Свой среди своих

Николай Ник Ващилин
Купить бумажный вариант книги "На территории любви Никиты Михалкова" можно здесь

 

http://www.ozon.ru/context/detail/id/138092467/


При съёмках фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» в Чечено-Ингушской АССР местных жителей пригласили участвовать в массовых сценах. Условия объявили так: «Приглашаем сняться в кино жителей г.Грозного. Нужно приходить с паспортом. Плата: конный — 10 рублей в день, пеший — 5 рублей в день». Речь шла о гонораре, но жители поняли всё наоборот и вложили купюры в паспорта, в результате чего на режиссёра Никиту Михалкова чуть было не завели дело о взяточничестве.Но завели дело на зам.директора киногруппы товарища Шапиро, свалили всё на одного и посадили его на 6 лет.  Кроме того, актёры массовки всерьёз спрашивали: «Оружие вы будете давать, или нам своё принести?».

 
Комментарии

Николай Ващилин
Николай Ващилин Дело то завели..... но сел в тюрьму на 6 лет зам.директора т.Шапиро,на которого всё свалили....После отсидки Шапиро имигрировал в США. Причиной стала жалоба участников массовки после премьеры фильма в Грозном на то, что они не увидели себя на экране, а деньги за съёмки..... честно заплатили...которые стырили....Но кроме этого в массовку для съёмок сцены ограбления поезда приписали много липовых участников с липовыми паспортами.../догадайтесь -кто распорядился об этом...)))/  Не путайте Божий дар с яишницей....и называйте вещи своими именами. Жулик...он и в Чечне жулик!


Теперь Никита Михалков часто рассказывает эту историю в выгодном для него свете,передёргивая факты и скрывая свою неблаговидную роль в этом деле....А народ наш слушает,  да ест...и пьёт.


Смотрите выступление Михалкова


http://vaschilinnik.blogspot.ru/2017/08/blog-post.html




Приложения.  Не смог сдержаться, что бы не присовокупить  рассказ фотографа Валерия Плотникова с его точными  наблюдениями  характеров братьев Михалковых..


"Дух соперничества и переживания Никиты, который был поставлен на второе место, угнетали его". Взгляд Валерия Плотникова
13 марта
4,6 тыс. прочитали
4 мин.
149 нравится
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа". Фото предоставлено автором Валерием Плотниковым для публикации в журнале "Лилит"
Валерий Плотников - легендарный фотограф ещё с советских времен, рассказывает:
"Семья Михалковых: Никита, Андрон и дядя Сережа"
На этой фотографии Никита, Андрон и дядя Сережа. Три корня, на которых держится сейчас эта мощная, по крайней мере в наше время, семья. А прежде были еще Кончаловские и Суриковы...

Вообще-то мной давно уже задуман кадр, где все могучее дерево Михалковых, по крайней мере мужская его ветвь, будет сведена вместе. Я уже с Никитой договорился, Андроном, дядю Сережу увещевал, остается собрать внуков Егора, Степана и Артема*. И хочу, чтоб была там одна только правнучка -- Степы дочь. Снимок я задумал грандиозный, с множеством деталей одежды, с креслами и реквизитом...

Мне понравились слова Андрона, не скажу, что гения, но точно "парадоксов друга", которые я прочел в заголовке к его интервью: "Я счастливый человек -- совесть-то спит". Когда кто-то не боится высказать о себе нечто сомнительное и неприглядное, он, как правило, этим привлекает.
Одну из своих книг Андрон начинает так: "Да, действительно, у меня очаровательная улыбка, но зубы-то фарфоровые". Не надо путать это с непосредственностью. Андрон прекрасно понимает -- лучше самому забежать вперед и высказаться о себе, чем услышать то же самое с чужих слов.
С Андроном я познакомился на съемках "Дворянского гнезда", куда я студентом второго курса пришел на операторскую практику. И сразу в нем обнаружил родственную душу. Мы начали тесно сотрудничать из картины в картину. С Андроном было интересно и легко. После Сережи Соловьева, друга детства, я впервые встретил человека столь многостороннего, который был образован, начитан, прекрасно знал музыку, при этом не пил горькую, не курил сигарету за сигаретой и так же, как и я, исповедовал здоровый образ жизни.

Как-то на даче у Андрона я впервые увидел журнал о теннисе и был поражен: как же можно о какой-то спортивной игре издавать ежемесячный журнал, испещренный подробными схемами выполнения ударов! Потом я и сам влюбился в теннис. Для меня теннис -- это красивая игра и, вслед за тем, образ жизни.

Когда я вижу игроков в тапочках на босу ногу, трусах и линялых майках, одновременно покуривающих сигарету, сразу ухожу с корта. Не переношу, если на соревнованиях начинают свистеть как на футболе и кричать "судью на мыло", что распространено почти повсеместно...

В деле я Андрона ни разу не видел, но уверен, что на корте он смотрится. Потому что он -- из тенниса Набокова. Он и так обычно спокоен, а уж орать, применять ненормативную лексику на корте ему и в голову не придет.

А вот на игру Никиты приходилось смотреть часто, не раз сам играл с ним. Никита неплохой игрок, у него есть школа. Конечно, ему тяжеловато с его комплекцией: хотя он и старается, я могу его загонять. А он честолюбив, не любит проигрывать и злится, если такое происходит. И тогда теннис становится своеобразным сведением счетов, чего я терпеть не могу.

Так сложилось, для меня Андрон -- первый, даже если это исторически не так, а потом уже Никита, который с громкой славой "шагающего по Москве" поступил во ВГИК на наш второй курс учиться на режиссера. Он перевелся из Щукинского, куда пришел сначала на актерский. Во ВГИКе был последний набор великого Михаила Ромма, совместно обучавшего операторов и режиссеров на уроках мастерства. Режиссерский курс выглядел бледно, и только Никита выделялся на этом фоне.

При первом же разборе Михаил Ильич сказал: "На удивление, лучшая работа -- у операторов". И назвал мою фамилию. Потом еще как-то раз и еще. И тут я почувствовал со стороны Никиты то же самое, что при игре в теннис: он не привык проигрывать. Если красивая девушка, то -- его. Если он ставит кино, то самое большое... По крайней мере, Никита тогда обратил на меня внимание.

Потом уже я стал бывать на их даче на Николиной горе, и выяснилось, что у нас с Андроном приятельские отношения. Он мог в первом часу ночи вызывать к себе -- прослушать очередной гениальный сценарий. Или приезжали какие-то люди, и Андрон немедленно сообщал мне: "Так, все -- едем в ресторан". Не то чтобы категорично, а как другу, который без возражений поддержит компанию при любых обстоятельствах. Доходило до того, что он спрашивал моего совета в выборе девушек. Вернее сказать, ждал, пока я его уговорю. Ему надо было знать, что выбор очевиден: девушка -- класс, ее надо брать. Когда подбирал актрису на роль, тоже спрашивал. Самое смешное, он слушал тогда, когда уже сам для себя все решил. Скажи ему "это не подходит", он начинал убеждать в обратном. А уж если втравливался во что-то сомнительное, даже ругал меня, что я не был настойчив и не бил его по рукам. А я ведь намного моложе его...
Никита в свою бытность студентом разъезжал на "Жигулях"-"копейке" -- это была его собственная машина. И у Андрона был свой автомобиль, сначала "Волга", потом "Вольво". Когда мы куда-то отправлялись компаниями, Никита ни за что не вел машину вслед за Андроном, а всегда выбирал свое направление. Это доходило иногда до комизма. Помню смешной эпизод, когда он провалился в трясину. Слава Богу, мы его "копейку" все же вытащили.

Спрашивать: "Никита, зачем ты туда поехал?" -- было бесполезно. Он же хотел быстрее, лучше и красивее, но случился казус. Если утрировать, он вел себя примерно так: "Какой твой любимый цвет, белый? Тогда мой --черный!" Дух соперничества и переживания Никиты, который в силу старшинства брата был поставлен на второе место, угнетали его и во многом способствовали выбору профессии режиссера.

Это -- давние истории, которые переплелись уже с другими событиями. Молодую манекенщицу Таню, нынешнюю жену Никиты, я привез на Николину гору к ним в гости, чтобы снимать на веранде в легких летних одеждах для "Журнала мод". И они не были еще тогда знакомы...


Но это уже другая история.

Как снимался “Свой среди чужих, чужой среди своих”
 
Почерпнул немало интересного из книги Михаила Крупина “Никита Михалков. “Он русский, это многое объясняет...”. В заглавии процитирован слоган “Сибирского цирюльника”. И вот это уже, действительно, многое объясняет. Книга напрочь лишена критического подхода. Это фанатская биография. Ракурс снизу вверх. Все, что ни сделал герой повествования, гениально. Ранние работы не понимала широкая публика? Так интеллектуалы же ценили! Образованный зритель отмахнулся от “Цирюльника” и от продолжения “Утомленных солнцем”? Так вы на сборы посмотрите! Правда, не очень понятно, как быть с “Солнечным ударом”, оказавшимся не интересным всем. А это все равно выдающаяся работа, заранее согласен автор.

А жаль, ведь Никита Сергеевич фигура очень сложная, яркая. Думаю, когда-нибудь будет написана более отстраненная биография великого (прежних заслуг у Михалкова не отнять) режиссера. Хотя современникам тяжело отделить личное отношение от оценок творчества. Все-таки многие были свидетелями и расцвета Михалкова как автора и его творческой (да и, пожалуй, человеческой) эволюции и, видимо, деградации: от автора “Рабы любви” до “Бесогона”.

Больше всего интересных подробностей Крупин приводит про съемки дебютного полнометражного фильма Никиты Сергеевича “Свой среди чужих, чужой среди своих”. Фильм не полностью цветной. Критики рассудили, что использование монохромного изображение было художественным приемом. Что ж, у талантливого человека даже недостатки могут выйти достоинствами. На самом деле просто цветная очень быстро кончилась. Пришлось остальное доделывать на черно-белой.

Чуть не утонул в Аргуне Константин Райкин, сыгравший Каюма. Еще когда спасатели вымеряли глубину, одного из них едва не затянуло под скалу. Райкин долго крошил с берега бумагу, пытаясь по клочкам разглядеть водовороты. Когда по сюжету ему пришлось упасть в ледяную горную реку, его с трудом выловили. Операцию осложняло то, что актер был налысо обрит. Не ухватишь!

Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Чуть не погиб оператор всех ранних фильмов Михалкова Павел Лебешев. Когда оркестр грянул марш, лошади, запряженные в тачанку, испугались и рванули. Лебешева зацепило, он потерял сознание. Но оказалось, что отделался легким ушибом и заметным испугом. На другой день он уже смог вернуться к камере.

Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Вообще с конями было не лучше, чем с пленкой. Их не хватало. Думали, что в Чечне (съемки там были) у каждого джигита есть скакун. Но власти приказали населению сдать всех лошадей, бывших в личном пользовании. Задействовали 60 коней алабинского кавалерийского полка. Одни и те же животные в результате скакали под седлами красноармейцев и их противников.


Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Для трюковых сцен пригласили циркового артиста, который должен был на скаку перепрыгнуть с крупа лошади на подножку идущего поезда. Но что там идущего... У него этот фокус не получался, даже когда вагоны стояли. Смотрел на эти мучения местный борец (а борьба на Кавказе поныне самый популярный спорт, только в Северной Осетии ей конкуренцию смог навязать футбол) Артур. Не выдержала душа горца. Он вскочил в седло, догнал движущийся состав, прыгнул на подножку, забрался на крышу, пробежал по ней и вернулся на спину скакавшей рядом лошади. Михалков упрашивал чеченца сделать это на камеру, но тот отказался.

Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Для сцены ограбления поезда массовку поделили поровну. Одни должны были изображать бандитов, вторые - пассажиров. Когда чеченцы услышали творческое задание, тут же переметнулись к разбойникам. Никто не пожелал играть ограбленного. Местные традиции проявились еще на первом этапе набора массовки. Объявили размер оплаты за день: конный - 10 рублей, пеший - 5. Мужчины пришли кто с пятеркой, кто с десяткой. Привыкли, что надо самим давать.

Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
В разгар съемок творческая группа устроила бунт. Административному составу выразили недоверие. Еще бы - возникали проблемы с питанием, строительство декораций нарушало сроки, на Терском перевале украли тачанку, так как директор фильма не обеспечил охрану. А еще не удалось избежать одной смерти. Администратор отправил пьяного маляра на съемочную площадку в автобусе с канистрами, полными бензина. В пути работник кисти решил закурить. Закончилось трагедией.

Кадр из фильма “Свой среди чужих, чужой среди своих”
Александр Кайдановский внезапно открыл в себе талант дрессировщика. Он нашел особо одаренного барана и научил его брать след, как собака. В мундире белогвардейского поручика Кайдановский бегал с бараном на поводке.