установлено… Допустимо предположение, именно что греки и римляне придавали названием "Албания" близкое к их языкам звучание местному самоназванию — "Аран". Это предположение подтверждается, как мне кажется, и тем фактом, что в надписях царя Шапура и жреца Картира (III в. н. э.) на Кааба-и Зардушт в Накш-и Рустаме слову "Албания" в греческой версии соответствуют в парфянском тексте и в парсик слово "Аран". Как известно, это же название, в форме "Арран" носит страна со времени завоевания ее арабами».
      Однако, в последние годы, начали появляться различные  «теории - концепции» о  происхождении древнейшего населения Южного Кавказа. Мы ранее уже писали об армянских авторах этих «теорий». А вот совсем недавно в этом году мировая общественность была шокирована весьма странным заявлением начальника генштаба ВС Ирана, бригадного генерала С. Х. Фирузабади о том, что «Азербайджан является «Араном» и народ здесь «аранский, в жилах которого течет иранская кровь». К сожаленью, почти аналогичную «теорию» несколько лет тому назад высказал самый высокопоставленный представитель дружественного нам таджикского народа. Так, в 2006 году в своём выступлении Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов сказал следующее: «Названия "арйа", "арйана" в качестве этнических терминов широко используются в составе личных имен и географических названий исторических территорий, являвшихся родиной арийских народов, и в Авесте, и в памятниках эпохи Ахеменидов…Этноним "арйа" сохранился в составе исторических географических названий, напр.: Алан (Алон), Албан и Арран, что подтверждает прямую связь ариев с этими территориями». 
         Попытаемся выяснить, кто такие упомянутые в Ригведе и Авесте древние арийские народы и имеют ли они какое-либо отношение к созданию на территории Южного Кавказа государства Аран.
      Как всегда, в первую очередь, дадим слово специалистам:
      Известный российский учёный востоковед  Бонгард-Левин Г.М. в книге «История Индии» пишет: «В течение многих десятилетий ученые ведут спор по различным вопросам «арийской проблемы», пытаясь решить, когда, откуда и какими путями индоарийскне племена пришли в Индию. Дискуссионным остается до сих пор и вопрос о прародине ариев…К арийским народам могут быть oтнесены только древние иранцы и древние индийцы-индоарии: они сами называли себя ариями, а области где жили, — «странами ариев». Само слово «арии» связано со словом «аrуа» (ari), которое в ведийскую эпоху обозначало «иноземец», «чужак», а арии значило «связанный с пришельцами, благосклонный к ним». К сожалению, до сих пор нет ответа на вопрос, в какой области Индии впервые появились индоарии. Некоторые ученые считают, что они пришли из Ирана, другие ведут их из Северного Белуджистана и Афганистана. Вторая точка зрения представляется более правильной: в ее пользу говорят, например, данные топонимики н гидронимики Афганистана».
              В книге «Индия в древности», написанной Г.М.Бонгард-Левиным совместно с Г.Ф.Ильиным, они пишут: «Этимология агуа (производное от ari) издавна вызывает споры среди исследователей. Предлагались  самые различные, часто взаимоисключающие его толкования и переводы. В наше время наиболее убедительной представляется интерпретация П. Тиме — ari по происхождению связано с ari , обозначавшим в ведийскую эпоху «чужак, пришелец, иноземец».
         Г.М.Бонгард-Левин и известный советский иранист  Э.А.Грантовский, в написанной им совместно книге «От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история» пишут: «В областях от восточных районов Малой Азии, Сирии и Палестины до Западного Ирана (включая Закавказье и, естественно, Месопотамию) аборигенное население принадлежало к различным неиндоевропейским языковым группам. Это хорошо известно по конкретным свидетельствам клинописных источников III-I тыс. до н.э…Самые ранние из дошедших до нас памятников словесности индийцев и иранцев —«Ригведа» и «Авеста» — датируются концом II — первой половиной I тысячелетия до н.э…Проникновение отдельных арийских групп на север Передней Азии  не привело к «арианизации» местного населения».
          Другой известный российский иранист И.С.Брагинский в книге «Иные книги Авесты» пишет: «Совокупность исторических, литературных и лингвистических данных убедительно говорит в пользу восточноиранского, т. е. среднеазиатского происхождения Авесты. Географический ландшафт, историко-культурные сведения, религиозно-мифологические представления в Авесте явно восточной ориентации. В Авесте нет ничего специфического для религии западных иранцев, известной по данным античных авторов, нет следов столь характерных для западного Ирана тесных связей с Передним Востоком (Междуречьем), нет и западноиранских географических названий».
        Известный английский авестолог Мэри Бойс  в предисловии к русскому изданию своей книги «Зороастрийцы. Верования и обычаи» пишет: «Пророк Зороастр жил в такой глубокой древности, что сами его последователи забыли, когда и где это было, и в прошлом различные иранские страны претендовали на благочестивую роль его родины. Долгое время считалось, что он жил в Азербайджане, на северо-западе древнего Ирана. Современные исследования показали, что такого быть не могло».
      Американский учёный Майкл Витцель в статье «Родина ариев» пишет: «Ариана-Вайдже (Airyana Va;jah) локализуется на центральном афганском высокогорье и включает высокогорье Горат-Хазараджат на юге, высокогорье на севере хребтов Каса Мург, Баян и Баба, и некоторые районы к северу и к югу от хребта Гиндукуша… На современном этапе научного исследования не ясны ни точная датировка, ни точная траектория, ни подробности различных передвижений носителей индоиранских и индоарийских языков».
        Л. С. Клейн в книге «Древние миграции и происхождение индоевропейских народов» пишет: «Как известно, Заратуштра в Авесте отдавал предпочтение земледелию перед скотоводством. В Авесте он написал специальную главу «О благе земледелия», где говорится: «Так говорит человеку Земля: О ты, человек, который обрабатывает меня левой рукой и правой, правой и левой, поистине буду я производить всякое пропитание и обильный урожай. Тому, кто не обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра, левой рукой и правой, правой рукой и левой, тому Земля говорит так: «О ты, человек который не обрабатывает меня, поистине вечно будешь ты стоять, прислонившись у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает; поистине вечно будут мимо тебя проносить яства, их принесут в дома, где и без того обилие богатств».
       Вот что об этом говорится в 3-й главе «Вендидада»: «Там, где праведный человек воздвигает дом, наделенный огнем и молоком, женой, детьми и хорошими стадами; в этом доме благоденствуют скот и собака, и жена, и ребенок, и всякое житейское добро... Там, где праведный человек возделывает побольше хлеба, трав, растений и съедобных плодов, где он орошает сухую почву или осушает почву, слишком влажную, выращивает крупный и мелкий скот... где крупный и мелкий скот дает наибольший навоз... Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Когда хлеб готовят для обмолота, то дэвов прошибает пот. Когда подготавливают мельницу для помола, дэвы теряют голову. Когда муку подготавливают для квашни, то дэвы стонут. Когда тесто подготавливают для выпечки, то дэвы ревут от ужаса».
            Майкл Витцель пишет: «Андроновская культура обычно рассматривается как культура индоиранцев, хотя у нас нет прямых свидетельств, которые бы указывали на эту идентификацию…Кочевые степные комплексы не обнаруживаются на Иранском нагорье, нет даже косвенных свидетельств контакта или взаимодействия».
       Гордон Чайлд пишет: «В гатах Зороастра, где зарисовки сельской жизни представлены в изобилии, главным достоинством ария считается занятие земледелием, а кочевники проклинаются, как грабители из Турана… В VIII веке до н.э. народ, который ассирийцы назвали ашгузай (ич огузы- предки азербайджанцев-Гумбатов Гахраман) , a греки — скифами, пересек Кавказ, чтобы вторгнуться в Месопотамию. Многие исследователи считают, что скифы были иранцами. Данные лингвистики, которые ограничиваются несколькими именами собственными, в основном более позднего времени, являются не очень убедительными. Однако археологам этот народ хорошо известен. Без всякого сомнения, скифское искусство испытало на себе сильное иранское влияние, но нельзя сказать, что оно сформировалось под влиянием искусства какого-нибудь определенного иранского народа, например персов, — оно имеет свою собственную уникальную индивидуальность. Решающее значение для этнической идентификации скифов приобретает изучение их погребального обряда. Он сильно отличается от того обряда, который был присущ иранцам или индийцам, как, впрочем, и любому другому индоевропейскому народу. Эти обычаи описаны Геродотом, их следы найдены при раскопках многих курганов, но они совершенно неарийские. Они находят точные соответствия у кочевников Монголии (Евразийских степей- Гумбатов Гахраман), которых никак нельзя отнести к ариям, причем они существуют у них на протяжении многих веков, как было показано Миннзом. Он считает скифов предшественниками гуннов, татар и печенегов, и это не вызывает сомнения».
       Необходимо отметить, что индоиранцы, будучи изначально собирателями растений и земледельцами, а из домашних животных знакомых в основном с крупным рогатым скотом (коровой, которую они обожествляли), после контактов с древними тюрками, постарались перенять у своих новых соседей скотоводческие навыки. Одним из заимствований, изменивших весь жизненный уклад индоиранцев (кроме предков современных цыган), было освоение индоиранцами древнетюркских жилищ и укреплённых построений.
           Г.М.Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин в книге «Индия в древности» пишут: «В гимнах упоминаются жилища из дерева и бамбука, окруженные каменными или глиняными стенами. Пуры, о которых многократно говорится в тексте, были не городами, а небольшими укреплениями из камня с деревянными воротами. «Полные скота», они, вероятно, служили и загонами. Судя по описаниям «Ригведы», пуры использовались в определенные сезоны (их нередко называют осенними)».
       Исследователь среднеазиатских древнетюркских крепостей-городищ С.П. Толстов в книге «По следам древнехорезмийской цивилизации» пишет: «Исследование городищ показало, что они относятся к середине I тысячелетия до н. э… Планировка их весьма своеобразна: все огромное внутреннее пространство городища совершенно лишено культурного слоя; всюду оно представляет собой обнаженную щебнистую материковую поверхность холма. Жизнь обитателей городищ была целиком сосредоточена в длинных, опоясывающих всю площадь памятника, узких сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных стен городища… Огромное пустое внутреннее пространство городища— это загон для скота (араны древних тюрков- Гумбатов Гахраман). Вся планировка крепости подчинена главной задаче: охране скота».
        С.П. Толстов так описывае древнетюркские загоны: «Планировка «городищ с жилыми стенами» находит яркую параллель в описанной в Авесте «квадратной Варе» — укрепленном поселении, построенном мифическим героем Йимой… Поразительная параллель между «квадратной Варой» и «городищами с жилыми стенами» дает нам бесспорное право на ее использование. Авеста, как и большинство других «священных книг» памятник сложный и многослойный. Но в нем, бесспорно, доминирует пласт, восходящий к архаической эпохе истории восточного Ирана и Средней Азии (а в своей древнейшей части- именно Хорезма), — эпохе, которая сейчас, в свете наших материалов, может быть хронологически приурочена к первой половине I тысячелетия до н. э.».
           Л.А.Лелеков в  «Мифологическом словаре» пишет: «Вара (вар-древнетюркское-протобулгарское название городища –Гумбатов Гахраман) - в иранской мифологии убежище, обитель праведников. Во второй главе «Видевдата» Вара описана как квадратное ограждение со стороной «в лошадиный бег», возведённое Йимой по предписанию Ахурамазды в стране Арйана Вэджа. В этом сооружении все живые существа, люди и животные, были спасены от чудовищной зимы, насланной богом, и всеобщего потопа».
        Мы можем предположить, что название крепости и городищ, известных у древних индийцев как «пур» и у древних иранцев-«вара», это заимствованное у древних тюрков «аран» (огузов) и «вар» (протобулгар).
       М.И. Артамонов в книге «История хазар» пишет: «Столицею царства гуннов в VII в. выступает город Варачан. Это имя в различных вариантах упоминается в византийских, в арабских и в еврейских источниках и, очевидно, связывается с названием страны Барсилия и подразделения болгар — берсилиев, барсилов или берсула,  издавна находившегося в тесной связи с хазарами. По мнению В.Ф. Минорского, Варачан находился у современного аула Башли, ранее Баршли. Bar;-li или Bara;-li — тюркская конструкция с суффиксом принадлежности — «li», тогда как  форма — Варачан — представляет ту же основу и иранским окончанием «an».
          Дагестанский исследователь М.С. Гаджиев в статье «К локализации Варачана» пишет: «Памятником, с которым может быть сопоставлен Варачан, выступает городище Шах-Сенгер, местоположение которого соответствует данным письменных источников. Обращает внимание название городища ("шахское укрепление") и расположение его вблизи сел. Баршли (Башликент), с которым исследователи связывали топоним Варачан и этноним барсил. Оборонительная архитектура городища, представляющая укрепленный камнем вал с деревянными стенами и башенными выступами и рвом перед ними, является исключительным явлением в фортификации Дагестана и находит аналогии в лесостепной зоне, в среде кочевых народов Евразии».
      Борован— село в Болгарии. Находится в Врачанской области, входит в общину Борован. Вра;чанская о;бласть (др. булгар. -Вара;чан)— область в Северо-Западном регионе Болгарии. Граничит с Румынией.
       Э.М. Мурзаев «Словарь народных географических терминов»:
«Аран - др.-тюрк. аrаn – «скотный двор»; «конюшня».
-  Вар - Венг. var - "замок", "город".  Сюда же венг. varos - "город"; молдавский- ораш». Варош, Вареш, Вариш - город, центр села (укр. диал. Закарпатья).
        В современном марийском языке слово «ор» означает «крепость», «укрепление», в коми-зырянском «йор» - «загон для скота, «огороженный участок».
     В «Этимологическом словаре чувашского языка» В.Г. Егорова:
«Выр;н -'местность'; уйг., туркм., тур., карач., кирг. орун; алт., хак., казах., к. калп., ног. орын, узб. урин, башк., тат. урын 'местность'; ср. монг.  орон 'страна', 'государство', 'край', 'местность', сов.монг. орон зай-'площадь'».
       В современном чувашском  языке п;рт и в  марийском — п;рт - означают «дом». В Чувашии населённый пункт Т;ватп;рт  - "Четыре дома".
      Этимологический словарь Фасмера: русское слово «варок»-"загон для скота".
      Итак, как мы убедились, Южный Кавказ до начала первой половиной I тысячелетия до н.э. оставался вне пределов путей переселения индоиранских народов, и, естественно, к созданию государства Аран (Алуанк, Агван, Албания) они не имели какого-либо отношения.