Энциклопедия жизни маленькой девочки. Часть IY

Людмила Гулькина
                Юности чудесная пора
                …И опять я бегу по дороге,
                А в лицо брызжет солнечный свет…

          Первого сентября училище нас встретило приветливой аллеей, по обеим сторонам которой росли высокие тополя. Листва весело шелестела, как будто радовалась нашей встрече. Справа от ворот располагался первый двухэтажный учебный корпус с деревянной лестницей. Чуть дальше стояло административное здание.  Здесь же разместилось несколько учебных кабинетов. Слева от аллеи возвышалось трёхэтажное студенческое общежитие, на первом этаже которого функционировала студенческая столовая. За центральным одноэтажным зданием протянулся небольшой стадион, где  проводились  занятия физической подготовки.
         Методику преподавания математики нам читал Владимир Тихонович, а его супруга, Елена Николаевна, была нашим  куратором и читала методику преподавания изобразительного искусства.
Он был маленький, коренастый, с редкими волосами и с покрасневшими навыкат глазами. Зато она – красавица, блондинка,  с большими голубыми глазами и чувственными губами. Волосы она собирала в пучок и подкалывала - получалось вроде башенки. Она любила экспериментировать с причёсками -  роскошные волосы ей это позволяли.   
 Методику русского языка преподавала Алевтина Владимировна - женщина старых порядков. Она нам постоянно  напоминала: «Вы же девочки!». Её ужасало наше поведение во время перемен, когда мы дурачились. Видимо, она не понимала, что это были всего лишь всплески нашей молодости, которые скоро закончились.

               
                Хлопковая пора…

              В конце октября  начался сбор хлопка. Нас загрузили в автобусы с матрацами, подушками и повезли в колхоз.  Ночевали  в крытых зданиях хлопкового пункта. Утром нам выдали фартуки-мешки  и поставили на грядки. Идёшь между рядками и вынимаешь из сухих  колючих коробочек хлопок, складывая в мешок. Постепенно мешок тяжелеет,  и уже тащишь его по земле, еле передвигаясь. Выпрямишься, отдохнешь немного и опять согнёшься -  и так до конца рядка. Первое время ныла спина, ноги. Пальцы все были в заусенцах и даже кровоточили. Старшекурсницы, а  в русских группах были только девочки, научили нас наклеивать пластырь. Некоторые шили себе специальные перчатки. У одной нашей  однокурсницы начал нарывать ноготь. И тогда  её поставили кашеварить. После сбора хлопка мы возвращались во  временное  жилище, где в титане нас ждала  горячая вода. Кое-как помывшись, мы ужинали и падали спать.
 Надо сказать, первое время я вообще не умела собирать хлопок и к весам приносила до середины наполненный мешок,  в то время как девочки четвертого курса сдавали по два полных. Владимир Тихонович говорил, что так я не смогу заработать даже на «красные штаны», и звучала его коронная фраза: «В  аут!».  Это означало, что мои килограммы списывались. Наконец, чтобы научить  собирать хлопок, он поставил меня между лучшими сборщицами четвёртого курса -  Леной и Лидой. У них была необыкновенная скорость,  при этом они ещё успевали друг другу рассказывать о своих приключениях. И что вы думаете? Моё любопытство победило! Только мешал тяжёлый мешок, который почему-то быстро наполнялся. Я совершила рекорд, чем дико удивила всех. Владимир Тихонович  был несказанно доволен своим экспериментом.
О хлопковой страде мы даже придумали свои  слова на песню из кинофильма: «Кавказская пленница». Они примерно звучали так:
Где-то на белом хлопке,
Там, где всегда жара,
Трудятся студенты с самого утра,
Трудятся они, стараясь,
Где бы «килончик»  взять,
Чтобы Тихон не злился и не списал опять…

Домой мы возвращались через месяц, грязные, усталые и со сгоревшими на солнце  лицами. Потом начинали приводить себя в порядок, чтобы выйти в люди и окунуться в городскую жизнь.

                Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались...

 На нашем курсе училась Соня, которая  занималась  танцами. Знакомство с ней сделало нашу  жизнь интереснее. Она предложила своими силами подготовить концертную программу для шефов и начала разучивать с нами различные танцы: «Летку-Еньку», «Украинский гопак», «Сиртаки». Мы с моей подругой - Тамарой,  пели дуэтом.  Девочки готовили смешные сценки. Наконец, программа была готова.
 За нами прислали автобус и мы, как настоящие артисты, поехали на пограничную заставу в Пяндж,где нас хорошо встретили и даже вкусно накормили. Потом начался концерт. Учитель музыки  аккомпанировал  на баяне.
 К сожалению, завершить концерт не удалось, так как  раздался  сигнал тревоги, и  наши  зрители по команде «Тревога!» отправились выполнять свой воинский долг. А нас посадили на бортовую машину (автобус  должен был приехать за нами только через час),  накрыли плащ-палатками, чтобы не замёрзли,  и отправили домой. Но мы не расстроились, потому что получили огромное количество оваций от благодарных зрителей.
 Вот такими были наши первые в жизни гастроли...

 

(Продолжение следует)Перейти на http://www.proza.ru/2016/04/18/1700