Электронное правительство. 1

Валерий Черкасов-Минский
Часть 2. Реалии.
(Заметка написана года три тому назад. Отправил в какую-то газету. По-моему не опубликована, да, уже было и неинтересно. Главное, что ничего не изменилось).

Еще совсем недавно (неделю назад) автор полагал, что он понимает, о чем идет речь, когда слышит термин «электронное правительство». Более того, он был настолько самонадеян, что пытался критиковать как концепцию этого высшего блага цивилизации, так и некоторые аспекты его реализации (1). 
А тут еще совсем недавно опять слегка «прошелся» по адресу этого «правительства» в своем интервью «Деловому обозрению» (2).
Как же он был неправ!
И, напротив, как же были правы, простите за выражение, классики марксизма-ленинизма, утверждавшие, что практика есть критерий истины!
Дабы прочувствовать все реальные прелести «поголовной компьютеризации и информатизации», с ней нужно было столкнуться напрямую, лицом к лицу.  И эта встреча состоялась.
А начиналось все предельно банально. Автор нашел себе работенку,  неподалеку от дома, в одном из вузов родного города. Далеко не на полную ставку,  а много ли нужно весьма пожилому профессору? Документы, слава Богу, все давно отсканированы. Распечатать все эти дипломы, аттестаты  - дело нескольких минут. Но… Оказалось, что для обучения студентов профессору нужен еще один очень важный документ – Справка о Судимости/Несудимости.  Сам факт необходимости такого документа обсуждать не будем, это не тема данной заметки, хотя некоторые вопросы все же возникают. Вообще-то подобное требование несколько противоречит Конституции РФ. Например, ее 51-й статье, гласящей: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом». А требование принести справку, что ты не судим, есть как раз принуждение к свидетельству против себя. Если, скажем, ты судим – пусть это докажет то учреждение, на работу в которое ты поступаешь.
Ладно, закон есть закон. Как говорят юристы: “Dura lex, sed lex”, т. е. «закон дура, но это закон».
И законопослушный профессор полез «гуглить»: где скачать бланк запроса? куда этот запрос отправить? как переадресовать ответ в отдел кадров работодателя? каким удостоверяющим центром можно воспользоваться?
Ответ был найден быстро. Кстати он одинаков для Москвы, Владивостока и Саратова: тебе надо – ты и иди. Подчеркиваю, что даже работодатель не может сделать это за вас. Только – лично! Между прочим, не к участковому (хотя именно он должен бы знать обо всех судимых на своей территории!), а не ниже как в Информационный Центр соответствующего ГУВД!
А ведь буквально на днях, один из самых Главных Руководителей России публично заявил о том, что если какие-либо сведения имеются в федеральных базах данных, то никто не вправе требовать их с граждан.
По простоте душевной, автор полагал, что процедура получения справки приблизительно такова. Работодатель отправляет запрос, заверенный электронной подписью, и, приблизительно через час получает ответ, который кадровый клерк распечатывает и подшивает в дело.
Как бы ни так. У нас же есть «Электронное правительство»…
Не стану описывать подробно процедуру получения… Пардон, еще не получения справки, а лишь заказа на ее получение. Просто несколько цифровых показателей. Прием заказов/выдача справок происходят 2 раза в неделю по 3 часа (есть еще пара часов в субботу, но как показывает скромный опыт автора, это несерьезно). Очередь толпится на улице. Автору потребовалось почти 3 часа, чтобы сдать заявку и ксерокопию паспорта (кстати, а ее-то зачем? Паспортные данные указаны в заявлении. Подлинник предъявлен – можно проверить их правильность. Где еще может «всплыть» эта копия? Господа «полицаи» не в курсе, как по таким ксерокопиям оформляются кредиты?). Вместе с ним это успели сделать человек 20.  Справка будет готова (не факт! были люди, которые уходили не получив свои справки) через 21 (!!!) день.
(Хочу специально отметить, что никаких личных претензий к конкретным сотрудникам областного ИЦ у автора нет.  Они были аккуратны и вежливы. Речь не о них!).
Вывод, он же - резюме по «Электронному правительству».
Можно ли судить об эффективности электронного (так и хочется сказать – мифического, якобы и пр.) документооборота по отдельному факту? Можно и нужно.
В математике есть неукоснительное правило: чтобы доказать правильность некой теоремы, следует показать, что она верна во всех случаях. Чтобы опровергнуть – достаточно привести один случай, когда она неверна.
Система должна работать во всех случаях, для которых она предназначена (где-то лучше, где-то хуже – но работать!). Если она не работает в ситуации того класса задач,  для которых она, собственно, и предназначалась, то это вообще не система! 
Итак, прикинем: насколько ускорило получение необходимой информации применение компьютерных технологий в нашем случае?
Условия задачи. На один из дней июня 2012 года мы имеем в г. Саратове приблизительно 15-20 запросов. Место хранения ответов – база данных ИЦ МВД РФ. Время получения ответов 21 день.
Попробуем подсчитать, сколько времени заняла бы эта работа 100 лет тому назад, в 1912 году. Положим, что скорость приема запросов (работа писаря-полицейского) с того времени существенно не изменилась,  т. е. на прием гражданина затрачено те же 3 часа. При отсутствии интернет-связи, данные запросы необходимо доставить в Москву поездом. Это приблизительно (по имеющимся источникам) – около суток. От вокзала до архива МВД на извозчике приблизительно еще один час. Проверить с помощью ручной картотеки судимость 20 (пусть – 50-ти!) человек max – час-два! Доставить ответы по маршруту: вокзал – Саратов – полицейский участок  еще сутки. Ответы, между прочим, можно передать и по телеграфу как и сам запрос (10-15 минут). Итого: сутки,  max – трое.
Итак, благодаря «современным» технологиям, время ответа на запрос о судимости из полицейской картотеки за 100 лет увеличилось приблизительно в 7-20 раз (3)..
Заключение. Я, профессор Черкасов Валерий Николаевич, критиковавший «электронное правительство», и обозвавший  его электронным справочным бюро был совершенно неправ. Приношу извинения, и беру свои слова обратно. Про т. н. «правительство» вообще промолчу. Но и никаким электронным справочным бюро здесь не пахнет. Это убогая уездная канцелярская картотека конца XYIII- начала XIX века. В лучшем случае.
И еще два слова. Автор почти 20 лет занимался разработками автоматизированных систем в МВД и еще столько же  - учил работе с ними курсантов и студентов. Как выясняется – все это было зря. Жаль.
1. См., например: В.Н. Черкасов Электронное «правительство» или электронное справочное бюро?// Материалы международной научно-практической конференции «Электронное государственное управление: проблемы и перспективы».- Саратов: СГСЭУ, 2009
2. «Деловое обозрение»,2012, №2(29), с.12
3. Вообще-то в системе МВД уже более 10 лет существует система, позволяющая решить указанную задачу он-лайн сотруднику любого райотдела России. См.: В. Н. Черкасов Роль современных информационных технологий в повышении эффективности научной организации правоохранительной деятельности/гл. в моногр. Правоохранительная деятельность: проблемы и решения. - Саратов: СЮИ МВД РФ. 2011