Мой край родной

Софья Кишкель
Сегодня  я купила плацкартный  билет  до своего детства. Завтра я сяду в поезд и он помчит меня на встречу  с моей  Родиной. Как же давно я там не была,целых долгих, шесть лет. Уже  сегодня у меня  часто-часто  бьётся  сердце: я увижу тебя, моя деревня, мой родной дом.
 Схожу на станции, до деревни ещё двадцать километров. Сажусь в автобус у окна.  За окном  видны ухоженные домики, аккуратные садики, растущие у дороги берёзы. Многое изменилось, не узнаю некогда знакомые места. В автобусе  слышу белорусскую речь, значит я дома, на своей Родине. Десять километров дорога идёт лесом. По обе стороны сосны и ели, редко встречаются дубы и берёзы. Прекрасная асфальтированная дорога, а раньше тут была  шоссейная  дорога, по которой мы бегали за ягодами.Последний километр и  автобус выезжает из леса, в окно видны дома деревни,я ищу и нахожу  окна своего дома.На автобусной остановке встречают родственники. Сердце больно сжалось. Вспомнила : как вот также встречали  меня родители. Мама, предупреждённая о приезде, выходила на дорогу.Давно нет в живых родителей, брата. Останавливаюсь у племянника, который живёт с семьёй в двухэтажном коттедже на улице, которой раньше не было.
Назавтра  отправляюсь по тропинкам своего детства  в лес. Той тропинки, по которой мы бегали за земляникой, уже нет. Тогда по сторонам тропинки росли маленькие ёлочки.Теперь  высокие ели сомкнули свои ветки и по тропинке уже не пройти.
- Здравствуйте, мои знакомые ёлочки, как вы выросли!
 В ответ ели закачали своими пушистыми лапами, как бы говоря:
- Так ведь много лет прошло. Ты уже тоже не та  маленькая девочка, которая бегала босиком мимо нас.
 Недалеко  у просеки тянут вверх  маленькие сосенки, недавно посаженные.
- Здравствуй племя молодое, незнакомое. Растите, тяните свои ветви вверх к солнцу.  Может, мои, внуки и правнуки  приедут на встречу с вами.
 Выхожу к шоссе, там, у дороги  мы раньше собирали весной голубые пролески. Ещё кое-где  под деревьями прятались остатки снега, а на пригретых солнцем полянах раскрывали свои головки первые цветы.
 Август.Раньше в конце августа мы собирали тут бруснику. Теперь её почти нет.Нашла немного ягод, их мало,открытых полян мало,всё поросло деревьями.  А вот у дороги  дуб, уже тогда он был высоким, а сейчас он выглядит  могучим деревом. Под ним видна разрытая земля, приходят лакомиться желудями кабаны.  Земляника и черника отошла. На просеках, сплошь поросших черничником, нахожу и отправляю в рот несколько ягод. Чувствую такой знакомый с детства вкус. В детстве мы несли из леса большие корзинки этой ягоды, и наши рты долго были  чёрными.
 Лес ухоженный, чистый, нет сухостоя, бурелома, разбит на квадраты просеками, сплошь поросшими черничником.
 Погуляв  по лесу, иду к реке. Я часто в детстве приходила сюда. Сидела на берегу, смотрела в чистые воды тихо журчащей реки. Вода была настолько прозрачной, что были видны  проплывающие стайки рыбок и камешки на дне. На берегу стояла мельница. С  моста мы наблюдали, как вода из пруда с шумом и брызгами падала вниз. Теперь мельницу отреставрировали  и там кафе с современным прекрасным дизайном.
 Прохожу по  мостику на противоположный берег. Теперь это мостик только для пешеходов. Большой мост для транспорта почти в километре отсюда. Раньше был единственный деревянный  мост, который иногда в бурное половодье уносило водой. Река обмелела, особенно в последние годы из-за малоснежных зим. Раньше вокруг было много болот, воды которых питали реку. Сейчас болот нет, их осушили.
Сажусь на берег и, как в детстве, снимаю обувь и опускаю ноги в прохладную воду. Сижу, смотрю в воду, слушаю почти бесшумное течение. Раньше река была  более живой, говорливой.  Всё также смотрятся в воду красавицы ивы, и цветёт весной черёмуха. На берегу стояла школа, где мы учились. Вокруг школы был парк, где цвели белые акации. Теперь нашей школы нет, вместо неё современная двухэтажная школа с огромными спортивными и музыкальными залами. От парка осталось только несколько акаций.
 От реки поднимаюсь в гору, где стоит костёл  Святой Троицы, построенный  в 1903 году, самый высокий храм в Белоруссии. Прекрасный памятник культуры, охраняемый государством. Готика, три алтаря, витражи, старинный орган. Храм отреставрирован, вокруг по периметру за оградой разбиты цветники, растут декоративные деревья и кустарники. Захожу в храм, он всегда открыт, часто приезжают туристы. Трепет и волнение охватывают меня.Сюда принесли меня  крестить, когда мне было всего два месяца. Здесь я приняла первое причастие. Сюда приходила я маленькой с родителями  на праздники на службу, слушала божественное звучание органа и пение церковного хора. Здесь проходило моё венчание.  Со старинных икон смотрят лики  святых.  Храм жив верой. В праздники и будни идут службы. В праздники храм  полон людьми: детьми, молодыми людьми, пожилыми,значит, живёт вера людей в добро, любовь.
Вышла из храма, подъехал автобус с туристами. Уже  подходя к храму, люди останавливаются и замиранием смотрят на красоту храма и великолепный, ухоженный  интерьер вокруг. Помогают священнику ухаживать за всем этим и за зоной отдыха рядом с храмом школьники и прихожане. Прошлась по дорожкам зоны отдыха, сфотографировалась на память.Иду по знакомой улице, на повороте сворачиваю на свою улицу. Вот она улица моего детства. Теперь асфальтированная, а раньше песчаная дорога,  зимой занесённая снегом по заборы, летом пыльная в жаркую погоду. Улица, по которой стайкой бежали в школу, зимой катались на санках с горок, а летом устраивали шумные игры. Есть старые дома, много новых, а вот знакомых лиц нет. Многие ушли в мир иной, выросли новые поколения. Не могу удержать частое биение сердца. Здравствуй, мой тёплый, добрый дом, где я появилась на свет, где росла, познавала от родителей первые уроки жизни, где мы все были так счастливы . Отсюда с напутствием родителей уезжала в город, в новую жизнь и часто раньше приезжала сюда и здесь меня всегда ждали и окружали теплом и любовью.
 В  доме живут другие люди, но всё также растёт сирень под окном и в углу полисадника  желтеет золотой шар. Скамейка у дома, колодец во дворе.  Вот только большой куст роз у крыльца засох, видно ему не хватило прежней любви и внимания, мы его так холили. От воспоминаний навернулись слёзы, пора уходить. Когда свидимся опять, не знаю, прости мой дом!  Прошла по улице. Нет берёзовой рощицы у деревни, где в Троицын  день мы водили хороводы, где гнездились птицы и весной пели соловьи.
 Вечером спустилась на луг к прудам. Он рядом с нашим старым домом и опять воспоминания, воспоминания! Тогда ещё не было прудов. Луг пересекал небольшой ручеёк. Он становился полноводным только весной, когда таял снег, а потом он мелел, и мы легко его перепрыгивали. Мы любили летом играть  на пригорке.  Луг пестрел разноцветьем. Особенно запомнился луг весь голубой от цветущих незабудок. Над цветами летали бабочки, жужжали пчёлы. Посидела на берегу пруда, на пригорке, вдыхая  запах полыни, которой много растёт по берегам пруда.
 На следующий день с утра ушла на кладбище. Там рядом могилы мамы, отца, брата, бабушки. С фотографий смотрят  родные лица. Как мне Вас не хватает, я Вас помню всегда! Могилы ухожены стараниями племянника, спасибо ему за это. На кладбище тишина, только за оградой в ветвях высоких сосен перекликаются птицы.  Сколько могил, похоронены старые и молодые, безвременно ушедшие в иной мир, много знакомых имён и фамилий. Все они жили в труде и заботах, радовались и огорчались, любили жизнь, а теперь все там, в загробном мире.  Пусть  все они будут там окружены теплом и любовью  Бога. А нам  всем надо помнить: сколь коротка жизнь, и  жить в любви к людям и творить добро.
 Уходила в полдень, в храме звонили колокола. Так всегда,  в детстве мы по ним определяли время. Колокола  звонили утром, в полдень  и вечером. Уходя в лес, ориентировались  по высоким крестам храма, они были видны отовсюду.
 Через три дня надо  было уезжать. Ещё раз посетила кладбище-место покоя родных, попрощалась с родственниками .Теперь долго будут греть душу воспоминания от встреч с Родиной, любовь к которой живёт в моём сердце.