Лондон, я тебя ненавижу!!!

Лора Веселова
Да, именно эти слова произнесла я громко, вслух, с нескрываемым гневом, выйдя из станции метро «Вестминстер» и упершись глазами в грандиозное здание английского парламента. Глубоко вздохнув несколько раз, с усилием поборов подступившие слёзы, я с уже меньшим раздражением ещё раз произнесла эту фразу вслух: «Лондон, я тебя ненавижу».
 В моей руке всё еще была зажата купюра в пять фунтов. Вот это город! У тебя в руках наличные деньги, а ты не можешь поехать на метро. Видите ли, автомат сломался!!! Причём, автомат, где можно купить одноразовый билет на метро был единственный!!! «Живых» кассиров в окошечках в Лондоне просто не существует. И это на самой что ни на есть центральной станции лондонского метро, где толпы туристов, правда, и лондонцев тоже толпы. Но у них есть многоразовые карточки, и счёт в них пополняется в других автоматах. А мне дородная негритянка, появившаяся возле сломанного автомата из служебного помещения, не очень вежливо посоветовала идти до следующей станции.  Вот так и сказала: «Go to the next station!»
Представить такую ситуацию в центре Москвы, по-моему, просто немыслимо!
         Да, как же всё отличается от нас у жителей этого туманного Альбиона! Ведь у них билет в метро (и карточка тоже) проверяется два раза – на входе и на выходе. Попробуй, потеряй свой билетик! А покупая его, ты должен в автомате напечатать название станции, куда ты направляешься на чистом английском языке. А если ты передумал, и решил изменить свой маршрут, у тебя будут проблемы и немаленькие: автомат тебя просто не выпустит.
Короче, хватит об этом лондонском метро, самом первом в мире (1863 год постройки, даже подумать страшно), самом первом, но не старом. В метро чистота и порядок, все указатели достаточно информативны. Вот только вагончики у них значительно меньше наших и ниже, словом, тесновато. Но люди ездят приличные. И мне даже уступили место, когда я утром ехала до станции «Tower Hill».
А ведь как славно начинался день! Утро было солнечное, хотя и прохладное. Это уже позже небо затянет какая-то дымка и сделает его не ярко-голубым, а серебристо серым, но не хмурым, а именно дымчатым.
Итак, я благополучно добралась до знаменитой крепости Тауэр, которая за свою почти тысячелетнюю историю была и военной крепостью, и королевским дворцом, и тюрьмой, и королевской сокровищницей.
Купив билет за 22,5 фунта (почему-то мне дали скидку в 2,5 фунта, но я так и не поняла почему), я спокойно осмотрелась и начала фото сессию на фоне Тауэра. К сожалению, солнце сквозь дымку светило прямо в объектив и фотографии получались тёмные. Но я решила, что силуэт Тауэра даже эффектней смотрится в таком графическом варианте. А на моём тёмном лице совсем не видно морщин. Тоже плюс!

Ещё на подходе к пропускным воротам, в овраге меня удивили прекрасные скульптуры животных, сделанные из проволоки. Их расположение и позы были очень гармоничны. И тут я вспомнила, что Тауэр, как королевская резиденция, коей он и являлся до начала XVII века, был населён экзотическими животными, которыми гордился всякий королевский двор. Вот откуда появились эти проволочные чучела. При помощи них, историки хотят показать, как на самом деле выглядела крепость в период средневековья. Гуляя и дальше по Тауэру, я обнаружила ещё много экзотических проволочных животных. Мне они показались очень симпатичными и, главное, безобидными. Посмотрите сами!
            Грациозный лев со своими львицами – целый маленький прайд.
            А такого милого мишку хочется покормить с руки!
            Очаровательный слон, с интересом выглядывающий из-за ворот своего загона.            
Шустрые обезьянки! Просто, как живые!

Вот такой мини-зоопарк ненавязчиво расположился на территории крепости сегодня.
 Преодолев все современные антитеррористические преграды, я ступила на историческую землю Тауэра, и сразу начались чудеса. Совершенно неожиданно из башни вышла молодая женщина в тёмно-зелёном бархатном платье средневекового покроя и весьма странном головном уборе. Мы с ней столкнулись, что называется, нос к носу. Она мило улыбнулась мне и даже сделала неглубокий книксен. Я просто обомлела, потому что ассоциативно увидела в ней Анну Болейн – опальную жену Генриха VIII. Как романтично! В руке был фотоаппарат, и я деликатно сделала снимок удаляющейся фигуры. Ах, если бы не современные знаки-указатели, можно было бы легко представить кадр из исторического фильма.

   
 

Но тут меня вернул к действительности громкий голос. Чуть впереди начиналась экскурсия по Тауэру, которую  проводил  рослый бифитер – коренной житель крепости. Ведь и по сей день в Тауэре живёт порядка 50 семей, которые формально являются защитниками крепости, а по совместительству работают гидами и весьма артистично знакомят туристов с историей этого места, неразрывно связанного с общей историей Лондона и Англии.

 

Правда, колоритный персонаж? Одна шляпа чего стоит! И борода! И это он ещё в повседневном наряде, а если представить бифитера в праздничной форме – красный, расшитый золотом мундир и белый гофрированный воротник – то можно и влюбиться в такого! Таким красавцем-бифитером украшена этикетка английского джина «Бифитер». А само слово «бифитер» переводят как «мясоед», ведь эти стражники находились на особом королевском пайке, что и делало их неподкупными.
Я присоединилась к довольно многочисленной толпе и с любопытством слушала рассказы бифитера на английском языке. Говорил он громко, внятно, с большим выражением. Красноречиво и образно рассказал о Воротах изменников, через которые по водам Темзы привозили в Тауэр узников в средние века.

         

Конечно, нагнал страху и ужаса, рассказывая о событиях в «Кровавой башне», где по приданию Ричард III умертвил двух своих малолетних племянников, чтобы обеспечить себе право на трон.
Возле каждого объекта крепости были установлены плакаты с исторической справкой и даже с иллюстрациями. С одной стороны, они помогали разобраться  что, где и когда происходило, но, с другой стороны, они слишком осовременивали каждое историческое место, и оно теряло флёр загадочности, флёр старинной старины.

Вот и первая путаница: согласно плакату, принцев умертвили в Белой башне, а бифитер рассказывал про Кровавую. А может быть, меня просто подвёл мой английский? Уже дома в Москве я попыталась найти более точные сведения, где же всё-таки произошло такое зверское двойное убийство принцев, но докопаться до истины мне не удалось. Да разве в этом суть? Ужасен сам факт такого преступления.
      И вот мы вышли на просторный тауэрский двор, в центре которого царственно красовалась Белая башня, построенная по приказу Велгельма Завоевателя в 1078 году. С неё, собственно, и начинается история крепости.

               

Но в мою задачу не входила проблема исторических исследований. Мне хотелось просто любоваться Тауэром! Ощутить всю значимость этого места. Так сказать, пощупать историю своими руками.
В Белой башне разместился целый арсенал средневекового оружия вместе с рыцарскими доспехами.

               

 Наверно, это интересно мальчикам, а я лишь бегло ознакомилась с экспозицией и поспешила выйти на зелёный двор, где ласково светило солнце и ничто не напоминало о мрачном средневековье.
   Впрочем, я ошибалась. Напоминало. И это был очень оригинальный, скорее, изящный монумент, установленный на месте, где когда-то стоял эшафот, и где лишили жизни 7 высокопоставленных особ. В том числе и трёх королев – Анну Болейн, Екатерину Говард и Джейн Грей.
Сколько упоительных минут я провела за чтением романов о жизни Генриха VIII! Я так глубоко погрузилась в историю его жизни и новаторского правления, что вот тогда-то и возникло у меня желание посетить Англию и увидеть всё своими глазами, точнее то, что ещё сохранилось от той далёкой эпохи.
И как же поразил меня этот стеклянный памятник! Да-да, именно стеклянный! На большом круглом голубоватом диске лежала стеклянная подушечка со стеклянными кисточками с четырёх сторон.
Впрочем, смотрите сами.

По окружности этого диска  написаны имена, казнённых на этом месте узников Тауэра. Так необычно обыграть место кровавых казней! А ведь головы отрубали палачи специальным топором и потом вывешивали их на кольях… Жуть. Я думаю, что такой хрупкий материал – стекло – по задумке автора памятника олицетворяет и хрупкость человеческой жизни.
К действительности меня вернула итальянская делегация туристов. Их гид проводил экскурсию на итальянском языке. Я стала прислушиваться и с удивлением поняла, что понимаю почти столько же, сколько и в речах бифитера на английском языке.
Ах, любимая Италия! Ты и здесь в Лондоне как будто прислала мне привет и дала возможность насладиться прекрасной итальянской речью!
Далее я пошла в капеллу святого Петра в оковах. В ней нашли упокоение все три казнённые в Тауэре королевы.

      

Помолившись, я вышла с довольно тяжёлым чувством, но впереди меня ждала королевская сокровищница и встреча – пусть даже на экране – с королевой Елизаветой II.
Само здание сокровищницы довольно внушительное. Толщина сейфовых дверей внутри тоже производит впечатление.
   

Перед началом осмотра сокровищ английской короны можно немного отдохнуть и посидеть во время просмотра короткого фильма о коронации правящей королевы Елизаветы II, которая проходила в Вестминстерском аббатстве в 1953 году. Я посмотрела фильм раз 5, не меньше. Видно, как будущая королева волнуется, как она серьёзна и сосредоточена.
      

Да, Англия страна традиций. И это замечательно. Это даёт возможность глубже осознать ей своё место и значимость в истории человечества.
Сами королевские сокровища меня не потрясли. На мой взгляд, сокровища Российской империи, хранящиеся у нас в Алмазном фонде, намного превосходят английские. Но моя задача не сравнивать, а получить эстетическое удовольствие от созерцания драгоценных камней и настоящих произведений искусства, что мне, безусловно, удалось. Я дважды проехала по трэволатору (так организована экспозиция), любуясь на роскошные короны, жезлы и державы.
Меня очаровала небольшая бриллиантовая корона королевы Виктории. Печально очаровала. Она размещена в отдельной витрине. Но глядя на неё, невольно вспоминаешь, что это корона вдовствующей королевы, ведь Виктория заказала эту маленькую изящную корону после скоропостижной смерти своего горячо любимого супруга Альберта и носила её на официальных церемониях, чтобы поддерживать ею траурную вуаль вдовы.
И вновь захотелось поскорее выйти на солнце после этих тёмных и мрачных помещений с искусственным светом. Ведь прелесть солнечного света не заменит никакой бриллиантовый блеск!
Присев на удобную деревянную скамью, я решила немного понежиться на ласковом весеннем солнышке. Мои глаза отдыхали на ровном зелёном цвете безукоризненного газона, по периметру которого расположились фахверковые жилые домики бифитеров. Просто пасторальная картинка!

      

Слегка подремав, я уже было собралась покинуть Тауэр. Но тут я вспомнила, что не увидела ни одного из шести придворных воронов (по некоторым данным их семь или даже восемь). Я встала и пошла, куда глаза глядят. Просто так, наобум. Моё внимание привлёк роскошный куст рододендрона на фоне очередной каменной башни (их в Тауэре не счесть). Рука потянулась к фотоаппарату. Получилось очень симпатичное селфи.

 

И тут на моё счастье в куще соседнего дерева объявился настоящий тауэрский ворон! Я затаилась и стала наблюдать. Ворон был большой, иссиня-чёрный, на лапке виднелся ярко-розовый браслет. Но главное, что птица была занята важным делом. Она строила гнездо. И выбравшись из куста, подобрала на земле веточку, снова скрылась в кущах. Но моё терпение было вознаграждено. Вскоре ворон уселся на живую изгородь и благосклонно позировал мне и ещё одной туристке с большим профессиональным фотоаппаратом.

               

Вот теперь можно было считать всю программу по Тауэру выполненной. И я двинулась к выходу.
Прежде чем покинуть стены средневековой крепости, я с любопытством посетила туалет. Да, именно с любопытством. С некоторых пор я особенно полюбила туалеты в исторических местах. Моя туристическая жизнь не раз преподносила мне сюрпризы, например, туалет на крыше собора святого Петра в Ватикане, или туалет в центре Вероны (очень старинный и колоритный), или туалет в знаменитом литературном кафе Греко в Риме. Все они были чем-то необычны. Ах, опять я про любимую Италию!
Так что в Тауэре, в самом сердце старого Лондона, я тоже с любопытством посетила туалет, но он меня ничем не поразил.

               

И вот я на набережной Темзы. Грациозная громада крепости позади.


А  перед взором роскошное сооружение - Тауэрский мост. Рука так и потянулась к фотоаппарату. Но предательское солнце опять светило в камеру. Опять снимок получился тёмный, зато оригинальный по композиции: мой портрет в рамке Тауэрского моста. И ни одной морщинки!
 

Когда меня спрашивают, что тебе больше всего понравилось в Лондоне, я отвечаю – Тауэрский мост и Лондон Ай. Представьте, ни Вестминстер, ни аббатство, ни Букенгемский дворец, ни Трафальгарская площадь, ни площадь Пикадилли,  а именно Тауэрский мост и колесо обозрения Лондон Ай. Вот мои любимцы!
И не только мои. Вот какой плакат встречает туристов перед тем, как они поднимутся на мост.

 

Да уж, заниженной самооценкой англичане не страдают. Открытым текстом называют Тауэрский мост самым знаменитым мостом в мире! И хотя мне посчастливилось повидать немало знаменитых мостов, я, пожалуй, соглашусь с их оценкой и добавлю слово «красивейший».
Несколько дней назад я уже видела Тауэрский мост с противоположного берега Темзы и уже тогда влюбилась в него. И вот поднимаясь своими ногами на это чудо архитектуры, я испытала просто дрожь и волнение. Я старалась идти как можно медленнее, всё время оглядывалась, поднимала голову вверх, старалась прочувствовать каждую деталь этого грандиозного сооружения.  Пыталась насладиться прекрасными видами Лондона, открывающимися с моста. Конечно, моими спутниками были фотоаппарат и смартфон. Они, с одной стороны, мешали мне просто любоваться пейзажем, а с другой, они были моими верными друзьями. Ведь с их помощью я смогу длить эти минуты счастья долгие годы, рассматривая фотографии, вспоминая эти мгновения, и видеть себя нестареющей на самом знаменитом мосту в мире!
Селфи, конечно, штука хорошая, но хотелось запечатлеть себя более панорамно, что ли. Я понаблюдала за двумя молоденькими японками, как они фотографируют друг друга, как одна присела низко-низко, чтобы захватить всю высоту башни Тауэрского моста. Они были такие весёлые и беззаботные, такие восторженные! Я попросила их и меня сфотографировать также, захватив всю башню. Спасибо им за этот снимок.

               
Спустившись на набережную Темзы с другой стороны, я вновь и вновь оглядывалась на Тауэрский мост. Можно сказать, шла спиной. И тут я заметила, что каждые пять – десять минут над мостом пролетают самолёты. Это делало картинку ещё красивее, ещё романтичнее. Хотелось пить и пить эту панораму глазами, как Маяковскому «пить и пить стихи».
Набережные Лондона. Они прекрасны! А разве бывают другие набережные? Река – это украшение любого города. Мои любимые Карловы Вары украшает Тепла, Флоренцию – Арно, Париж - Сена, Москву – Москва-река, Будапешт – Дунай и так далее по списку.
Итак, я продолжала наслаждаться этим погожим днем весеннего Лондона. Не спеша, но с определённой целью шла по набережной. Я отношусь к туристам, которые всегда имеют цель. Просто праздно бродить по знакомым и незнакомым городам я не умею. Я не созерцатель, а скорее, познаватель, а созерцание происходит как бы параллельно.
Так вот на этот раз целью моей прогулки был театр «Глобус» Шекспира. Безусловно, я знала, что историческое здание театра не сохранилось, что новый «Глобус» даже стоит немного восточнее и ближе к Темзе, что это реконструкция, но реконструкция очень добросовестная, сделанная фактически вручную из материалов, которые использовали во времена королевы Елизаветы I.
Меня тянуло к этому театру как магнитом. Видимо потому, что два дня назад я посетила родину Шекспира – город Стратфорд-на-Эйвоне. Он произвёл на меня огромное впечатление. И прежде всего церковь Святой Троицы.

               

Вот уж старинная старина!!! Дата постройки колокольни и северного нефа 1210 год. А как она грациозна! В этой церкви Шекспир был крещён 25 апреля 1554 года, таким образом, дату рождения определяют как 23 апреля (обычно детей крестили на третий день, после рождения) и умер Шекспир в день своего рождения, 23 апреля 1616 года, то есть, он прожил ровно 52 года. Тоже потрясающий факт.
Покидая стены этой уникальной церкви, мне бросилась в глаза старинная дверь с металлическим кольцом. Рука сразу потянулась к фотоаппарату, потому что я интуитивно почувствовала, что-то интересное в этом предмете. И действительно, я не ошиблась.
               

 Уже в автобусе я прочитала буклет, который нам подарили в церкви Святой Троицы. Буклет на русском языке. В нём написано, что «молоток» представляет собой кольцо XIII века и расположен он на двери в церковный притвор, которая датируется XV веком. По традиции, постучав этим кольцом в дверь святилища, любой странник мог попросить у церкви убежища от гонителей и защиты сроком до 37 дней. А я позволила себе просто прикоснуться к таким уникальным предметам и сфотографировать их. Ну, разве это не подарок для туриста?
Я очень легко принимаю всяческие условности, не докапываюсь до самой сути явления, я несколько поверхностный человек. Поэтому  воспринимаю великого поэта и драматурга как реально существующую личность. И имя этой личности – Уильям Шекспир, сын перчаточника и землепашца Джона Шекспира и Мэри Арден.
Поэт провёл в Стратфотде первые 18 лет своей жизни. Успел жениться, обзавестись тремя детьми и покинул город в поисках лучшей жизни.
За шесть лет до смерти он вернулся на родину достаточно богатым человеком и признанным драматургом. Купил дом (к сожалению, от этого дома сохранился только фундамент и на его месте сейчас возводят реконструкцию дома Шекспира). Здесь же жили и две его дочери с семьями. Сын умер в детском возрасте.
 Почему Шекспир похоронен в алтарной части церкви святой Троицы? Потому что он ещё в 1605 году стал «пасторам без духовного сана». Об этом свидетельствуют церковные документы. На особом пюпитре представлены копии из церковных книг с записями о рождении и смерти Шекспира. Рядом стоит и каменная купель с отколотым краем, в которой по преданию крестили поэта. Вот как раз я и употребила очень правильное выражение – «по преданию». Разве можно быть в чём-то абсолютно уверенным, рассматривая факты 500-летней давности? Конечно это сплошные мифы и легенды, опирающиеся на очень небольшое число доказанных фактов. Вопрос только в том, принимает человек эти мифы или нет. Я принимаю, причём,  с большим трепетом.
Земляки Шекспира, точнее, знатные горожане, приложили немало усилий, чтобы сохранить и фахверковый дом, в котором поэт родился, и здание городской школы, похожее на длинный барак, и дом его старшей дочери, которая была замужем за известным в городе врачом, и старый паб «У Гаррика».

   

      
 Таким образом, в Стратфорде весь исторический центр представляет иллюстрацию жизни XVI – XVII веков. Вот бы приехать сюда летом! Начиная с 23 апреля, в городе фактически непрерывно проходят театрализованные представления и под открытым небом, и в двух городских театрах. Ставят исключительно пьесы своего великого земляка.
Одна из таких театральных площадок расположена прямо на поляне сразу за оградой церкви, на берегу небольшого озера с белыми лебедями. Там я и подобрала необычную шишку с какого-то местного хвойного дерева. Там же я сломала и две веточки неизвестного вечно зелёного растения с мелкими красными плодами. Уже дома в Москве я сделала из этих предметов композицию для своей витрины туристических сувениров на память о Стратфорде-на-Эйвоне.

СТРАТФОРД-НА-ЭЙВОНЕ

Я прошла по шекспировским местам,
В Стратфорде-на-Эйвоне гуляя.
Сохранился дух поэта там,
Земляками рьяно охраняем.

Вот и место, где Шекспир рождён,
Домик двухэтажный из фахверка.
Вот и школа, где учился он,
Важная и жизненная веха.

Дочери дом тоже сохранён,
Муж её был доктором известным.
Внуками род славный завершён.
Все нашли покой у церкви местной.

В храме Троицы Шекспир крещён,
И прошло два года и полвека,
Умер прямо в день рожденья он.
Вот ещё одна загадка человека.

Так совпало: своей жизни круг
Завершил Шекспир, на родину вернувшись.
Его пьесы красят наш досуг.
Так задумал Гений, улыбнувшись…

               
Но теперь, гуляя с путеводителем в руках по набережной Темзы, я искала театр «Глобус». И я его нашла.
Правда, мне пришлось проделать огромный путь пешком. А по дороге полюбоваться и на крейсер «Белфаст», и на Соутуоркский кафедральный собор, и на копию знаменитой шхуны The Golden Hind в доке св. Мэри, на которой Френсис Дрейк отправился в кругосветное путешествие в далёком  семнадцатом веке, и пройти мимо Музея пыток (ознакомиться с экспозицией этого музея желания не возникло).
И вот моему взору предстал знаменитый «Глобус»! Точнее, всё было немного не так. Сначала я увидела на набережной большое количество подростков. И лишь приблизившись к этой обширной толпе вплотную, я поняла, что все эти школьники стоят в очереди, чтобы войти в здание театра. Они фактически окружили его довольно плотным кольцом. И само белое круглое невысокое здание «Глобуса» даже немного потерялось под натиском такого количества шумной молодёжи.

         

Оказывается, в этот день для школьников было организовано какое-то специальное представление. И для туристов театр был закрыт. Вот так разочарование! В билетной кассе мне это вежливо объяснили и предложили прийти к 17 часам. Нет, я знала, что не вернусь больше к этому месту. Обидно.
Когда театр с трудом всё-таки поглотил всех школьников, я заглянула в широко распахнутые двери и увидела там ансамбль гитаристов. Мне оставалось только порадоваться за англичан, что они так много уделяют внимания воспитанию своего подрастающего поколения. Впрочем, я это уже оценила и в других музеях Лондона. В каждом присутствовало очень много детских групп, и учителя проводили уроки непосредственно перед художественными шедеврами мирового значения. Все дети были одеты в школьную форму, которая соответствовала их учебному заведению. Красиво. Солидно. Значительно.
А мне ничего другого не оставалось, как осмотреть здание театра с внешней стороны. Больше всего меня поразила зелёная крыша из дёрна или мха. Да, любопытное сооружение этот театр «Глобус»!
Но я двинуться дальше по набережной.
Надо сказать, что театр  расположен очень близко к недавно построенному пешеходному мосту «Миллениум». Автор этого проекта знаменитый и признанный архитектор Норман Фостер. И что самое интересное, получилась неожиданная картинка, соединяющая классический абрис собора Святого Павла, расположенного на другом берегу Темзы, с современным, белоснежным и очень изящным мостом «Миллениум». Даже сам собор, точнее его купольная часть смотрелась с этого южного берега намного эффектней, чем в непосредственной близости.
Вот так соединение, на первый взгляд, несоединимого, даёт нам возможность совершенно иначе взглянуть на привычные вещи. Расширяет наши косные представления о прекрасном.

Жизнь на лондонской набережной била ключом и была похожа на жизнь других набережных европейских рек. Здесь и выступление уличных певцов и музыкантов, и человек-фокусник, выдувающий огромные мыльные пузыри, и группа велосипедистов, отчаянно крутящая педали на неподвижно закреплённых велосипедах, и книжный базар.
Вот это сюрприз – книжный базар. Правда, я его заметила не сразу, потому что залюбовалась огромным современным зданием Национального театра в виде флагманского корабля (о чём я прочитала в путеводителе) и скульптурами возле него. Одна изображала двух каменных дев, обойдя которых я так и не смогла выяснить название скульптуры и имя автора. А вот вторая – памятник великому английскому актёру и основателю этого Национального театра сэру Лоуренсу Оливье. Это имя хорошо знакомо мировой театральной общественности. И тем, кто любил самого Оливье, и тем, кто любил не менее знаменитую актрису Вивьен Ли, которая была второй женой Лоуренса,второй, но не последней. Я лично, отношусь к тем зрителям, кто отдаёт предпочтение Вивьен Ли.

 
Надо сказать, что Лондон – это очень театральный город. Огромное количество театров – около 200. Дважды я просто  плутала в театральном квартале Ковент- Гарден. Кругом театры, театры, музыканты, певцы. И здесь на южном берегу Темзы невероятное количество театров.
Я сделала себе вот такой подарок – посмотрела настоящий английский мюзикл «Фантом оперы» Уэббера в театре «Маджестик» на площади Пикадилли.  Жаль, что фасад театра был на реконструкции, но даже в лесах здание очень красиво.

          

Исполнение и декорации просто фантастические!!! Внутри театра нельзя фотографировать. Меня это очень удивило, но капельмейстеры строго за этим следили, видимо, чтобы продавалась их рекламная продукция и сувениры. Впрочем, зачем фотографировать спектакль? Его надо видеть и слышать в динамике. Главное, что мне повезло: посмотреть такой знаменитый мюзикл в центре Лондона!
Но вернёмся на набережную Темзы в мой предпоследний день.
С трудом прочитав надпись на постаменте памятника Лоуренсу Оливье от благодарных зрителей, я, наконец, перевела взгляд  и тут увидела огромные столы с книгами под навесами. Между ними неспешно прогуливались люди. И молодые, и не очень. Они брали книги в руки, листали, разглядывали их, проходили дальше, брали другие, опять листали.
Я присоединилась к числу любопытных книголюбов, и мне сразу бросился в глаза пластиковый ящик, в котором была бирка со словом «POETRY», что означало ПОЭЗИЯ. Молодая девушка просматривала какой-то сборник около этого ящика. Когда она отошла, я прочла имена некоторых авторов. В частности там были стихи Киплинга, трёхтомник «Оксфордские поэты», томики Байрона, Джона Мильтона и других великих поэтов.
И тут меня осенила честолюбивая мысль. А почему бы и мне не оставить в этом ящичке свой поэтический сборник? Так я и сделала. Я всегда ношу с собой в сумке одну-две собственные книжки, на случай подарить новому приятному знакомому. Ну и что из того, что моё «Дерево Гёте» на русском языке? Может быть, среди этих прогуливающихся книгочеев попадётся знаток русского языка или русский турист? И моя книжка попадёт к новому хозяину, и он проведёт несколько приятных минут за чтением моих виршей.

               

Так думала я, удаляясь от книжных рядов на набережной Темзы.
Моё огорчение, связанное с невозможностью побывать внутри театра «Глобус» сразу же исчезло, когда меня захватили эти тщеславные мысли. А всё-таки приятно оставить свой скромный след, точнее, поэтическое слово, материализованное в виде сборника стихов, на книжном развале Лондона!!!
Окрылённая и воодушевлённая я подошла ко второму полюбившемуся мне в Лондоне объекту – колесу обозрения.
Как я писала, в Лондоне мне больше всего понравились два сооружения – Тауэрский мост и Лондон Ай.
Три дня назад я уже прокатилась на  этом огромном, но в то же время очень изящном колесе. К счастью, мне не пришлось стоять в очереди, которыми пугают путеводители и гиды. И день был не дождливый, хотя и не солнечный.
Путеводитель утверждал, что колесо высотой 135 метров, спроектировано супругами Дэвидом Марксом и Джулией Барфилд специально к празднованию миллениума, т.е. 2000 года. Вначале оно так и называлось «Колесо Миллениум», но позже прижилось название Лондон Ай.
Как только я зашла внутрь кабины, у меня родилась первая стихотворная строчка - я вернулась в миллениум! А потом и весь стих.

Я вернулась в миллениум
В колесе обозрения
Под большим впечатлением,
Что достигла мечты.
Ввысь подняться над Лондоном,
Словно чайка над городом,
И парить там без повода –
Страха нет высоты.

 

Я в полной мере насладилась  панорамами Лондона с высоты птичьего полёта. И Сити с его  огромными стеклянными домами, и собор Святого Павла, и небоскрёб «Осколок», и многочисленные мосты, и, конечно же, громада здания парламента с двумя грациозными башнями королевы Виктории и королевы Елизаветы, которую все знают как Биг Бен. Вся эта архитектурная роскошь поражала взгляд человека, впервые посетившего Лондон.
Сердце моё ликовало и благодарило судьбу, а главное, благодарило моего любимого мужа, что в день 8 Марта я катаюсь на Лондон Ай. Как романтично! И хотя мой муж ждал меня в далёкой Москве, в эти минуты мысленно он был со мной на колесе обозрения.
 

Надо заметить, что и сами кабинки-гандолы были очень симпатичные, такие беленькие, чистенькие, изящные, но в то же время производили впечатление очень безопасного сооружения. Посредине располагалась большая скамья. И панорамный вид открывался на 360 градусов. Кабина рассчитана на 25 человек, а нас было только четверо. Опять повезло. Я смогла вдоволь на фотографироваться, никому не мешая, а когда спускались вниз с верхней точки, то уже просто сидела и любовалась видами Лондона.
Со стороны набережной и с Вестминстерского моста Лондон Ай тоже смотрится превосходно.
 

В тот праздничный  день 8 Марта я специально осталась в центре города до вечера, чтобы полюбоваться на ночную подсветку Вестминстерского дворца.
 

К сожалению, она оказалась очень скромной. На мой взгляд, здание парламента в Будапеште подсвечено намного эффектнее. А уж как изумительно подсвечены наши московские здания, и говорить не приходится. Сейчас Москва с её ночным освещением впереди планеты всей!
А вот подсветка красным неоном Лондон Ай мне показалась изящной.
 

Итак, завершился мой пешеходный маршрут, намеченный на предпоследний день моего пребывания в Лондоне. Напоследок я решила подольше посидеть на набережной  и отдохнуть, прежде чем отправиться на метро домой.

Перейдя Вестминстерский мост, я оказалась на набережной Альберта. Каменный парапет у набережной очень высокий. И если скамейки поставить на землю, то не будет видно прекрасное здание парламента, наверное, от него остались бы для обозрения только башни Виктории и Елизаветы. Но англичане люди умные. Они установили скамейки на особых гранитных постаментах, что позволяет любоваться панорамой без всякого визуального ущерба.
               

Мало этого. Поразили меня и бронзовые таблички на лондонских скамейках. Первые из них я увидела ещё в Кенсингтонских садах. На них  написано, кто дарит городу данную скамейку. Или в память какого человека она установлена. Вот именно на этой скамейке были написаны следующие слова: в память нашей дорогой подруги Крис Поттер. 1971 – 2007. Она любила этот вид.
               

Уже позже, я выяснила, что у англичан есть такой обычай: умирая, человек завещает установить скамейку от своего имени, чтобы люди помнили его и отдыхали на его скамейке. Правда, замечательный обычай! Конечно, установка и содержание именной скамейки дело не бесплатное. Но благое. И умершего человека вспоминают добрым словом, и скамеек в городе прибавляется. Своего рода городская благотворительность. Этот необычный факт сподвиг меня написать такое стихотворение.

Скамейки Лондона

Скамейки на гранитных постаментах
На набережной Лондона стоят.
«Замрите в созерцательных моментах!
Присядьте!»  –  нам скамейки говорят.

Они ведь непростые, именные.
На них таблички с именем людей,
Кто этот мир покинул, но и ныне
Носитель благороднейших идей.

Скамейки приглашают. Вам наградой
Прекрасный вид на Лондон предстаёт.
Вестминстерский дворец своей громадой
Надолго взор туриста в плен берёт.

Биг Бен, как столб земного мирозданья,
Счёт времени безжалостно ведёт.
И взгляд, и дух в минуты созерцанья
На лондонских скамейках отдохнёт.

Отдыхая и наслаждаясь видом Вестминстерского дворца на скамейке Крис Поттер, я строила планы на завтрашний день. Самолёт в Москву улетал поздно вечером. Поэтому у меня была возможность ещё целый день провести в Лондоне, и провести его надо было с пользой.
Я решила, что с утра пойду  в Гайд-парк в Уголок ораторов. Я уже была в этом месте, знаменитом на весь мир, но ни одного оратора  там не оказалось. Возможно, в  субботу там появится какое-нибудь литературное общество.
Забегая вперёд, скажу, что так я и сделала. Но и в субботу я там никого не обнаружила, кроме двух пожилых англичанок, которые попросили меня их сфотографировать, как они уплетают мороженое. Дело в том, что теперь Уголок ораторов – это фактически название уличного кафе. И только по вывеске этого кафе можно было идентифицировать это знаковое место Лондона.
Да, ещё были две жизнерадостные японки, которые прикатили на велосипедах и  тоже выразительно позировали, фотографируясь под вывеской «Уголок ораторов». В свою очередь я их попросила меня сфотографировать, как я читаю стихотворение. Они любезно согласились и удивились моему чтению. Я представилась, что я поэтесса из Москвы. На этом и закончилось моё пребывание в Уголке ораторов.



Я - оратор в лондонском Гайд-парке.
День весенний, пасмурный, нежаркий.
Но сама я с жаром выступаю,
Перед публикой  стихи свои читаю.

Кто-то слушает, лукаво улыбаясь,
Кто-то искренне понять стихи стараясь.
Равнодушно озираются иные,
И смеются чуть поодаль там другие.

Только мне нисколько не обидно,
Что восторга в их глазах не видно.
Ведь сама себе стихи читаю,
Неуверенность и страхи побеждаю.

Всё привиделось мне в лондонском Гайд-парке
В день весенний, пасмурный, нежаркий.
В уголке ораторов гуляю.
Никого. Лишь я одна мечтаю…

Далее мне предстояло посетить музей Виктории и Альберта. Он наполнен множеством художественных шедевров, как подлинных, так и копиями знаменитых произведений. И тем самым очень напоминает наш музей изобразительных искусств имени Пушкина. У них тоже есть «свой» Давид великого Микеланджело, «своя» «Афинская школа» Рафаэля, свой портал собора в Сантьяго де Компостело и прочее.
          

Надо сказать, что англичане  - большие ценители живописи. Об этом прекрасно написано в замечательном романе Голсуорси «Сага о Форсайтах». И собираясь в эту поездку в Лондон, я внимательно проштудировала несколько художественных альбомов, в том числе и альбом «Лондонская национальная галерея». Вот там настоящая сокровищница художественных шедевров!
Представляете, первая картина, встретившая меня в галерее, оказалась знаменитые «Подсолнухи» Ван Гога! Радостно и солнечно! А я в этом увидела особый знак.
               

К пониманию Ван Гога я шла долго и непросто. Ещё в молодости  случайно прочла книгу Ирвина Стоуна (теперь он один из моих любимых авторов) «Жажда жизни». Книга меня потрясла. Я возвращалась к ней трижды в разные годы своей жизни, и всякий раз испытывала чувство изысканного  интеллектуального удовольствия. Но сами картины Ван Гога мне абсолютно не нравились. Много позже, когда я начала путешествовать по Европе, Ван Гог как будто преследовал меня. Наверное, воспитывал мой художественный вкус.
Например, в Риме мы с мужем отстояли почти 2 часа в очереди на передвижную выставку его картин в Музеях Капитолия. Тогда меня впервые зацепили «Едоки картофеля» и «Ирисы». Потом выставка во Флоренции (!!!), картины в музее де Орсе, и только потом сознательное изучение работ в нашем музее имени Пушкина. Позже, замечательная интерактивная выставка в арт-плей центре в Москве. Словом, всюду Ван Гог. И я полюбила этого художника, и его чистый цвет (фовизм), и его мазок.
Вот и в Лондоне меня первым встретил Ван Гог!
Налюбовавшись  картинами Караваджо,  Боттичелли,  Веронезе,  Каналетто, всех не перечесть, я больше всего времени уделила загадочному шедевру Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах». Возле неё всё время толпились люди. Видимо, этому способствовала невольная реклама Дэна Брауна, которую он сделал этому шедевру в скандальном романе «Код да Винчи». Перед отъездом я вновь перечитала эту книгу, и вновь с большим интересом. В Лондоне частные гиды даже предлагают специальную экскурсию «Лондон Дэна Брауна».
Я дважды посетила Лондонскую Национальную Галерею, и дважды меня тянуло к «Мадонне» да Винчи. Картина синевато-тёмная, сильно отличается от соседних картин по колористике. Возможно, опять сказались эксперименты Леонардо с красками.
 

Была и курьёзная встреча в Лондонской галерее. Зал Леонардо соседствует с залом Сандро Боттичелли. Сидя на банкетке перед «Мадонной в скалах», можно по диагонали смотреть и на картину Боттичелли «Венера и Марс». Картина очень изящная, я бы сказала певуче-тягучая, как и многие работы моего любимого итальянца. И вдруг я услышала довольно громкие разговоры и даже смех, повернула голову в сторону зала Боттичелли и увидела очень смешную группу пожилых англичанок. Все они были одеты в красно-фиолетовые наряды и ярко-красные шляпы различных фасонов, причём явно ручной работы. Женщины сгрудились перед шедевром Боттичелли и что-то бурно обсуждали, тыкая пальцами в картину. Они своим видом и поведением внесли большое оживление в тихую атмосферу залов. Я не удержалась и подошла к ним поближе, пытаясь понять, что же их так взволновало в картине, но так и не поняла. Зато мне удалось прочитать на их эмблемах-значках слова «Health and funny». Здоровье и смех?
Эта забавная группа начала разбредаться по музею, поэтому мне не удалось их кучно сфотографировать. Да и неудобно. Но они явно всех развеселили.


А вот в музей естествознания мне попасть не удалось. Причина проста – огромная очередь! Оказывается, это самый популярный музей Лондона и всё потому, что все хотят посмотреть на огромный настоящий скелет динозавра, эффектно расположенный в первом зале музея. Но я не расстроилась, что осталась «без динозавра» на закуску. Мне хватило шедевров, собранных в музее Виктории и Альберта, от которых действительно голова идёт кругом!
Возвращалась я домой в отель мимо музея науки, мимо лондонской консерватории, мимо Альберт-холла. Кстати, об этом знаменитом концертном зале у англичан ходит такой анекдот: где английский композитор может услышать своё сочинение дважды – только в Альберт-холле – там сильное эхо. Так здраво англичане оценивают значимость своих композиторов в мировой культуре. Что ж, они правы.
          Я в который  раз  восхитилась величественным монументом принцу Альберту, поставленным  королевой Викторией своему незабвенному и горячо любимому супругу, другу и помощнику в государственных делах. Монумент впечатляет в любую погоду, потому что он выполнен в неоготическом стиле, и золотая фигура Альберта в костюме кавалера Ордена Подвязки  олицетворяет великого деятеля науки, искусства, философии и предпринимательства на четырёх континентах Земли – в Азии, в Африке, в Америке и в Европе. Так символично запечатлел архитектор Георг Гилберт Скотт, бесспорно,  незаурядную личность принца Альберта. Монумент стоит на месте, где ранее располагалась первая всемирная выставка достижений 1851 года. И деньги от проведения этой выставки Виктория и Альберт потратили на создание музея художественных шедевров.
               

Мне показалось любопытным и немного смешным, что на расстоянии примерно 200 метров друг от друга стоят два величественных принца Альберта. Я имею ввиду и второй монумент перед зданием знаменитого Альберт-холла. Ну чем ни культ личности!
               

Закончила я свой последний день в Лондоне в очаровательном сквере «под ключ» возле церкви святого Джеймса, мимо которой я проходила каждый день, а вот посидеть под огромным платаном, окружённым душистыми нарциссами, не удавалось ни разу.
Зато в последние часы я насладилась покоем и очарованием этого места. Перечитала свои записи о Лондоне, откорректировала написанные стихи, перебирая в мыслях события и факты этой насыщенной лондонской недели. Вспомнила и поездки в Виндзорский замок, и в Оксфорд, и в Стратфорд-на-Эйвоне, пока меня не побеспокоил служащий, объясняя, что сквер закрывается. Вот вам и сады «под ключ»!
               

До моего отеля от этого скверика каких-нибудь сто метров. Я шла неспешно. И как будто на прощанье туристическая судьба подарила мне открыточный  кадр.
               

На этом кадре запечатлены все узнаваемые символы Лондона:  красные двухэтажные автобусы и красная телефонная будка, утратившая в XXI веке свою прямую функцию. Мне стало грустно, потому что я вдруг чётко осознала, что нет ничего вечного в этом мире.

Но это всё будет позже, завтра, а пока меня просто трясло от негодования, что мне предстоит пройти пешком до следующей станции метро Charing Cross, пусть даже по знаменитой улице Whitehall.
Боже, дай мне сил! Помоги добраться до дома, то есть до моего отеля!
И Бог помог, как делал уже много-много раз. Благодарю Его неустанно!

Я начала свой рассказ о Лондоне с негодующих восклицаний. Да, так всё и было. В тот день в метро у меня был настоящий стресс. Такого острого чувства ненависти я не испытывала, пожалуй, никогда. Ненависти, гнева и беспомощности одновременно. А вот туристического стресса (читай – восторга) от моего пребывания в Лондоне почему-то не случилось. Почему?
Я не покорила этот город. И он мне не покорился, а значит остался чужим и отстранённым.
Много лет мой муж, побывавший в Лондоне неоднократно в конце девяностых годов прошлого века, внушал мне мысль, что
ЛОНДОН – СТОЛИЦА МИРА.
Я не могла с ним спорить, потому что сама ещё не бывала в этом городе. Но вот теперь, когда я уже неплохо знаю и Лондон, и Париж, и Рим, и Мадрид, и Вену, и Прагу, и Будапешт, и Амстердам, и Лиссабон, и Мюнхен и ещё множество красивейших городов Европы, я могу смело заявить –
СТОЛИЦА МИРА – МОСКВА!

5.04.2016г.