Туранский тигр

Татьяна Максимчук
                Я – ТИГР!

     Выслушайте мою печальную историю. Я – тигр! Пусть не покажется странным, что я буду оперировать цифрами и фактами. Просто там, где находится сейчас моя душа, это не кажется странным…
     Некоторые называют меня гигантской полосатой кошкой. Да, я относился к семейству кошачьих, но кошкой себя не считал. Хотя бы потому, что в отличие от кошек люблю, вернее, любил плавать!
     Раньше мои сородичи заселяли огромный ареал (область обитания): от юга Восточной Сибири до островов Малайского архипелага. Представили? Но люди решили, что нас, тигров, надо истреблять, так как мы убиваем других животных. Нас объявили заклятыми врагами человека и начали настоящую охоту. Нам некого было попросить о помощи, и мы просто гибли под пулями и стрелами. Сто лет назад нас, тигров, было примерно100 тысяч, а сорок лет назад нас насчитывалось уже чуть более 3 тысяч…
     Да, люди опомнились. Внесли нас в Красную книгу. Стали охранять. Но было слишком поздно.

                КАКИМ Я БЫЛ…

     Я – туранский тигр. Есть бенгальские, китайские, амурские, яванские, балийские тигры… А я туранский от слова «туран» - древнего названия низменностей Средней Азии. Там я и жил. А ещё по восточному и южному берегам Каспия. Поэтому иногда меня называют «каспийским», но сути дела это не меняет. Меня больше нет…
     Больше всего я любил тростниковые заросли по рекам Средней Азии. Там моя защитная окраска сливалась по цвету с жёлтыми камышовыми стеблями, и мне удавалось добыть себе пищу.
     Я был немного меньше моего собрата - амурского тигра, он-то в длину достигает 3 метров, да и окраской я отличался от других тигров. Во-первых, я был ярко-рыжего цвета, полосы мои были более узкими, частыми и длинными, чем у других тигров. Иногда они были даже не чёрными, а коричневыми. Для маскировки. Да, природа хорошо потрудилась надо мной, чтобы я смог выжить. Увы, не смог.
     Я всегда устраивал свои логовища в самых непролазных местах. Но для меня важно было несколько условий: во-первых, рядом должна была быть вода – мы, тигры, часто и помногу пьём. Во-вторых, тяжёлыми для нас, туранских тигров, являлись многоснежные зимы, поэтому логова мы  всегда делали в местах, защищённых от снега. И зимой, помню, у меня всегда становился гуще мех, отрастали пышные бакенбарды, так что я казался лохматым в отличие от моих короткошёрстых сородичей.
     Почему я сейчас это вспоминаю? Да потому, что меня, туранского тигра, учёные так и не смогли сфотографировать. Видеть-то меня видели, но и только. Кстати, те, кто видел, говорят, что я был мощь и плавность. А какой у меня был прыжок: шестиметровый, неторопливый. Я не мог долго бегать, как, скажем, гепард, но в свои два-три стремительных скачка и бросок я вкладывал всю силу! И достигал цели!
     Косули и кабаны, джейраны, сайгаки и куланы, бухарские олени хангулы – всё становилось моей добычей.  В голодный год я не брезговал и шакалом или камышовым котом, мог съесть черепаху, лягушку, птицу, нерестящегося сазана. Но падалью не питался никогда!.. А ещё – только не смейтесь - я очень любил облепиху…
     Знаете, если бы сейчас каким-то чудом я снова оказался живым, я снова стал бы совершать странствия длиною в тысячу километров. За сутки мне ничего не стоило пройти 90 километров… Ах, этот мучительный запах свободы. Пьянящий и безвозвратно ушедший  от меня… Мы, тигры, - одиночки. Охотимся всегда раздельно. И на свою территорию площадью более сорока квадратных километров не допускали никого… Как жаль, что тигры не живут, как львы, целыми семьями, а со своей тигрицей охотятся вместе только 2-3 недели в году...
     Может, если бы рождалось больше тигрят… А впрочем…

                МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

     Знаете, что меня удивляет сегодня? Мы, туранские тигры, были известны ещё древним римлянам. Нас отлавливали в Персии и Армении, а потом доставляли в Рим, где знать тешилась, наблюдая кровавые поединки нас с рабами-гладиаторами. Разве мы этого хотели? Ведь это придумал человек ради своей забавы! Почему же он жив, а нас не стало?.. От своих предков я знаю, что первый попавший в Рим тигр вызвал такой страх, что драться с ним в открытую никто не решился – и он был убит в клетке…
     Кому мы помешали, люди?..
     Когда нас почти всех убили,  мы спрятались. У нас оставался единственный союзник – малярийный комар. От его укуса возникает болезнь малярия. И мы спрятались там, где живёт этот комар. Мы надеялись, что люди не полезут в эти места. Но они безжалостно уничтожили очаги малярии, а заодно добили и нас…

                ПРОЩАНИЕ

     Прощайте. Радует, что сегодня люди спохватились. Они даже строго запретили отстрел тигров, они даже установили крупные денежные штрафы, они даже создали в Иране заказник в 100 тысяч гектаров для нас. Но с этими мерами люди уже запоздали. Я, туранский тигр, исчез навсегда.
     И пусть сегодня доказали, что тигр по-своему стережёт дикую природу, оздоровляет её. Это правильно, ведь мы убиваем только больных и старых животных. Или тех, кто сам ищет смерти… Пусть убедились, что присутствие нас, тигров, в природе развивает у животных особую осторожность, а значит, способствует их жизнестойкости… И пусть вспомнили, что тигр настойчиво преследует волков. А от волков дикая природа страдает куда больше…Это уже ничего не изменит.
     Жаль. Жаль, что потомки будут знакомиться с нами по выцветшим чучелам с остекленевшим взглядом и табличкой: «ИСТРЕБЛЁН В XX веке!». Прощайте.



     *В тексте использованы материалы статьи А. Чегодаева, журнал "Юный натуралист" 1983 - 4.