Диалог

Петр Куликов
Действующие лица:
Рене Декарт – философ
Христина – королева Швеции

1.
– Вы все-таки нас посетили
– По вашей просьбе
вернее я хотел сказать
– Какая радость
видеть
в нашем тусклом крае
столь славный светоч
ясного ума
чьим блеском озариться бы желали
славнейшие дворы Европы
– За исключением родной страны
любезнейшая королева
– Не утруждайтесь
нам хорошо известны
все обстоятельства
простой и честной жизни
философа
вы можете не сомневаться
здесь
ваши способности
оценят по заслугам
свободный ум
не может угодить
всем и во всем
исследуя причины
и проникая в тайны
которые сама природа
нам не спешить раскрыть
– Вы заблуждаетесь
идя за стариком
которое столетие твердящим
будто природа
играет в прятки
ведь как у матери
нет от детей секретов
так и творящая природа
свое творенье любит
в него смотря
как в собственное отраженье
от зеркала
у вас ведь нет секретов
когда поверхность
зеркала чиста
и безупречна
поэтому и вся наша забота
как мыслящих существ
поверхность эту
своего ума
не украшать а только содержать
в кристальной чи-
сто-
те
– Признаться
я не ждала другого
от вас
теперь мы квиты
но
не рано ли мы начали занятия
ведь вы с дороги
и наверное устали
как
здоровье ваше
– О не волнуйтесь
ваше величество
в дороге я считал часы
коней меняя на корабль
и снова на коней
до этой встречи
что касается здоровья
вашего
слуги
оно отменно
благодаря диете
и милости небес
– Тогда скажите
что за предмет
вы только что
мне преподали
– Начала
первой философии
всего лишь
– Коль таково начало
то какова же середина
ученья этого
каков его конец
– Все дело в методе
во взгляде
на предмет а не
в самом предмете
заметьте
я не утверждаю будто метод
для всех один
но вы же знаете в науке
нет царского пути
в начале цепи умозаключений
должно лежать простое
очевидное как день
сознание
к которому всегда
вы можете вернуться
как далеко бы не ушли
– Что очевиднее всего?
– Сомнение
– Во всем?
– Во всем
за исключеньем самого
отчетливого ясного сознанья
я
сомневаюсь
ибо в этом
здоровый ум
в своем сомнении
не может усомниться
я сомневаюсь
следовательно
– Как так?
постойте
вы говорите сомневающийся ум
не может сомневаться
– И это так
как ясный божий день
достаточно открыть глаза
стряхнуть оцепенение
раскройте
глухие ставни шторы окна двери
я называю это
естественный свет разума
– Ну что же
я
заинтригована
и эту
беседу я хотела бы продолжить
в другое время
ну а сейчас
заботы государства
таков наш дельный мир
простите
вы будете жить во дворце
где вас поселят
недалеко от нас
прощайте

2.
– Вы почему
так странно смотрите?
– Простите
ваш каблук
и высота подошвы
не говоря о прочем
ломают все стереотипы
и разрушают предрассудки лучше
чем дюжина критических статей
у ваших ног
я лилипут
– Вы мастер странных комплиментов
котурны эти
по правде говоря
я с радостью бы скинула
я слышала что вы
оригинал
не только в сфере отвлеченной мысли
но и в делах
житейских
подайте мне совет
– На завтрак
прикажите чтобы вам подали
омлет
из двух иль трех яиц
пробывших под наседкой
не менее чем восемь дней
теперь скажите вы
– Что я должна сказать?
– Устроим небольшой диспут
я буду спрашивать
вы отвечайте
– Я согласна
– Который сейчас час?
– Немногим более
пяти утра
светает нынче поздно
– Я полагаю вам известно также
что месяц на дворе стоит
ноябрь
– К чему вы клоните?
– А место
где с вами
мы беседуем сейчас
Стокгольм
столица вашей северной страны
– Вы
в этом сомневаетесь?
– Я сомневаюсь
во всем
за исключеньем самого
сомненья
и всего того
что столь же несомненно
– А разве этот предрассветный скудный свет
и эта утренняя свежесть
воздуха
не несомненны?
– Есть люди
утверждающие что они кувшины
больному человеку
любая пища
горчит
издалека
предметы кажутся
нам меньше
чувства
не говорят всей правды
где граница
между бредом
влюбленного
и
вы разве не слыхали
в театре
на подмостках
актеров восклицающих
не сон ли это?
сплю я
иль бодрствую?
так можете ли вы
с такой уверенностью
утверждать что жизнь
вся ваша жизнь
не есть непрекращающийся сон
и все что сообщают ваши чувства
не более чем сонная мечта
теперь прибавьте
к этому то знание
что есть у вас
о высшем существе
создавшем мир
меня и вас и этот разговор
неужто
вы полагаете что всемогущий
творец не мог
создать нас существами
живущими как бы во сне
как утверждаю я
а вовсе не такими
как говорите вы
– Достаточно мне допустить
эту возможность
и мое сознание
колеблется
я ничего не знаю
а если знаю
то только это
ничто
в какую бездну
вы хотите
меня заставить заглянуть
– Сомнения
всего лишь
в этой бездне
вы обретете твердую опору
отталкиваясь от которой
как от незыблемой исходной точки
вы придете
к познанью бога
и себя
и мира
– Вы мастер обещаний
– Проверьте сами
– Как?
– Войдите
в свой ум
– Но как?
– Я дал вам отправную точку
и направление
попробуйте пройти
хоть бы несколько шагов
самостоятельно
я уверяю вас
для этого не нужно
знать диалектику
и метафизику
достаточно иметь лишь здравый ум
войдите
в этот лабиринт
по путеводной нити
своего ума
вы сможете найти
и выход
– Откуда эта
скованность движений
словно во сне
или когда на сцене
актеры вдруг забыли текст
и действие остановилось
я попытаюсь
если чувства
меня обманывают
то могу ли я
уверена быть в том что вы
существуете
на самом деле
не грежу ли я наяву
а если греза все
что вижу я
то и мои глаза
и собственное тело
обман
и даже мысли
которые родятся
как бы сами собой
в моем уме
возможно
лишь наважденье злого
волшебника
я словно упираюсь
в незримую преграду
и не вижу
выхода
– Не останавливайтесь
от сомненья
переходите смело
к познанью правды
и идите
все дальше
первую фигуру
танца
которому я вас учу
вы выполнили превосходно
приступим
ко второй фигуре
я сомневаюсь
следовательно
попробуйте продолжить силлогизм
– Какая легкость
внезапная
как если бы я в гору
шла
а потом с горы
минуту лишь назад
я не могла и шагу сделать
а теперь
мне чтобы не упасть
придется замедлять шаги
я сомневаюсь
существует ли
все то что существует
и следовательно
поскольку несомненно
мое сомнение
я существую
ведь существует
лишь то в чем я
не сомневаюсь
а в своем сомнении
и только в нем
я сомневаться не могу
простите если я
выражаюсь путано
и повторяюсь
виной тому
лишь изумление
восторг
теперь я вижу
куда идти
ведь тот кто сомневается
во всем
и чье существованье несомненно
не может быть чем-либо
из того что он
подверг сомнению
а следовательно
ни это тело
ни что-либо иное
что может быть воспринято
посредством чувств
ничто из этого
не я
я сомневаюсь
следовательно
я существую
как мыслящее существо
вне протяженности
вне времени и места
вне материи
вне всяческих условий
причин и следствий
я сама причина
и следствие себя самой
я мысль
и я свободна
и вольна избирать
любой из всех путей
передо мной открытое пространство
в котором я могу
как птица
летать
мне душно
в этой клетке тела
в этом дворце
эй распахните ставни
пусть ветер
наступающего дня
коснется нас своим холодным
дыханием
прогонит сон
из каждой щели
из каждого угла
вы покидаете меня
куда же
не уходите
я
вам
– Сегодня
вы смогли
продвинуться
довольно далеко
не останавливайтесь королева
идите
все дальше
и помните в науке
нет царского пути
занятие окончено
прощайте

3.
– Я потрясен
как быстро вы
освоили начала
моей науки
и признаться это
меня слегка пугает
хотя и восхищает
на троне шведских королей впервые
королева
философ
– Как
неужели на земле
есть вещи
способные вас напугать
а я-то думала что вы
философ
как
поживает ваш бронхит
не приказать ли
закрыть окно
ваш кашель
мне сегодня
не нравится
– Как вам угодно
– Мне
кажется
когда я с вами говорю
что у меня
нет воли
я готова
идти за вами
все оставить власть
богатство славу
законные права
рождения
и крови
я их не дорого ценю
с тех пор как стала вашей ученицей
лишь позовите
– Ваша скромность
приказывает мне
молчать
– О не сердитесь
прошу
простите эту выходку
избалованной женщины
простите
мне кажется
я слишком холодна
– Оставим все как есть
и перестанем
об этом говорить
вернемся лучше к нашим
баранам
мы говорили о
– Страсти
– О страстях
души
напомните мне
чем отличается
живое тело
от мертвого
– Теплом
– Тогда гниющая листва
сырое свежескошенное сено
или вода из гейзера
живые
– Это не все
живому также свойственно
движение
– Тогда огонь и солнце
живые
– Живому требуется пища
для поддержанья жизни
– Стало быть
я повторяю
огонь живой
– Огонь основа жизни
вернее некое тепло
в области сердца
как и движение и пища
а тело
подобно механическим часам
пока заведена пружина
и механизм исправен
они идут
тик так
но стоит кончиться заводу
иль сдвинуться какой-то шестеренке
и вот они стоят
так и живое тело
от старости болезни или раны
однажды умирает
выходя из строя
как неисправный автомат
свой отслуживший срок
жизнь есть особый механизм
внедренный в тело
пока он тикает
часы идут
жизнь продолжается
мы слышим музыку
пока по трубам
органа
стремится воздух
словно некий ветер
недаром существует выраженье
о ветре в голове
поскольку этот ветер
составленный из крохотных частиц
как бы из испарений крови
которые по самым тонким венам
впрямую достигают мозга
и оттуда
расходятся по нервным разветвленьям
передавая органам и мышцам
распоряженья мозга
поэтому предполагать причину
для видимых движений тела
в невидимой душе
нет ровным счетом никакой
необходимости гораздо
естественней предположить что тело
приводится в движение
другими
телами
говоря иными
словами
телу известно тело
а душа душе
неведома темна
печальна
словно песня
на языке чужом
– Как это тело
зачинается
от семени отца
во чреве матери
как зреет
во влажной темноте утробы
питаясь соками
приобретая форму
видимую нами
когда оно выходит из утробы
на яркий свет дневного солнца
как совершает круг
земной живет питается
болеет умирает
и куда
уходит после
разрушаясь
– Если зерно
растенья раздробить
и вновь соединить
все те же части
но в ином порядке
оно не даст ростка
животное не так
его зародыш
вначале жидкий
как вода
и не имеет
определенной формы
и частей
соединение полов
приводит к излиянию
двух разных жидкостей
одна принадлежит отцу
другая матери
их смесь и есть зародыш
вначале он напоминает брагу
одна из жидкостей
становится дрожжами для другой
и начинается процесс броженья
который в свою очередь приводит
к разогреванью смеси
так что в ней
появляется неоднородность
состава ибо нагрев
приводит к расширению частиц
выталкиваемы соседними
расширенные сгустки
устремляются вовне
но там они встречают
сопротивленье более холодных
и косных частей материи
тогда они уходят в сторону
и двигаясь по кругу
возвращаются в то место
откуда начали движение
как только в этом
движении разрозненных сперва
частей зародыша
появится согласье
и общий ритм
это уже
не что иное
как пульсация
и таково начало
образованья сердца
и кровообращения
первым на пути
потока кровяных телец
идущего от середины
зародышевой ткани
возникает мозг
затем уходит позвоночник
вниз подобно
головастику
на противоположной
мозгу стороне
материя приобретает форму
детородных органов
на всем пути движенья крови
по разному
в разных его частях
среда сгущается
и образует стенки
сосудов
сперва большой артерии
и полой вены
по которым кровь
отправляется от сердца
к органам
питая их и согревая
и возвращается обратно
говоря о сердце
нужно упомянуть
что сердце дышащих существ
в отличие от рыб
имеет не одну
а две вместительные полости
и в этом можно убедиться
взяв сердце крупного животного
коровы или свиньи
его вы можете легко найти
в обычной лавке мясника
возьмите нож
и аккуратно срежьте
у сердца заостренную верхушку
на месте среза
вы обнаружите
две полости
вложив в них пальцы
вы найдете
в каждой из полостей
внизу отверстье
через которое ваш палец
проходит в первом случае
в полую вену
а в во втором в артериальную
она ветвится дальше
на мелкие сосуды
в которых кровь
сгущается и охлаждается
благодаря вдыхаемому
воздуху
если затем
рассечь
сердце еще раз
вдоль плоскости отверстий
– Достаточно
достаточно не надо
продолжать
– Вы побледнели
вам нехорошо
– Я почему-то вспомнил
дом
вы знаете
земля где я родился
лежит на самом севере страны
которая лежит отсюда к югу
так что на родине
я северянин
а здесь южанин
к северной зиме
мой организм
едва ли приспособлен
не сочтите
за непочтительность
и за неблагодарность
но
в этом дворце
великолепном
я чувствую себя порой
как мальчик
в ледяных чертогах
во власти чар
могущественной
Снежной
Королевы
из старой сказки
которую рассказывала мне
когда я был ребенком
кормилица
так вот порой
особенно под утро
я чувствую как в грудь
вдруг проникает холод
нездешний
он пронизывает кости
– Простите умоляю
я совсем забыла
про окна
я ведь вовсе не хочу
чтоб по моей вине
к бронхиту вашему
прибавился еще и ревматизм
вы мне нужны здоровым
иначе с кем
я буду говорить
о философии
на всю столицу
более того
на всю страну
на всю Европу
едва ль найдется ум
столь острый
злой
неутомимый
ясный
мы с вами не закончили
мы даже не дошли
до страсти
– Мне кажется
я болен
королева
– Я знаю
это отговорка
вы думаете я глупа
и ничего не вижу
вы огорчаете меня
мсье учитель
– О чем вы
– Все о том же
о страстях
души
вернее
правильнее будет
сказать о заблужденьях плоти
боязни недоверии
о подозрениях бог знает в чем
откуда бы им взяться
впрочем
это не наше дело
как поживает ваша дочь
прижитая
коль мне не изменяет память
со служанкой
– У вашей памяти
отличная разведка
вы осведомлены
прекрасно
однако это
едва ли было утешением
хоть одному из тех несчастных
простите я хотел сказать счастливых
избранников
или как принято
их называть еще
придворных фаворитов
по странному стеченью обстоятельств
друг за другом
столь преждевременно и спешно
покинувших наш мир
– Да вы не только
философ
вы еще и детектив
или шпион
– Как вам угодно
королева
– Простите
мне известно вы
не интриган
в отличие от тех
которых вы сейчас упомянули
не ваша это роль
плести силки злословия и сплетен
мне не в чем вас на деле упрекнуть
я лишь стараюсь следовать во всем
тому в чем вы наставили меня
с друзьями
как с самим собою
говорить открыто
вам нужен отдых
съездите домой
чтоб повидаться с дочерью
и укрепить здоровье
потом вернитесь
а сегодня
давайте как и прежде
расстанемся друзьями
– Истины
не забывайте

4.
– Я в нерешимости
мне нужен ваш совет
– Сочту за честь
ваше величество
– Казна моей короны
почти пуста
тридцатилетняя война
развязанная предками
нас истощила
не прибавив славы
дворянство увеличенное вдвое
в своем количестве
равно как и в правах
откуда-то усвоило науку
не честного и верного служенья
народу и короне
а наглого прямого грабежа
своих же собственных земель
страна разорена
поборами
в народе ропот
до нас доходят слухи
уже нашлись
доброжелатели
что сеют смуту
в сердцах простых и честных граждан
распространяя мненье
на рынках и в трактирах
будто мы пируем
здесь во дворце
когда в стране чума
–  Сказать по правде
политика не мой конек
однако здравый ум
подсказывает что
для устранения недуга
который стар как мир
пригодны старые проверенные средства
устройте быструю победоносную войну
пусть это будет маленькое королевство
из сопредельных вам
и заключите мир
с соседом посильнее
раскройте заговор
казните главарей
среди зачинщиков
предполагаемого мятежа
должна быть пара иностранных агентов
это возбудит в народе
патриотические чувства
в придачу к ним
казните палача
и не забудьте
удвоить жалование
его коллегам
найдите истинных виновников
постигшего казну расстройства
и конфискуйте их имущество и земли
на деньги добытые так
устройте пир
на всю столицу
по случаю
к примеру вашей свадьбы
вы не успеете и глазом
моргнуть как в одночасье
рейтинги короны
взнесутся до небес
но говоря вообще
если б нашелся кто-то кто
хотя бы толику тех денег
которые политики бросают
в костер войны
потратил на эксперименты
которые позволили бы нам
раскрыть особую природу
каждого тела
эти достижения
доставили бы куда больше пользы
народам и правительствам
чем все победы 
их славных армий
–  Вашими устами
но вы недооцениваете
всей силы самоослепленья
владеющего массами
скажите
темен ли народ
–  Моей науке это неизвестно
я знаю только то что видят
мои глаза
я ежедневно
хожу по улицам
большого города
где люди все погружены
в теченье повседневных дел
торговли
извлеченья прибыли
настолько что
я могу гулять меж ними
с такой же безмятежностью
как вы гуляете в своих аллеях
и попадающихся мне людей
воспринимаю так же
как вы воспринимаете деревья
в своем лесу
или животных
их суета мешает
теченью моих грез
не больше чем журчание ручья
а если я себе позволю поразмыслить
над их поступками
то это приносит мне такое удовольствие
какое обладателю полей
приносит наблюденье за крестьянами
работающими на них
сознание того что их работа
направлена на украшенье места
где я совместно с ними обитаю
приносит удовлетворенье
а посмотрите в гавани
на все эти суда
которые везут со всех концов земли
для наших нужд и удовольствий
дары обеих Индий
все раритеты Европы
разве это зрелище всеобщего достатка
не услаждает глаз
как изобилие плодов в саду
их медленное созреванье
в какой другой стране
найдете вы
такую полноту свободы
покоя
безопасности
народ вас любит
и боготворит
не верьте слухам
впрочем каждый видит
лишь то что хочет видеть
–  Ваши слова ласкают слух
сладкоречивая сирена
Италия
Париж Тоскана Рим
там жизнь
а здесь провинция
медвежий угол
глушь
–  Спаси господь
вас от такой напасти
на родине моей от века процветают
подобострастие измена клевета
и всюду зреют
предательства убийства отравленья
в Италии превозносимой вами
утренняя сырость
полна болезнетворных испарений
полдневная жара невыносима
прохлада вечера опасна для здоровья
ночная тьма скрывает в переулках
воров грабителей убийц
кто будучи в своем уме
по доброй воле
сменит на римский зной
тепло камина
–  Не продолжайте
я уже решила
мое решенье твердо
я покину
Стокгольм
пусть граждане решают сами
нужна ль им королева
–  Ваше величество
решенье ваше безусловно
но скажите как
вы объясните людям
свой побег
простите я хотел сказать
отъезд
–  Я перейду в другую веру
католическую
и дабы лично
свидетельствовать о своем почтенье
к святыне древней папского престола
отправлюсь в Рим
– И возбудите в подданных
негодование
ведь Швеция свободна
от гордых притязаний Ватикана
эти годы
войны за независимость
история вам не простит
–   История скорей меня забудет
добавив имя в длинный ряд имен
какой-то там династии
о если бы вы знали
этот замок
фамильный склеп
печальный инкубатор
невылупившихся птенцов
кунсткамера
где изредка
раз в десять поколений
средь заспиртованных уродцев
появится один похожий
на человека
поймите я должна прорвать
эту плаценту
продырявить сферу
полупрозрачной скорлупы
не так ли новорожденный кричит
чтобы не задохнуться
выплевывая с криком
из дыхательных путей
и легких слизь
питавшую его
в утробе матери
и первый вдох
обжигает легкие
но вслед за ним второй
и третий и четвертый
это жизнь
–  Вы говорите это жизнь
–  Да это жизнь
–  То что вы только что сказали
это жизнь
–  Да
–  И в этом вы убеждены
–  На сто процентов
–  И вы обдумали свое решенье
и то что вы сказали мне сейчас
о жизни
–  Разумеется
–  И то что вы сказали это жизнь
–  Именно так
–  А что вы мне сказали?
–  Я сказала
что жизнь снаружи
а не внутри
она преодоленье
этой грани
экспансия вовне
и выход за пределы
самой себя
вот что такое жизнь
–  Допустим что вы правы
преодоленье выход за пределы
экспансия вовне все это жизнь
и
–  Что и
–  Вы правы и
–  Что и
–  И
–  Жизнь есть жизнь
без всяких и
–  Что значит жизнь есть жизнь без всяких и
–  А то и значит жизнь есть жизнь
без всяких и
–  То есть совсем без всяких и
–  Совсем
–  Куда же делось и
–  Вы издеваетесь
–  Нисколько королева
я только недоумеваю
как жить без и
–  Здесь и сейчас
на полную катушку
без всяких и
–  Как вы сказали
здесь и сейчас
на полную катушку
без всяких и
–  Вы точно издеваетесь
–  Мне надо двигать мысль
–  Так двигайте ее
–  Но как
без и
она не движется
–  Тогда возьмите ваше и
и
вставьте его
куда вам нужно
–  А я по вашему что делаю
–  Не знаю
пока вы только издеваетесь
–  И в мыслях не было
–  Вот видите
вы сами и сказали
–  Что я сказал
–  Вы только что сказали
что никакого и
у вас и в мыслях не было
–  Я так сказал
–  Да только что
–  Что я сказал?
–  И в мыслях не было
–  Ах это я сказал
–  Ну да не я же
–  Но я имел в виду
–  Не знаю что вы там имели
но вы сказали это
и
в мыслях
не было
–  Далось вам это и
–  Мне
это ваше и
уже вот здесь
–  Нам надо двигать мысль
–  А мы по вашему что делаем
–  Не знаю
пока вы только упираетесь
–  Я упираюсь
–  Да
упираетесь
ведь это вы заладили
жизнь это жизнь
без всяких и
а мысль не движется
–  Что значит мысль не движется
–  А то и значит
мысль не движется
–  Но жизнь идет
мы дышим
–  Что толку что мы дышим если мысль
не движется
–  Мы просто дышим
чтобы жить
без всякий мысли
–  Без всякой мысли
жить
– Вот именно
и двигать жизнь
а мысль
– Вы говорите двигать жизнь
– Да жизнь
– А мысль
– Мысль это мысль
– Согласен
– Так двигайте ее
– Куда
вы мне загородили все пути
повсюду только жизнь
для мысли
щели не осталось
– Так найдите
для мысли щель
– Мы дышим
тут вы правы чтобы жить
и мы теряем нашу молодость и свежесть
теряем зубы волосы
теряем идеалы
и тянемся к земле
в ее сырое лоно
нас породившее
таков естественный закон природы
он движет нами
как бы во сне
но тот кто пробудился
уже не может делать вид что спит
он видит
что жизнь и мысль
это одно и то же
вы полагаете что надо двигать
жизнь за пределами ума
а я вас уверяю
что это лишний
и бесполезный труд
зачем еще раз делать в мире то
что вы уже проделали в уме
раз это в сущности
одно и то же
воображенье бесконечно
как это море
ваша мысль корабль
а чувства ветер
все что вы можете вообразить
со всех сторон заключено
в пределах видимого
но за этой гранью
все та же бесконечность вод
божественного разума
чтоб охватить ее
не хватит наших скудных сил
– Отсюда следует что вера
в существование всеведущего бога
есть следствие бессилия ума
– Я этого не говорил
– Но это следует
из ваших слов
что если бог
нам тоже снится
– Бог не обманывает нас
– Он это только вам сказал?
– Напрасно вы язвите
– Отчего же?
– Видите ли королева
когда в беседе с вами
я утверждаю
что выдуманный мною
мир созданный в моем воображении
путем дедукции
из нескольких простых
и очевидных положений
ничем не отличается от видимого нами
действительного мира
я все-таки хочу предполагать
что говорю не с призраком
но со свободным
мыслящим
способным создавать миры
себе подобным существом
– Но исходя из принципа сомнения
такое допущение излишне
– Вот именно
а значит кроме сомнения
необходим еще какой-то принцип
– Какой же?
– Угадайте
– Вы опять
со мной играете
вся ваша философия наука
все эти принципы
причины следствия начала и концы
игра ума
бесплодная
и к жизни не имеет отношения
поскольку все живое хочет
расти и продолжаться дальше
страсть и желание
вот то что движет жизнью
– Сегодня вы
возбуждены
я вижу в этом причину
небрежности в мышлении
обычно вам несвойственной
под этим принципом
на самом деле
он не второй а первый
ибо лишь за ним
идет сомнение
я разумею бога
он есть единственное основанье
адекватности суждений
и если нет его
то нет другого
нет ничего
а если есть другой
то лишь поскольку есть
высшее
над нами
существо
– Над нами
или между нами
и в нас
– Пожалуй
можно сказать и так
– Тогда желание
и бог одно и то же
хочу
желаю
следовательно
живу
и мыслю
– Вы хотите
невозможного
– Кто вам сказал
что невозможное
предел желаний
– Вы отрицаете
святую веру
я этому вас не учил
– Зато господь меня не отрицает
ведь я живу и жажду
он в меня верит
любит и желает
чтобы и я ему уподоблялась
и отвечала тем же
мое решение
я изложила вам
и приняла в расчет
изложенные вами доводы
в итоге
мое решенье остается неизменным
я покидаю Швецию
вопрос только когда
будьте здоровы
берегите себя

5.
– Вы спали
– А
входите королева
я задремал
– Отложим до другого раза
– Другого раза
может и не быть
ваш лекарь прямо это мне сказал
и посоветовал покой и сон
я попытался было выяснить
что именно он понимает
под словом сон
но он так испугался
что прямо-таки силой
меня заставил выпить
свое снотворное
– Ваш жар немного спал
– Смешное существо
он на меня глядел
как Моисей в пустыне
наверное глядел на купину
горящую
когда она заговорила
точь в точь как вы
сейчас глядите на меня
– Вам вредно столько говорить
молчите
я просто здесь побуду
рядом
– Скажите королева
вы молитесь
– Я вам не стану отвечать
молчите
– А у вас случайно
с собою нет цикуты
на вас дорожный плащ
или мне кажется
теперь это со мной бывает
я вижу наяву
то чего нет на деле
– Вы замолчите
или я уйду
– Когда вы смотрите в ночное небо
молчанье этих бесконечных пространств
вас не пугает?
я говорил ему
что он сгорит
нельзя столько работать
наш юный гений
стал набожным христианином
когда его ударил паралич
он соглашался
с этим итальянцем
обнюхавшимся ртути
но пустоты в природе не существует
в чем в чем а в этом
прав старый грек
я это ясно показал
в первоначалах философии
да кстати
вы принесли мне письма?
вы обещали
– Ферма вам пишет
как всегда
уклончиво и путано
настолько что напрасно
даже пытаться разобрать хоть что-нибудь
в его каракулях
– Люблю читать его загадочные письма
не так ли бог нам шлет
свои послания
запечатленные каракулями бытия
но не сейчас
ответьте этому французу
копаясь в числах
он когда-нибудь нечаянно откроет
их внутреннее измеренье
пространство от нуля до единицы
вмещающее бесконечность
в этот чистый
прозрачный мир числа
как в зазеркалье
его открытие откроет двери
и наш подлунный мир
туда войдет
весь без остатка
кто еще
– Отец Мерсенн
отец Жибьёф
отец Ватье
– Что это
отцы вдруг так забеспокоились
– Отец Мерсенн
напоминает вам
что с нетерпеньем ждет ваш отзыв
на книгу некоего господина
трактующего о предмете
известном вам
– Да да тот англичанин
красноречиво рассуждающий о
свободе воле
я соглашаюсь с ним в том что основой
морального поступка
является индифферентность
мы действуем свободно
когда нам все равно
как действовать
и действовать ли вообще
святое безразличие
наука наша без него и шагу
ступить не может
но в остальном сие творение
скучающего господина
полной обычной болтовни философов
– Второй вопрос
который предлагает
святой отец
на ваше рассмотренье
как можно благости
божественного промысла
приписывать жестокое решенье
согласно коему в конце времен
всех грешников ждет осуждение
на веки вечные
– Святой отец
чрезмерно любознателен
так и ответьте
к тому же мы уже имели случай
с ним это обсудить подробно
с тех пор мое суждение не изменилось
где древние мужи
светила нашей христианской веры
идут в открытую на приступ
твердыни таинства
сокрытого в догмате
и празднуют победу
там я смиренно отступаю
дабы не расшибить свой лоб
и не ввести в соблазн других
эх старина Мерсенн
великий бескорыстный сводник
умов дерзающих
в объятья заключить
богиню истину
когда-нибудь
твои усилия оценят по заслугам
далекие потомки
круг твоих корреспондентов станет
прообразом республики ученых
из искры возгорится пламя
из малого зерна
со временем такое разрастется древо
которое накроет сенью
всю просвещенную Европу
а что отец Жибьёф
все так же полон янсенистским ядом
сгубившим старину Паскаля
– Отца Жибьёфа
интересует ваше мнение
об адекватности идей
вещам
и почему душа
все время мыслит
хотя способность чувствовать и представлять
ее роднит с животными
и нет ли у животных
души
– Святой отец в своем репертуаре
задав один вопрос
спешит задать другой
я говорил ему что метод
в том чтобы сложное делить на более простое
пока не обнаружится простое
настолько что оно понятно
само собой
но у отца Жибьёфа
метод обратный
от простого к сложному
от сложного к еще более сложному
и так ad infinitum
а что бы вы
ему ответили
– Я
ничего
–  Радикально
но боюсь
святой отец обидится
–  Это не все
в конце письма идет приписка
с вопросом
– Кто бы сомневался
– Если представить линию
длиною в бесконечность
– Секундочку
нет не выходит
– Простите
– Нет ничего
читайте дальше
– Такая линия бы содержала
в себе
– Вы чем-то смущены
– Нет я пытаюсь
представить
– Не пытайтесь
бесполезно
я пробовал
читайте дальше
– Бесконечное число
туазов
и футов
следовательно
поскольку
в одном туазе
содержится шесть футов
то бесконечное число туазов
содержит в шесть раз большее число
– Согласен
– Однако в этом случае
число туазов
не будет бесконечным
– А это следствие
я отрицаю
– Но ведь одна
из бесконечностей
не может
быть меньше
другой
такой же бесконечности
– Я в этом не уверен
соизмеримы лишь конечные
доступные для измеренья величины
а умножение на шесть
относится к конечным величинам
и не затрагивает бесконечности
как таковой
если для нас измерить вещь значит ее познать
то познанная нами бесконечность
увы перестает
быть бесконечностью
– А при движении по кругу
– К пространству
добавьте время
и вы получите
не круг а синусоиду
или спираль
– А линия и точка
плоскость и линия
объем и плоскость
при их сравнении
как бесконечно протяженных
– Я повторяю действие сравненья
неприменимо к бесконечным величинам
поскольку больше меньше
или равно
мы говорим лишь о конечных
– А что мешает нам
все то же утверждать о бесконечности
вводить порядки
сравнивать
между собой незамкнутые множества
слагать их
или умножать
ведь бесконечная делимость чисел
не отменяет счета
– Пожалуй тут вы ближе к истине
чем я
мне нравится ход вашей мысли
продолжайте
– Идея актуальной бесконечности пугает
но мыслящему без нее не обойтись
и это ясно на примере вечных истин
мы их обязаны предполагать
как актуально существующие в мысли
иначе мысль
теряет всякую опору
в мысли
мы опираемся на бесконечность
хотя ее и отрицаем на словах
не в этом ли залог
бессмертия души
в грядущем
но получить и расписаться
этот залог мы можем уже здесь
сейчас
что с вами
да на вас лица нет
вы бледны как мел
я позову врача
– Не уходите я прошу
на солнце и на смерть
нельзя смотреть в упор
я знаю мне осталось
недолго наслаждаться светом дня
сегодня утром
я попытался
но не вынес взгляда
ее пустых глазниц
и отвернулся
лицом к стене
я больше не хочу бороться
так сладко умирать
закрыть глаза
так глубоко
так полно
чтобы ничто извне
уже их не коснулось
там в глубине
на самом дне
покой
и целостность
и полнота
есть только свет
он льется отовсюду
я это знал всегда
я закрываю глаза
и просыпаюсь
в любом из мыслимых миров
и так я обретаю
свободу зрения
что это за цветная полоса
там на стене
как отблеск пламени
что-то горит
пожар
мой мозг
горящий куст
в ночи
на вас дорожный плащ
и капюшон
опять это видение
мои глаза
хотят смотреть
в упор
и вопреки
они не соглашаются
не слушаются
я прошу
закройте их
своей рукой
когда все кончится
раздвиньте шторы
я хочу увидеть
солнце